Учусь быть. Глава 9. Развитие ментальной силы ч. 2

Учусь быть. Памятка - http://proza.ru/2021/03/23/598

ВОЗВРАЩЕНИЕ, КАК ТРЕНИРОВКА МЕНТАЛЬНОЙ СИЛЫ

Практики по развитию ментальной силы состоят в наблюдении, как непрерывно длящемся процессе. Рассмотрим, что такое непрерывность вообще. Из физики известно, что любая непрерывность, как правило, есть некий циклический процесс определенной частоты. Возьмём, например, звуковые или световые волны. Благодаря тому, что эти волны обладают достаточно большой частотой, мы воспринимаем их как нечто непрерывное, непрерывный звук или непрерывный свет. Свет лампочки переменного тока состоит из череды вспышек, но воспринимается это как ровный свет. 60 герц - 60 вспышек в секунду! А кадры в киноленте, помните про 25й кадр? Получается, что мелькание 24 кадров в секунду мы воспринимаем на ровную картинку.
 
Сосредоточение внимания на объекте или процессе также обеспечивается за счет того, что мы непрерывно посылаем по направлению к нему импульсы внимания. Приведем фрагмент из книги Владимира Леви «Искусство быть собой»:

«Внимание должно двигаться, двигаться без конца, иначе… Иначе оно всё равно двигается, но куда?... Приборы показывают, что даже у неподвижно застывшего часового тело совершает лёгкие ритмично–аритмичные покачивания. Глаза, уставленные в одну точку, всё–таки совершают микродвижения. Даже крепкое сжатие кулака, если разобраться, тоже состоит из последовательных сжатий–разжатий, только очень быстрых, сливающихся…

Так же движется, колеблется и внимание, даже, казалось бы, неподвижно фиксированное на чем–то. Нет, сосредоточение – это ни в коем случае не неподвижное застывание: это повторное возвращение к предмету внимания, возвращение в наилучшем ритме! Когда ритм оптимален, тогда только и возникает ощущение непрерывности.

Всё, что само сосредотачивает, всё, что «втягивает» – всё ритмично, начиная с простых физиологических актов и кончая ритмами искусства. А главное правило сосредоточения звучит так: не бойтесь отклонения, бойтесь невозвращения!»

Из приведенной цитаты сделаем важный вывод: если мы направили внимание, сосредоточились, скажем, на барабанных перепонках, то непрерывность восприятия поддерживается постоянными импульсами внимания. Когда мы заметили, что внимание «ушло», перенаправилось на что-то другое, нужно «вернуть его на место». И что важно: вернуть не единожды, а возвращать, возвращать и возвращать в течение всей практики. Это повторное возвращение к объекту наблюдения подразумевает некоторый ритм, цикличность. Когда этот ритм найден, возникает ощущение непрерывности.

Обычно человеку трудно удержать внимание на одном объекте долгое время, если его этот самый объект не интересует. Пищей нетренированного (оно же непроизвольное) внимания является новизна. Съев новизну, внимание переключается. Оно динамично, всегда в движении, перескакивает с объекта на объект, с мысли на мысль. В определенный момент оно фокусируется на чем–то одном, а в следующий – уже на другом.

Поэтому задача практикующего обнаружить факт того, что внимание переключилось на другой объект или на собственный внутренний диалог, и вернуть его к объекту наблюдения. Вот это самое возращение и есть то, за счет чего мы тренируем наше внимание.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ВНИМАНИЯ НА ОБЪЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ - ЭТО ОСНОВНОЙ МЕТОД, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО МЫ ТРЕНИРУЕМ МЕНТАЛЬНУЮ СИЛУ.

