Тевье-молочник

(Театр «ТеНер» в «Театральном Подвале» на Шкулева, 15/18. Режиссёр: Александра Неронова)

«Глупая! - отвечаю я. - Когда бог явился нашему праотцу Аврааму и сказал ему: "Изыди из страны своей", - Авраам не стал спрашивать куда? Бог сказал ему: "В страну, которую я укажу тебе..." А значит это - на все четыре стороны... Пойдем, куда глаза глядят, куда все идут. Что со всеми будет, то и со мной».
(Шолом-Алейхем. «Тевье-молочник»)

Вот так, успокаивая старшую дочь, на первый взгляд безропотно, отправляется в изгнание с остатками семьи Тевье-молочник. И мы едва ли можем представить, какие бури бушуют в душе у этого сильного и очень  доброго человека...

***

Вся жизнь Тевье и его семьи, вплоть до этого самого «Изыди!» пролетает на сцене Театрального Подвала за три с лишним часа. Долгая жизнь, полная тяжкого труда, скорби и разочарований. Но, что бы ни происходило, главный герой спектакля, роль которого просто блестяще  исполняет Константин Лазаревский, не отчаивается. Ибо всегда приходят ему на помощь бессмертные цитаты из Священного писания. Правда, толкует их нам Тевье несколько по-своему, ибо на собственном горьком опыте  знает, что писание — это, конечно, хорошо, да вот только жизнь — она своё пишет...

Согласитесь, нелегко быть отцом пятерых дочерей-красавиц! И заботиться не только о том, как прокормить столь многочисленное семейство, но и как удачно выдать дочек замуж. И недаром кружит поблизости веселый сват Эфраим (Грант Туманов). Ведь все дочери молочника без исключения записаны в его особую книжечку, и он только и ждёт, когда они вырастут, чтобы приняться за свою любимую работу! 

Но, как назло, все идёт совсем не так, как хотелось бы и свату, и Тевье. Старшая дочь молочника, милая и нежная певунья Цейтл (Ирина Потапова), только что так удачно посватанная отцом за богатого (и к тому же, весьма симпатичного) мясника (Артемий Астахов), вдруг с рыданиями бросается на шею Тевье и заявляет, что  и голодать готова, и работать днём и ночью, только бы стал ее мужем красавец портной — Мотл Камзол (Вениамин Латерман).

Что же делать? И Тевье поступает очень мудро: мало того, что, презрев богатство мясниково, благословляет молодых, так ещё и разыгрывает перед терпеливой женой своей Голдой (Мария Лазаревская) целый спектакль в духе ночных ужастиков Альфреда Хичкока! (Если что, я знаю, что Хичкок, начал пугать народ  значительно позже, но это так, к слову пришлось).
И зрители хохочут от души, и в обмане нисколько Тевье  не упрекают. Потому что это очень даже правильно — выходить замуж по любви, да ещё и с одобрения почившей бабушки!

Не выходит замуж за богатого и вторая  по старшинству дочь молочника. Годл (Анастасия Броварец) всей душой полюбила учителя Абрама Перчика (Денис Бенимана) и готова ехать за ним... ну хоть в Сибирь! И не только готова, но и в действительности едет. Ибо муж ее — человек просто выдающийся, и думает не только о себе, а о благе всех угнетенных и обиженных людей планеты. А значит, непременно должен за это отсидеть.

Конечно, не нравится  нашему дорогому Тевье, что две его дочери вынуждены теперь своим трудом кусок хлеба зарабатывать, но они хоть отцовское благословение получили! А любимая дочь, умница и  красавица Хава (Ева Латерман) — смотрите, что отчебучила! Мало того, что без разрешения из дома сбежала, да не к еврею, а к писарю Федьке (Милош Миерт)! Да ещё и к отцу не вышла, когда тот пришёл к попу (Алексей Колчин) кланяться, чтобы освободил тот родное дитя от своей «опеки».
Ну уж тут, скажу я вам, никакая отцовская любовь, священным писанием воспеваемая,  оскорбленную гордость перевесить не сумела. Вычеркнул Тевье Хаву из списка своих дочерей, вырвал ее и из сердца отцовского!

***

Частенько так в театре бывает: просмеётся зритель от начала спектакля аж до антракта, а во втором отделении плакать будет. Так и на сей раз получилось: свалились на семью полюбившегося нам Тевье такие горести, что все его прежние печали по поводу бедности зятьёв чепухой ему показались! И как тут не вспомнить одну из «присказок» Тевье: «Потому что, если бог захочет, чтобы колесо повернулось в обратную сторону, так все летит к черту, маслом вниз...»

Вначале утопилась из-за несчастной любви дочь Шпринца (Екатерина Власова). И не думала, не гадала славная еврейская девушка, что против бескорыстной любви ее к богатею Арончику (Даниил Левицкий) выступит его меркантильный дядя (Владимир Ардов), срочно вызванный черт знает откуда встревоженной матерью (Светлана Кузина).

Потом умирает жена Тевье, Голда. А младшая дочь, Бейлка (Татьяна Рябинина) выходит замуж за богача Педоцура (снова Алексей Колчин). Она сразу теряет прежнюю свою живость и веселость, и даже соглашается на то, чтобы отец ее побыстрее отчалил куда-нибудь за границу. Ибо уж очень он со своей тележкой их, педоцурий, престиж подрывает!

Отмечу, что достаточно долгий, с одним антрактом спектакль, смотрится очень легко. Музыка Дмитрия Шостаковича и Александры Нероновой; еврейские народные песни и танцы, и ставшая уже привычной в Театральном Подвале эффектная игра с конторовым светом привлекают зрителя. А работа художников-гримеров Евы Латерман и Екатерины Полудень вызывает восхищение. Это ж надо — так умело превратить почти всю актерскую труппу в евреев! Чистые, красивые девичьи голоса и сильные мужские гармонично вплетаются в канву спектакля. Спектакль это непростой, со множеством персонажей, и все, кто были заняты в работе над ним, справились со своей задачей на пять с плюсом.

Последние, самые страшные сцены, мне уже удалось посмотреть несколько месяцев назад онлайн. Еврейские погромы начала прошлого века и выселение евреев из деревень в определённые, только для них предназначенные места, разрушили, уничтожили все то, что строили, созидали эти трудолюбивые люди. Убили мечту старого молочника хоть перед смертью отдохнуть от тяжкой работы и пожить спокойно... И вот, является к Тевье делегация в составе сельского старосты (Алексей Колчин) и урядника (Артемий Астахов). И видно, что не хотят они выгонять из своей деревни доброго и справедливого человека, да ничего не попишешь: приказ есть приказ.

Концовка спектакля «Тевье-Молочник» реально аховая. Экран компьютера, безусловно, не смог передать всего того ужаса, который я испытала сегодня. Но я понимаю, что увидеть это было нужно. И мне, и другим зрителям. Потому что это — правда...

«А нет ли у тебя изречения насчет того, что люди сами поделили себя на евреев и неевреев, на господ и рабов, на богачей и нищих?» — вопрошала отца своего умная Хава. И сейчас, после просмотра спектакля, можно ответить: да, люди сделали это сами. Зачем? Чтобы хоть в чем-то почувствовать своё превосходство над другими. Хотя тем, кто поумнее, давным-давно известно, что все люди на нашей планете бывают только двух «национальностей»: люди хорошие и люди плохие. И — всё!


Рецензии