Секрет

Она недавно пришла в храм. Ее первые шаги под сводами старой церкви были робкими, но куда идти она все же знала. Все свидетельствовало о том, что опыт духовной жизни она все-таки имела. Таких обычно сразу записывают в «захожане» – зашла, купила свечку, перекрестилась, что-то прошептала пред выбранным образом, и на выход. Такой вот и была эта Марина. На вид ей было лет тридцать, а может чуть меньше. Недурна собой, одета по-современному. Но была какая-то печаль в ее глазах, хотя она постоянно улыбалась. Но улыбкой этой она, скорее всего, выражала своего рода защитную реакцию в среде, в которой еще не почувствовала себя «своей».
Тем не менее, она как-то быстро освоилась «где и что», и уже, войдя в пространство храма, привычно шла в левый придел, к церковному ящику, где писала свои записки «о здравии» и «о упокоении», но делала она это скорее машинально, потому что так было принято. Затем покупала несколько свечек и отходила. Во время службы стояла тихо в сторонке, обычно не выдвигаясь в первые ряды, уступая «лучшие места» в храме постоянным прихожанам, пожилым и мамашам с детьми. И все это также делала со своей отрешенной улыбкой.
Батюшка Павел не сразу приметил новую прихожанку. Пару раз она подходила к исповеди, говорила какие-то дежурные фразы, мол, грешна и словом, и делом. Отец Павел спрашивал ее имя (никак не мог запомнить с первого раза) и отпускал грехи. Марина причащалась и уходила до следующих выходных.
Нельзя сказать, что она посещала храм каждый воскресный день, но бывала здесь регулярно.
Однажды, во время исповеди, она вдруг обратилась к батюшке с вопросом:
- Скажите, а Вас не смущает, что я каждый раз говорю Вам одно и тоже, а Вы отпускаете мне грехи. Это как-то формально.
- Да ничего странного я здесь, милая, не вижу. Просто совесть твоя пока еще молчит, наверное, собирается сказать что-то важное, раз ты затеяла такой разговор. – смиренно ответил отец Павел.
- Да, отец Павел. Вы видите, я даже знаю, как Вас звать. Я долго присматривалась к Вам и решила, что Вы как раз есть тот человек, который поймет меня.
- Что же ты хочешь сказать? – спросил отец Павел.
Отец Павел был человек богатого жизненного опыта. Говорили, что он много в свое время претерпел от безбожных властей, но с жизненными испытаниями справился, приобретя бесценный духовный опыт и закалку. Был молитвенником, знатоком церковного устава, но и не чурался новых веяний в науке, культуре, искусстве. Неспешный и рассудительный, он был приятным собеседником, а в каких-то случаях, и мудрым наставником.
С таким богатым жизненным опытом он быстро заслужил доверие прихожан. Зная его добрую справедливую натуру, к нему за советом шел, как говориться, «и стар, и млад».
Особенно обращались за советом молодые люди, которых «достала» тема «отцов и детей». Но и пожилые прихожане находили в лице отца Павла ответы на многие трудноразрешимые жизненные ситуации, потому что он, казалось, знал все.
Ему было уже глубоко за шестьдесят, рост выше среднего, прямой, выглядел бодро. Седые длинные волосы всегда аккуратно были уложены и прихвачены на затылке резинкой, носил длинную, но тоже ухоженную бороду, и всем своим видом немного смахивал на какого-то писателя-классика.
Носил отец Павел обычно черный священнический подрясник греческого покроя, из-под которого всегда выглядывала полоска белого воротничка рубашки. Он был аккуратен и всегда следил, чтобы ничем не запачкать свою одежду. На полах его рясы никогда нельзя было заметить ни капли от растопленного воска или следов от напудренного ладана, она была чиста, отглажена и мягкими складками спадала с его плеч. Прихожане любили слушать его простые, но всегда со смыслом проповеди.
…Марина посмотрела на отца Павла со своей защитной улыбкой и спросила:
- Вам читать по бумажке? Я написала, – она в этот момент как-то засмущалась, – По-моему, это скорее не грех… Я хотела…, может быть, спросить у Вас совета, как мне поступить, и что делать?
- А вот как тебе удобно, так и говори, – сказал ей в ответ отец Павел. – А то у тебя получается какое-то классическое начало «кто виноват?» и «что делать?», – батюшка почувствовал, что высказаться, ей надо расслабиться и, таким образом, хотел разрядить ситуацию напряжения, пошутив над словами Марины.