Это можно назвать бдительностью. Представьте, что у вас в руках птица. Она пытается улететь, а ваша задача ее удержать. Важно, что птица - это не чемодан. Чемодан можно взять в руку и нести, практически не вспоминая о нем. С птицей так не получится, потому что, чрезмерно зажав ее в руках, можно причинить ей вред. Слишком разжав руки, вы рискуете, что птица улетит. Таким образом, птица вырывается из ваших рук, а вы ее не выпускаете, при этом опасаясь поранить. В такой ситуации вы ни на секунду не можете ослабить внимание. Вы постоянно направляете импульсы внимания, чтобы контролировать ситуацию.

Ваше внимание, словно птица, пытается вырваться из-под вашего контроля и переключиться на что-то другое. Вы же постоянно возвращаете и возвращаете его на место, собственно в чем и заключается ваш тренировочный процесс.

Мы знаем, как развивать физическую силу. Для этого мы делаем какие-либо повторяющиеся движения: мы приседаем, отжимаемся, подтягиваемся, поднимаем тяжести, вверх-вниз, вверх-вниз, раз-два, раз-два. В практиках по развитию ментальной силы упражнением ее тренировки является процесс возвращения к объекту наблюдения. Как только мы заметили, что переключились на другой объект или собственные мысли, нужно вернуть его к объекту наблюдения.

Схожесть с физическими упражнениями придает тот момент, что в большинстве упражнений мы совершаем работу только в одной фазе цикла. Например, отжимаясь или подтягиваясь, мы делаем усилие, двигаясь вверх. Вторая фаза (вниз) выполняется за счет гравитации. При наблюдении происходит нечто подобное: внимание «улетает» само, а мы своим усилием возвращаем его обратно. Когда частота этого возращения достигнет определенной величины, то мы получим ощущение непрерывности наблюдения.

Поэтому, выполняя одну из предложенных ниже практик, и обнаружив, что вы перестали наблюдать, просто вернитесь к наблюдению, просто вернись, потому что именно в этом маленьком действии, в акте возвращения внимания на объект наблюдения и состоит тренировка ментальной силы. Важно после возвращения, с одной стороны, не обвинять себя, что так случилось, что вы не смогли удерживать внимание, а с другой, не поддаваться мыслям типа: "У меня это никогда не получится". Все это пустая трата энергии.

Ещё раз вспомнить слова Владимира Леви: «Главное правило сосредоточения звучит так: не бойтесь отклонения, бойтесь невозвращения!»

Выше мы говорили, про три состояния, через которые мы проходим при попытках что-либо наблюдать: наблюдение - обнаружение себя ненаблюдающим -
 возвращение к объекту наблюдения.

Таким образом, можно сказать, что тренировка ментальной силы состоит в зацикливании этого процесса. Обнаружив себя ненаблюдающим мы снова даем себе установку на наблюдение и наблюдаем столько, сколько можем, пока опять не обнаружим себя ненаблюдающим и это обнаружение позволяет нам вернуть внимание на объект наблюдения. И так снова и снова.

ВРЕМЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ

По мере практики время возращения будет постепенно уменьшаться. Собственно это и есть основной объективно измеряемый показатель - время возвращения. Нетренированный человек может не вернуться совсем. Например, сядет медитировать, дальше у него в сознании начнет думаться (заметьте - само! ведь он не давал себе такого задания) о чем-то нужном или приятном, и так до истечения времени, которое он отвел себе для медитации. Или он может уснуть. Это не плохо и не хорошо. Это фактическое ваше нынешнее состояние. Это обычное дело для людей со слабой ментальной силой. И конечно же это не повод бросать практику.

Когда ментальной силы будет чуть больше, вы сможете рано или поздно обнаружить, что их внимание переключилось с объекта медитации на что-то другое. А заметив - вернуть! Давая себе установку на удержание внимания, например, на дыхании практикующий раз за разом будет уменьшать время пребывания в неосознанном состоянии. Это состояние может длиться от нескольких минут до нескольких секунд.

