Пентеконтера в мусульманском обществе

Что такое – пентеконтера? В современной европейской философской традиции возникло учение о так называемых «лишних людях», с помощью которых древнегреческая цивилизации совершила качественный скачок в переходе от практического мышления к теоретическому, развитию тактики и стратегии. Краткая суть его в том, что традиционные общества Греции отличались высоким уровнем рождаемости - в связи с высокой детской смертностью это было необходимо, чтобы обеспечить хотя бы одного наследника, однако – в некоторых семьях выживало двое или трое сыновей, младшим из которых ни материального наследства (в виде земельного надела или дома), ни практического наследства (в виде обучения семейной профессии: кузнец, плотник, гончар…) не полагалось. «Лишние люди» по достижении совершеннолетия попросту отправлялись на вольные хлеба. Изобретение пентеконтеры или 50-весельной галеры давало им возможность вступить в ряды команды и обеспечить себе пропитание. Это могло быть как занятие торговлей, рыболовством, так и переселение на другие, незанятые территории. Однако, некоторым неординарным капитанам пришла идея о том, что вместо поиска новых территорий можно напасть на старые, уже разработанные и очищенные поселения и силой взять все необходимое. Потребовалось несколько веков, чтобы жители поселений «додумались до объединений в укрепленные города» для противостояния нападавшим. В свою очередь – это потребовало от капитанов кораблей развития теоретического мышления, тактики и стратегии, чтобы каждый раз обойти защиту городов. Таким образом, развивалось аналитическое мышление греков в целом, что в итоге дало миру одну из великих древних цивилизаций.
В чем же смысл идеи? А в том, что развитие общества вне кризисных ситуаций рано или поздно приведет к стагнации или даже деградации.
Теперь вернемся к исламу. Древнее арабское общество находилось как раз в стадии стагнации. В нем происходила традиционная передача навыков и знаний от отца к сыну или от учителя к ученику посредством традиционных выработанных годами алгоритмов с последующим контролем их выполнения. В подобном обществе мышление не только не является полезной функцией, но в определенной степени оно даже вредно, поскольку мешает нарабатывать алгоритмы. Де-факто, это состояние арабского общества происходило начиная с эпохи Пророка Ибрахима вплоть до прихода ислама. Изменить и способствовать развитию общества могла только так называемая «аномалия», которой стал приход религии Ислам, и специалист, обладающий качествами гораздо выше средних – Пророк.
Но одного этого было мало. Аномалия, должна была быть «несовместимой с прежним образом жизни, должна был представляться как абсолютно новая истина, однако вместе с тем быть: неустранимой, типичной и повторяющейся». Эти ее качества обеспечивались и поддерживались Пророком и первой мусульманской общиной. Жизненно важная социальная   ситуация, решение   которой невозможно   без   активного   участия   навыка   теоретического мышления и которая поэтому стимулирует становление и рост навыка теоретически мыслить была обеспечена путем противостояния мусульманской общины Мекки и традиционных многобожников, что вынудило сначала отринуть многие расовые и клановые предрассудки, обеспечить эффективное взаимодействие между членами общины, выработать методы по снижению эффективности блокады, а затем и вовсе – выйти на дипломатические контакты и основать общину в Эфиопии, а затем – и новое государство в Медине.
Образование совершенно новой уммы и государства с абсолютно новой системой потребовало полного декодирования и повторного кодирования мышления первых мусульман. На первом этапе им, под руководством Пророка, а иначе это и не могло происходить, пришлось полностью отвергнуть наработанные в течение всей своей жизни алгоритмы. Возможно ли это? Да, если мы будем брать в качестве руководителя человека с абсолютно иными духовными качествами, каким и являлся Пророк. А затем, в качестве второго этапа им предстояло синтезировать новые алгоритмы, которые бы соответствовали законам ислама. Этот процесс оказывался крайне благотворным для развития аналитического мышления, тактических и стратегических функций мозга. Иначе говоря, подобная перезагрузка приводила к постепенному появлению в умме людей, которые по своим психологических характеристикам и уровню интеллекта стояли гораздо выше над средними в мире, были реальными лидерами, подчиненными исключительно Всевышнему и способными вести за собой народ. Это и произошло в ближайшие годы. Иначе как можно объяснить (кроме прямого Божественного вмешательства) факты, когда горстка сподвижников-мусульман обращала в ислам целые регионы и государства? Или как мусульмане «Золотого века Халифата» настолько смогли продвинуть вперед науку, что по их книгам, переведенным на латынь, преподавали университеты Европы вплоть до 19 века?
Нередко можно прочитать упреки в том, что современные мусульманские страны и регионы погрязли в стагнации, коррупции и вообще – на фоне Европы или Северной Америки выглядят деградирующими. С точки зрения пентеконтера современная мусульманская умма нуждается в появлении современных лидеров и что «передача тысячелетних алгоритмов из уст в уста», какой бы она не была эффективной, в настоящем себя частично изжила, для мусульман крайне необходим новый толчок для развития мыслительных процессов и развития собственного наследия, а не простое «соглашение» или «отрицание» наработанного западным миром. Появление нового Пророка или религии невозможно – Ислам был последней религией, а Пророк Мухаммад – последним Пророком. Однако, в современной умме периодически появляются неординарные личности: алимы, ученые, исследователи, общественные деятели, которые способны изменить традиционные алгоритмы, не вмешиваясь при этом в законы и положения ислама, что приведет к бурному развитию современного мусульманского общества.


Рецензии