Она снова глупо улыбнулась и выдохнула:
- Я пережила развод с любимым человеком. Сейчас я одна, и мне одиноко и плохо.
- А сколько вы прожили со своим мужем? – спросил отец Павел.
- Около пяти лет.
- Даа, это можно назвать сроком, – заметил батюшка. – А дети есть?
- Нет.
- А что же так?
- Он не хотел, да и я, если честно, ему поддакивала. Все хотели пожить для себя…
- Вот и пожили, – сказал со вздохом отец Павел. - Ну, а из-за чего все же разошлись?
- Он разлюбил.
- А ты?
- Я тоже разлюбила.
- Нехорошо у вас получается… А вот скажи, а любили ли вы друг друга?
- Конечно, мы же были вместе.
- Ээээ, милая, это ведь как посмотреть… Получается как? Встретились, приглянулись друг другу, да так, что в народе говорят «крыша съехала», и пустились во все тяжкие. И до замужества, наверняка, прошли сквозь все «медные трубы»? А ведь, моя дорогая, плотская страсть – это не любовь. Вот, ты мне скажи, а что вы вместе прочитали, что посмотрели, что обсудили? Куда вместе сходили или съездили, что увидали? Кому помогли? О чем мечтали? Иными словами, а каков был ваш с ним духовный мир?

Отец Павел снова задумался.
– Даа, чувствую, никакого духовного единства в вас и не было! Встречи, компании, вино, развлечения, постель…
- Откуда Вы знаете, как было у нас? – с некоторым вызовом возразила Марина. – Ну да, мы жили весело. И даже, порой, на хлеб не хватало, но были вместе.
- А  когда поженились, вдруг устали друг от друга? – спросил отец Павел. – Да такое сплошь и рядом… Скажи, а вы хоть Бога вспоминали?
- Мы не заморачивались этими вопросами, – ответила Марина, смущаясь чего-то.
- Вот то-то и оно, что это всегда на втором или третьем плане. Хорошо любить, а вот познать, что такое любовь на самом деле – это великий труд, к которому нужно быть готовым. К сожалению, в школе этому не учат. – посетовал отец Павел. А потом, немного подумав, сказал – А хочешь я тебе раскрою секрет твоего неудачного брака?
- Разве есть секрет в том, что разлюбили?
- Неет, дорогая, не разлюбили, вы ведь даже и не познали, что такое любовь, – ответил отец Павел. – Не познали… Вот мне тут рассказали один случай. Однажды в ЗАГСе нашего города провели опрос. Он фактически состоял-то из одного вопроса – «Чего ты хочешь от своего брака?» Опрашивали только невест, их было десять. И, знаешь, что они ответили?
- Вы даже, батюшка, меня заинтриговали, – сказала с нетерпением Марина.
- Ответы были «просты как день», одна хотела быть счастливой, другая – жить в достатке, третья хотела детей, четвертая – путешествовать, пятая – иметь свой большой дом…, и так каждая хотела что-то получить от брака, от мужа или его семьи. И, заметь, из всех невест только одна, понимаешь, только одна сказала, что хочет, чтобы был счастлив с ней он, ее избранник, ее муж! Вот это был поистине христианский ответ.
Отец Павел немного помолчал, а потом продолжил, – Вот часто спрашиваешь молодоженов: «А ваш брак венчаный?» «Нет, - отвечают, - к этому серьезному шагу нужно подготовиться». Как будто, поженившись, они сделали шаг безответственный. Я на это всегда говорю, что семейную жизнь нужно начинать с этого Таинства. Понимаешь, Таинства! В Таинстве Венчания муж и жена понимают, что самое главное в их жизни – это отныне служение друг другу. Своего рода, совершение подвига друг ради друга. Знаешь, как мученики совершали подвиг веры ради Христа. За что их увенчивали коронами или венцами. Так и здесь, муж и жена дают слово, обещание Богу служить друг другу, жить друг ради друга. Только за одно это слово, данное Богу, Господь и подает счастливый брак. Но если слово дал, так и держи его, иначе сам все и разрушишь. А кульминацией этих новых отношений станет рождение новой жизни. Посмотри, как это здорово, просто чудесно дать жизнь новой жизни. Муж и жена, уподобляясь Богу, становятся творцами, а не тварями. Поняла ли секрет-то?