Конечно же, как и любая тренировка, это не линейный процесс. Ментальная сила
(как и физическая) записит от многих факторов. Сегодня, например, концентрировать и удерживать внимание тяжелее, чем вчера. А завтра - проще. Но в целом через несколько месяцев непрерывной практики тенденция будет вполне заметной.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Какое странное слово «есть». Не сразу поймешь, что это форма глагола «быть». Вот если скажем «был» или «буду», то «быть» напрашивается само собой. А «есть» стоит как-то особняком. Может потому, что оно чем-то принципиально отличается от «был» и «буду»?

И здесь зададимся вопросом - а есть ли я? Что мне дает основание утверждать моё собственное существование?

И здесь человек в состоянии сделать то, что не может ни одно другое существо - выполнить поворот на 180 градусов, направив внимание на собственное сознание. Чтобы обнаружить существование себя. Человеческое сознание может наблюдать самое себя - это ли не чудо! Это называют рефлексией.

Самая знаменитая фраза Декарта звучит так: «Мыслю, следовательно существую» (Cogito ergo sum). Перефразируя эту фразу, можно сказать, что наблюдаю, значит существую. Иначе, кто же наблюдает?

Начав наблюдать себя, я обнаруживаю себя, мыслящего, ощущающего, воспринимающего. Это позволяет испытывать особое ощущение, которое можно выразить, как «я существую» или «я есть». Это можно назвать я-присутствием, осознанностью или ощущением своей естьности.

Выполняя практики по развитию ментальной силы, мы делим свое внимание на две части: один вектор внимания направлен на объект наблюдения, а второй на себя, наблюдающего за этим объектом. Одна часть внимания занята наблюдением, а вторая самонаблюдением. Если нет самонаблюдения, то нет и наблюдения. Потому как, если мы не наблюдаем собственное сознание, которое в свою очередь наблюдает какой-то объект, то откуда мы знаем, что мы наблюдаем? Только так мы и можем понимать - наблюдая за собой наблюдающим.

Петр Успенский для иллюстрации этого момента использует образ обоюдоострой стрелы, направленной вовне и внутрь себя одновременно.

Разделение внимания - одновременное наблюдение за неким объектом (этим объектом может быть как внешний объект, так и собственные эмоции, движения, мысли) и за собой, наблюдающий этот объект, собой присутствующим, собой свидетельствующим, есть важное условие выполнения всех представленных ниже практик.

УДЕРЖАНИЕ ВНИМАНИЯ НА НАМЕРЕНИИ

Нетренированное внимание достаточно слабо. При этом для его тренировки, как мы об этом говорили, нужно часть внимания направить на наблюдение за неким объектом, ещё одну часть на наблюдение за своим сознанием. Но это еще не все. Для успешного выполнения практик, предложенных ниже, требуется выделить еще немного этого дефицитного ресурса для наблюдения за намерением. Вы наблюдаете за собственным дыханием (если брать традиционную медитацию), одновременно вы наблюдаете за собственным сознанием, которое наблюдает дыхание, а также наблюдаете за тем, чтобы не забыть, что собственно вы делаете!

Это третий момент, на котором нужно удерживать внимание - помнить о том, что и зачем я делаю. Потому иногда это называют памятованием - без этого сложно оставаться наблюдающим. Я не просто наблюдаю свое сознание, не просто ощущаю «я есть», но я все время помню о своем намерении наблюдать. Таким образом, мое сознание остается активным.

Забыв об этом, вы либо легко соскальзываете в собственные мысли, либо в вашем сознании начинают возникать зрительные образы, которые уводят вас за собой, либо вы просто засыпаете (если говорит о сидячей медитации). В результате вы перестаёте быть осознающим.

Намерение оставаться наблюдающим есть проявление вашей воли. Оно, это намерение, формирует некий центр, некую опору, которая позволяет вам поддерживать ваше свидетельствование, ваше присутствие.

Наблюдать - это акт моего свободного выбора, я принял решение о том, каково будет мое бытие «здесь и сейчас».

