Трудный поход Алькесте

                ТРУДНЫЙ  ПОХОД  «АЛЬКЕСТЕ»
               
               
               
 Знаменитая  картина Теодора  Жерико (1791 – 1824),написанная  в  1818  году  и  хранящаяся  в  Лувре, отобразила  ужаснейшую  трагедию  мореплавания. После  кораблекрушения  французского  фрегата  «Медуза»  в  1816  году  у  берегов  Мавритании, когда  её  капитан  Гуго  Дюруа  де  Шамарей  бросил  спасательный  плот  с  людьми  на  произвол  судьбы, в  результате  чего  132  человека, 13  дней  дрейфуя  в  море, умерли  от голода, жажды, драк, самоубийств  и  каннибализма, вызвал  возмущение  не  только  во  Франции.

Однако, произошедший  в  1817  году  трагический  инцидент  с  британским  фрегатом  «Алькесте», наоборот, явил  пример  большой  ответственности, дисциплины  и  смелости  капитана  фрегата  Мюррея  Максвелла  (1775 – 1831).
Фрегат «Алькесте»  ушёл  из  Спитхэда  для  выполнпения  дипломатической  миссии: ему  была  поручено  доставить  лорда  Уильяма  Питта  Амхерста  в  Китай, чтобы  установить  отношения  Британии  и  далёкой  непознанной  страны. Преодолев  огромное  расстояние, «Алькесте»  пришёл  в  Кантон  (Гуанчжоу), откуда  Амхерст  отправился  по  суше  в  Пекин. В  его  отсутствие  капитан  Максвелл  провёл  ценные  исследования  берегов  Китая, Кореи  и  Окинавы.
К  сожалению, визит  лорда  завершился  неудачей: гордый  англичанин  отказался  выполнить  условие  китайских  чиновников – пасть  ниц  перед  императором, считавшим  другие  нации  низшими, и  их  встреча  не  состоялась.

После  длительного  плавания  «Алькесте»  нуждался  в  ремонте, чтобы  подготовиться  к  обратному  пути. Потребовалась  швартовка  в  Жемчужной  реке, недалеко  от  Кантона, но  китайские  власти  отказали  в  этом, не приняли  подарок  короля  Георга и  даже  пригрозили    открыть  огонь  из  береговых  артиллерийских  орудий, охраняющих  реку, если  Максвелл  приблизится  к  берегу.
Капитан  действовал  решительно: он  обстрелял  китайские  батареи  и  потопил  атакующие  корабль  джонки. Пришвартовался  и  приступил  к  ремонту, ожидая  лорда. После  прибытия  Амхерста  со  своей  свитой, «Алькесте», имея  на  борту  257  человек, отправился  на  родину.

Путь  фрегата  пролегал  по  неизведанным  водам  Южно – Китайских  морей, таящих  множество  подводных  рифов  и  отмелей, с  неустойчивой  погодой  и  частыми  штормами. 18  февраля  1817  года  в  Гаспарском  проливе  фрегат  наткнулся  на  рифы  и  получил  пробоину, откачать  непрерывно  поступающую  воду  не  удалось, плотник  Чеффи  сообщил  капитану, что  судно  не  подлежит  ремонту. Приняв  все  меры  к  спасению  людей, Максвелл  приказал  своему  первому  лейтенанту  Генри  Хоппнеру  доставить  лорда  и  его  свиту  на  близлежащий  остров  Пуалу  Лиат. Помимо  имевшихся  спасательных  лодок  соорудили  большой  плот, на  котором  разместили  основную  часть  потерпевших  кораблекрушение. Было  решено  отправить  лорда  Амхерста  в  Батавию  (Джакарта), находившуюся  в  200  милях  от  места  крушения, чтобы  организовать  дальнейшее  спасение.
Капитан  Максвелл  с  оставшимися  (около  200  человек), прибывшими  на  лодках  и  плоту, ожидал  на  острове  Пуалу  Лиат. Он  направил  команду  добровольцев  к  месту  крушения, чтобы  забрать  сохранившиеся  припасы, но  неожиданно  появившиеся  малайские  пираты  вынудили  смельчаков  отступить. Пираты  разграбили  почти  всё, что  нашли  на  разрушенном  корабле, а  затем  сожгли  его. Максвелл, предвидя  очередное  нападение  пиратов  на  остров, где  они  находились, стал  укреплять  лагерь, чтобы  защитить  своих  людей. Некоторое  количество  муки  и  вина  всё  же  удалось  найти  среди  обгоревших  обломков  фрегата. Прошло  несколько  дней, пираты, прибывая  к  острову  на  лодках, снова  напали  на  лагерь. Максвелл  умело  руководил  обороной, в  результате  многие  из  атакующих  были  убиты.
Пиратское  нападение  внезапно  прекратилось, они  заметили  приближение  к  острову  какого – то  военного  корабля, быстро  погрузились  в  свои  лодки  и  ушли. Судно  оказалось  британским  бригом  «Тернате»: его  встретил  по  пути  в  Батавию  лорд  Амхерст  и  привёл  на  Пуалу  Лиат  для  спасения  Максвелла  и  его  людей. На  этот  корабль  и  перешли  все  потерпевшие  кораблекрушение. Бриг  доставил  их  в  Батавию, где  был  зафрахтован  другой  корабль  «Цезарь»  для  возвращения  пострадавших  с  «Алькесте»  на  родину, в  Британию.
Так, благодаря  капитану  фрегата  «Алькесте»  Мюррею  Максвеллу  в  результате  кораблекрушения  не  погиб  ни  один  человек, все  вернулись  домой.

Капитана  М. Максвелла  провозгласили  героем, посвятили  в  рыцари в  1818  году. Он  баллотировался  в  парламент, но  во  время  дебатов  в  Ковент – Гардене  был  серьёзно  ранен: из  толпы  в  него  бросили  булыжник, попавший  в  спину. После  чего, Максвелл  уже  не смог  оправиться  до  конца  своих  дней, удар  повредил  лёгкие, что  привело  к  смерти  в  56  лет.
Лорд  Амхерст  стал  губернатором  Индии  с  1823  по  1828  годы.

Много  лет  спустя  Корея  выпустила  почтовую  марку  с  изображением  М. Максвелла  за  его  вклад  в  исследование  страны.

Примечание: Фрегат  «Алькесте», бывший  французский  «Минерве», захвачен  и переименован  англичанами в  честь  Алкестиды  из  древнегреческой  мифологии – дочери  царя  Пелия, жены  Адмета.

1  ноября  2020  года.                Вячеслав  Прытков. 


Рецензии
Главная задача любого капитана, чтобы по выполнении задания все вернулись домой.
Англия славилась моряками, но вот демократия в те годы явно хромала.
С теплом и уважением,
Виктор

Виктор Афсари   04.11.2020 20:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.