- Да, батюшка, понять-то поняла, а что мне сейчас делать, ведь назад все не вернешь? – спросила жалобно Марина. – Да и годы уходят.
Отец Павел вновь задумался, а затем спросил, – А тебе зачем замуж?
- Ну как же, чтобы дом был, семья, дети. Вы же об этом только что говорили.
- Нет, не об этом. Скажи-ка ты мне, вот ты в церковь ходишь, а любишь ли ты Иисуса Христа?
- Конечно, – ответила, не задумываясь, Марина
- Но ведь ты Его не видела, не слышала, по сути и не знаешь. Как же ты можешь любить? В Евангелии есть такие слова Господа – «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдает». Понимаешь? А какие заповеди?
Марина, снова не задумываясь, стала вспоминать из когда-то где-то услышанного – Не убей, не укради, не прелюбодействуй…
- Правильно, правильно, – улыбнулся отец Павел, – но к твоему-то случаю это как относится?
- Не знаю, – ответила Марина, понимая, что с ответом «не попала», и «божий секрет» не раскрыла.
- А вот посмотри, Господь пришел на эту землю, чтобы послужить. Кому? Да любому человеку! Вот и весь секрет в этом простом деле – отношения будут складываться, если будем стремиться служить друг другу. Да, детка, это трудно, но другого пути нет. А тебе, моя сладкая, дам один совет – начни делать добро. Помаленьку, но каждый день и Господь вознаградит тебя душевным миром и спокойствием, а будешь достойна, может и человека пошлет. Но тут уж не зевай, как говориться, вспоминай про тот социологический опрос, в котором невесты участвовали.
Отец Павел накрыл Марину епитрахилью и прочитал над ней разрешительную молитву.
- Иди с Богом!
- Благодарю, мне надо все обдумать, – сказала Марина. Она еще не встречала такого простого, но одновременно такого сложного ответа, и в своих раздумьях отошла от аналоя…
…Через неделю, Марина пришла в храм с новом вопросом и сразу направилась к отцу Павлу.
- Ого, опять ты! Старая знакомая! – с усмешкой встретил ее отец Павел. – На этот раз что стряслось?
- Хочу у Вас, батюшка, выведать еще секрет, – Марина просительно посмотрела на священника.
- Ишь ты, – удивился отец Павел. – А может я не знаю никаких больше секретов.
Эта игра могла закончится ничем, потому что отец Павел не любил, когда к нему подходил кто-то с вопросами угадать будущее или благословить на заведомо фантастические планы. Обычно он отвечал таким просителям: «Я ведь неграмотный».
Но тут он сразу сосредоточился и серьезно спросил вновь: - Что случилось-то?
- Я хотела бы спросить Вас, что мне делать, когда я злюсь в храме? Прихожу, встаю в сторонке, наблюдаю, как люди разговаривают, дети бегают, мешают молиться.
- Это, дорогая Марина, не тебе мешают, а ты сама отвлекаешься, потому что Бог у тебя не на первом плане.
- Как же это? – с недоумением спросила Марина.
- А вот так! Не помню уж кто из опытных говорил, «а ты попробуй в момент искушений устремить свой взгляд на горящую свечу, и начни поминать о здравии тех, кого помнишь, старайся вспомнить всех». И тогда на других тебе времени не останется, вся будешь в молитве и врага рода человеческого посрамишь и людей не осудишь, а значит сама «не судима будешь».
-  Ой, как здорово и просто! – воскликнула Марина.
- Нет, деточка, это не просто. Я тебе хочу послушание дать. Чтобы понимать «секреты» нашей веры, учись все измерять Господом Иисусом Христом. Чаще задавай себе вопрос: «А как бы Христос поступил на моем месте?» и ищи ответ в главной книге, которая есть Святое Евангелие. Не все сразу поймешь, что-то и спросишь. А я тебе эту книгу подарю. Подожди немного.
И отец Павел скрылся в алтаре. Через некоторое время вышел и вручил Марине новенькое издание Четвероевангелия. Марина была благодарна, с благоговением взяла в руки книгу и машинально открыла первую страницу. На обложке, рукою священника, была сделана надпись: «Полюби читать эту книгу. Она ключ к секретам жизни. Твой недостойный богомолец, иерей Павел».

2 ноября 2020 г.


Рецензии