«КАК» ВАЖНЕЕ, ЧЕМ «ЧТО»

В своей будничной жизни свои цели мы обычно связываем с неким результатом. Например, мы решили пообедать. Именно наше представление о результате будет тем фактором, по которому мы определяем успешность наших действий. Скажем в это время, вам позвонил начальник и попросил срочно выслать ему отчет, который вы еще не закончили делать. Расставив приоритеты, вы конечно же веренетесь к компьютеру, доделаете отчет и только после того, как его отправите, вернетесь к намеченной цели - пообедать. Первая попытка была неудачной, попробуем еще раз!

Заметьте пообедать - что сделать? Вы не поставили цель - принимать пищу. Вы не ставите себе целью просто есть. Не ставите целью делание, как таковое. Цель состоит в результате - поесть! То есть мы ожидаем некий результат и этот результат есть некое событие в будущем. В данном случае пища, которую мы наметили съесть, должна оказаться у нас в желудке - это результат, которого мы ожидаем, и соответственно цель того, что мы делаем. Тем самым мы породили внутри себя время и в своем представлении движемся к нашей цели от прошлого к будущему. Наше настоящее в этом случае для нас не более чем средство достижения цели. Оно потеряло для нас всякую ценность.

Поэтому все, что находится в промежутке между намерением и результатом нас не слишком интересует. Например, когда мы принимаем пищу, мы обычно не концентрируемся на вкусовых ощущениях, на запахе пищи, на сервировке стола (можно прямо со сковородки, чтобы не мыть тарелку, правда ведь?), а механически орудуем вилкой и челюстями. Чтобы совместить, как говорится, приятное с полезным, параллельно мы о чем-то думаем (отметим, что думать можно о прошлом или будущем, настоящее можно только наблюдать), включаем телевизор или ролик в интернете, просматриваем почту, болтаем и проч. В общем наше внимание занято чем-то более интересным с нашей точки зрения, чем принятие пищи. Поэтому мы практически не ощущаем вкус и запах пищи, не замечаем момент, когда уже достаточно (вот оно - начало откладывания лишних килограммов!). В промежутке между намерением и результатом мы обычно отключаемся от момента сейчас. Нас мало интересует «как» мы это делаем, ибо наша цель состоит в том, чтобы получить результат.

Наше сознание несколько лучше видит действительность в то время, когда принимается установка на действие, когда выбирается цель, чтобы получить ожидаемый результат. Ведь, чтобы поставить цель, нужно осознать, где мы находимся, что с нами происходит, соизмерить свои желания и возможности. В это время активность мозга несколько повышается. Ощущаю ли чувство голода, что сделать, поесть или сделать зарядку, чем себя насытить - полезным салатом или вкусным печевом? Перед каждый запланированным действием имеется достаточно количество вводных, которые нужно проанализировать, чтобы определиться с тем, какого результата мы хотим достичь.

Чтобы получить информацию для принятия решения нужно снять показания со своих органов чувств (как минимум о наличии и степени чувства голода). Делать зарядку начну с завтрашнего дня, лучше поем. Что там есть вкусненького? После того, как цель поставлена, можно опять перейти на автопилот, совместив миграцию пищи с тарелки в желудок с просмотром ленты новостей.

Так мы привыкли жить, таково наше обычное бытие. И в этом самая большая трудность выполнения практик по развитию ментальной силы. Выполняя подобные практики, мы должны связывать нашу цель не с результатом (какой может быть результат от наблюдения, например, за кончиком носа?), а с неким качеством сознания, которое мы должны иметь, выполняя практику. Наша цель не в том «что» мы хотим сделать, а в том, «как» мы хотим это сделать.

Но наш мозг так не умеет! Сознание не умеет так функционировать! И оно начинает сопротивляться (включается внутренний диалог, появляется ощущение скуки, возникают сомнения в целесообразности практики). Да что там медитация, даже установка на то, чтобы принимать пищу с концетрацией внимания на вкусе и запахе пищи и без просмтора бесполезного ролика в ютубе требует огромных затрат воли!

В книге «Новая земля» Экхарта Толле читаем:
«Наша главная цель — дать возможность сознанию втекать в то, что мы делаем. Вторичной целью является то, чего мы хотим достичь посредством деланья. Несмотря на то, что прежде наше представление о цели всегда было связано с будущим, теперь появляется более глубокая цель, которую можно обнаружить только в настоящем через сведение времени к нулю».

Наша главная и единственная цель во время практик по развитию ментальной силы - это сохранение определенного качества сознания, которое мы назвали медитативным состоянием сознания. Поэтому «что» мы делаем имеет вторичное значение и по сути не слишком существенное. Более важно «как» мы это делаем - сохранение медитативного состояния сознания есть главная цель всех приведенных ниже практик.

Экхарт Толле пишет, что если ваше внимание находится здесь и сейчас, то «чем бы вы ни занимались, это будет получаться у вас чрезвычайно хорошо, потому что главным фокусом вашего внимания становится делание как таковое. Тогда оно образует канал, по которому сознание входит в этот мир. Это значит, что в вашем делании присутствует качество, — даже в простейших действиях, таких как перелистывание страниц телефонной книги, или в том, как вы ходите по комнате».

Пожалуй, вот ради чего все наши труды, ради чего все наши усилия - чтобы открылся этот самый «канал, по которому сознание входит в мир»!

Переход от фрагментального выныривания в действительность к непрерывному наблюдению за ней, есть самая большая алхимия, самая большая перестройка, которая должна с нами произойти. И это в корне меняет все наше бытие.

МЕДИТАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ

Мы определили наблюдение, как основной способ тренировки ментальной силы. При этом наше сознание вне зависимости от того, какую практику из предложенных ниже мы выполняем, работает в специальном режиме, который назовем медитативным состоянием сознания и которое характеризуется определенным качеством нашего внимания, которое называют внимательностью.

Перечислим, на что направляется внимание для достижения этого состояния:

- Ощущение собственного присутствия («я есть»),
- Ментальное пребывание в настоящем времени (обнуление психологического времени),
- Остановка внутреннего диалога,
- Разотождествление с эмоциями,
- Безоценочность восприятия (нейтральность, таковость).

Из этого перечня видно, что внимание направлено на нас самих, на различные аспекты собственной ментальности.

МЕНТАЛЬНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В НАСТОЯЩЕМ МОМЕНТЕ

Факт существования чего-либо можно манифестовать только по отношению к текущему моменту. Нельзя сказать «есть вчера» или «есть завтра». Если про что-то говорят, что оно есть, значит оно есть прямо сейчас, оно существует непосредственно в данную секунду.

Наблюдение, которое есть основной метод практик по развитию ментальной силы, возможно только в моменте «сейчас». Нельзя что-то наблюдать вчера или завтра. Поэтому можно сказать, что для наблюдения не существует прошлого и будущего. Только сейчас.

Ощущение «я есть» первично для движения по направлению к осознанности, для увеличения ментальной силы.

Парадокс времени можно сформулировать так: все, что мы делаем, требует времени, и, тем не менее, — это всегда сейчас. Пребывая ментально в настоящем времени, можно получить доступ к моменту "сейчас" - единственному моменту, когда можно что-то сделать.

ОСТАНОВКА ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА

Когда европейцы столкнулись с практикой, называемых на санскрите «дхьяна» — термин, распространённый в китайском буддизме как «чань», в японском «дзэн», в корейском «сон» и во вьетнамском «тхиен», то они нашли для перевода, как им показалось, подходящее слово - медитация (от лат. meditatio — размышление).

А что им еще оставалось думать? Сидит человек без движения долгое время. Что же еще он делает, если не размышляет?

И действительно отличить человека размышляющего о чем-то от человека, наблюдающего, скажем, кончик носа, не просто. Но восточная медитация характеризуется тем, что при медитативном состоянии сознания имеет место отсутствие вербального, то есть словесного мышления. Обычно это называют остановкой внутреннего диалога.

Две стороны внутреннего диалога

Про внутренний диалог мы подробно говорили в главе, которая так и называется «Внутренний диалог».

http://www.proza.ru/2017/12/28/2187

В этой главе было показано, что наше мышление проходит преимущественно в вербальной, то есть словесной форме. Это наши мысли, рассуждения, умозаключения.

Когда мы думаем, то мы в своем сознании произносим мысли. Здесь имеется две ипостаси меня: я-говорящий и я-слушающий. Нас как бы двое, которые ведут между собой диалог. Это первая, более часто встречающаяся ситуация.

Вторая ситуация возникает, когда внутри нас борются два желания. В этом случае различные наши «я» спорят между собой. «Хочу съесть кусок торта» - «Но ведь ты дала слово худеть» - «Ну подумаешь, всего один кусочек» - «Но так ты никогда не похудеешь» - «Сегодня съем, а завтра начну худеть» - второе я молча соглашается, консенсус достигнут.

В этом процессе имеются как бы две стороны взаимодействия, хотя обе относятся к нашему я. По этой причине наше внутреннее говорение, голос, который мы слышим внутри себя, часто называют внутренним диалогом.

Приходят мысли, уходят мысли...

Внутренний диалог в некоторых ситуациях бывает очень полезен, он может помочь найти решения проблем или подсчитать сумму, которую нам должен сдать продавец. Однако в большинстве случаев внутренний диалог представляет собой весьма неэффективный процесс. Чаще всего он не направлен на поиск решений задач и проблем.

Приходят мысли, уходят мысли,
Как шепот ветра, как моря брызги.
Совсем без спроса, бесцеремонно,
Они шумны, неугомонны.

Вспоминая прошедшие события, человек предполагает, как могло бы произойти по-другому, сожалеет о чем-то несказанном или несделанном и т.д. Если внутренний диалог касается будущего, то в зависимости о того, хотим мы или нет наступления каких-то событий, мы либо предаемся мечтам, либо испытываем всевозможные страхи.

Внимание начинает прыгать от одной мысли к другой, поэтому человек долго не может сосредоточиться на чем-то действительно важном для себя. Мысли самостоятельно всплывают в голове через ассоциации, вовлекая нас в ненужные переживания. Тем самым мысли начинают управлять человеком.

Данное действие мешает сконцентрироваться на важном деле и найти правильное решение. Из-за постоянной атаки разума мыслями, человек перестает замечать реальный мир и сосредотачивается на нескончаемой череде ненужных рассуждений.

Во время внутреннего диалога ум прыгает с одной мысли на другую, в результате чего происходит бессмысленная трата энергии.

Ум (процесс думания) необходимо запускать тогда, когда он нужен, и вовремя его останавливать, когда в нем нет необходимости. В главе «Внимание» мы говорили, что ум – хороший слуга и плохой господин, мы сравнивали его с инструментом: попользовался – убрал в кладовку. Поставить свой ум под контроль, уметь наблюдать его как бы со стороны, найти щель между мыслями, ощутить внутреннее молчание - все это способы остановки внутреннего диалога (ОВД). Многие школы духовного развития стремятся научить своих адептов выстроить взаимоотношения с собственным умом так, чтобы не поддаваться его чарам и пользоваться им только тогда, когда это требуется.

Карлос Кастанеда приводит такие слова Дона Хуана: «Главная помеха для воина — внутренний диалог: это ключ ко всему. Когда воин научится останавливать его, все становится возможным. Самые невероятные проекты становятся выполнимыми».

Но остановить внутренний диалог, как это сделать? Ведь думается, само собой думается! И мысли упорно лезут в голову и беспардонно там хозяйничают.

Представленные в данной главе практики направлены на то, чтобы научиться распознавать момент переключения внимания на внутренний диалог и возвращать его обратно к объекту наблюдения.

Отождествление с мыслями в голове

Люди, впервые сталкивающиеся с проблемой остановки внутреннего диалога, не могут понять, не только этой проблемы, но и не сразу замечают наличие неконтролируемого мыслительного процесса в собственном сознании. Они так привыкли к голосу у себя в голове, что полностью отождествились с ним. Вне это голоса они не могут ощутить собственное я. Таким людям можно предложить следующий маленький эксперимент. Положите руки на любую поверхность, например, на стол. Направьте внимание на свои ладони, ощутите, что чувствуют ваши ладони: гладкую или, наоборот, шершавую поверхность, прохладную или теплую, твердую или мягкую, влажную или сухую. А теперь посмотрите в свое сознание, направьте туда свое внимание, в этот момент там нет никаких мыслей, не правда ли? Попытайтесь продлить это состояние: вы ощущаете что-то ладонями и одновременно в вашем сознании нет никаких мыслей. Таким образом, вы получили первый опыт отделения вербального (словесного) мышления от сознания, когда голос внутри молчит, но вы никуда не исчезли.

Расширить свой опыт по остановке внутреннего диалога можно, практикуя состояние «наблюдатель».

В этом состоянии мы воспринимаем свой ум отстранённо, как бы со стороны, отслеживая возникновение самопроизвольных мыслей. При их появлении нужно мягко отпускать их, не вовлекаясь в процесс мышления.

Такие мысли, как «вот какая-то мысль появилась - сейчас я её остановлю», также являются внутренним диалогом. На начальном этапе попробуйте оставаться в состоянии внутренней тишины хотя бы одну-две минуты, постепенно увеличивая это время.

Но я лишь зритель, я неподкупен -
Что было мудрым сегодня глупо.
Я просто зорко смотрю на мысли,
И те бессильно плетьми повисли.

Потом затихли, потом исчезли,
И свежесть утра звучит оркестром.
Снаружи бури, снаружи вихри,
А в доме ясно, а в доме тихо.

Мысли захватывают нас и мы отождествляемся с голосом, который звучит у нас в голове. В это время мы не в состоянии отделить мысли от своего я.

Как же "не думать"? Остановка внутреннего диалога с помощью воли достаточно сложная, практически неосуществимая задача. Зачастую волевые запреты «не думай» приводят к обратному эффекту - к навязчивому думанию, что можно проиллюстрировать притчей о белой обезьяне.

Притча о белой обезьяне

Некий человек стоял на базаре и держал в руках маленькую шкатулочку. Он расхваливал свой товар — кусочки олова и горсточку растёртых трав — и уверял, что любой покупатель может превратить это олово в золото.

Мимо проходил Ахмет. Услышав слова продавца, он остановился и спросил:
— Как же сделать такое чудо?
— Очень просто, — ответил владелец шкатулки, — возьми кусок олова и положи его в горшок, а горшок поставь на огонь. Когда олово растает, высыпь в него щепотку растёртых трав и взбалтывай содержимое в течение двух часов. И тогда ты увидишь, что на дне горшка появится золотой слиток.
Обрадованный Ахмет купил у продавца самый большой кусок олова, зажал в кулаке горсточку растёртых трав и отправился домой. Но не успел он пройти несколько шагов, как услышал, что хозяин шкатулки зовёт его. Ахмет вернулся.
— Я забыл предупредить тебя, — сказал продавец, — когда будешь взбалтывать тающее олово, ни в коем случае не думай о танцующей белой обезьяне. Иначе у тебя ничего не получится.
Ахмет рассмеялся:
— С чего это я вдруг стану думать о белой обезьяне? Мне до неё нет никакого дела.
Придя домой, Ахмет рассказал обо всём жене и дочерям и, спровадив их из кухни, принялся за работу.
Ахмет положил олово в горшок, горшок поставил на огонь, а когда олово растаяло, высыпал туда щепотку трав и принялся усердно взбалтывать содержимое.
Прошёл час, два, два с половиной.
Наконец жена, не выдержав больше, приоткрыла дверь и спросила:
— Ну, как золото — настоящее?
— Не иначе, как сам чёрт вмешался в это дело! — вытирая со лба пот, ответил ей измученный Ахмет. — Пятьдесят три года я живу на свете и никогда не видел танцующей белой обезьяны — ни наяву, ни во сне. А сейчас, когда я не должен думать о ней, она мерещится мне везде. Она так и пляшет повсюду перед моими глазами — на полу, на полках, на столе. Даже когда я заглядываю в горшок, я и там вижу танцующую белую обезьяну.

Наблюдение как метод

На начальных этапах для тренировки ментальной силы мы используем произвольное внимание, и направляем волю на длящееся наблюдение. Но прямые волевые приказы себе - "не думай" обычно не срабатывают. Напрямую практиковать безмолвие достаточно сложно. Пытаться конечно можно, но результат будет скорее всего мизерным, если будет вообще.

Романин А.Н. в книге «Практическая психология» пишет:
«Характерно возникновение замкнутых «колец самоусиления» невротических симптомов, когда впечатление, полученное из внешней или внутренней среды, возбуждает нервные центры эмоций, а это возбуждение, в свою очередь, делает следы впечатления — будь то мысль, образ или действие — навязчиво неодолимыми. Надо отрешиться от бесплодных попыток преодолеть навязчивые мысли и представления прямым волевым усилием. Такие попытки противоречат законам работы мозга и способны только ухудшить состояние».

Но что же делать? Без волевого усилия здесь все-таки не обойтись, но оно потребуется на нечто другое. Чтобы победить темноту нужно зажечь свет. Чтобы победить, обуздать мысли, нужно внести свет наблюдения. Внутренний диалог возможен, только если в этом процессе нет вас, как наблюдателя. Чтобы остановить внутренний диалог, нужно наблюдать то, что происходит в собственном сознании.

Наблюдая можно увидеть, что есть мысли, а есть я - тот, который наблюдает эти мысли. Это позволяет разотождествиться с ними, а значит перестать подпитывать их энергией. Внутреннее безмолвие есть следствие, можно сказать побочный эффект наблюдения за собственным сознанием.

ПРАКТИКА ЦИГУН

Не следует считать внимание человека некой константой, некой данностью от природы, которую нельзя изменить как цвет глаз. Внимание  можно и нужно развивать. Для этого конечно нужно потрудиться, но объем и плотность внимания можно увеличить.

И для этого можно использовать, например, китайскую гиманистику цигун, которая берет начало в китайских единоборствах - ушу или кунгфу. Вниманию в цигун уделают очень большое значение.

Течение энергии ци настолько связано с вниманием, что можно сказать, что это одно и тоже. Где нет внимания, там нет энергии. Поэтому нельзя какие-то аспекты практики, освоив до автоматизма, оставить без внимания.

Осознанность измеряется сколько объектов мы можем одновременно наблюдать, удерживать в поле внимания. При этом есть тонкость - мы можем наблюдать в одно и тоже время что-то одно. Поэтому во время практики, мы делаем наши ощущения от различных частей тела одним ощущением. В психологии это называется агглютинацией (слипанием) внимания. Например, ощущение центров стоп и ощущение натянутости макушки - начинаем ощущать, как одно ощущение.

СЛОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

Настоящее развити – познание неведомого. Поэтому здесь невозможно ставить цели. Ставить цели можно только занимаясь известным. Если вы бизнесмен, то вы можете поставить цель увеличение прибыли, или охватить новый кластер покупателей. Но это все вам уже известно.

Занимаясь неизвестным, вы стоите на берегу моря и собираетесь нырнуть. Вы не знаете, что там под водой. Какие цели вы можете себе посавить? Вы можете только быть в процессе и наблюдать.


Рецензии