Шорох слюды

В 70-х годах Всесоюзное правление общества "Знание" попросило меня прочитать в Карелии цикл популярных лекций по перспективам развития науки и техники. Мне сказали, что там же будет читать лекции академик Борис Владимирович Гнеденко, что повысило мой интерес к этой командировке. Я изучал теорию вероятностей по его учебнику, и мне хотелось познакомиться поближе с его автором.

Я не ошибся, с Борисом Владимировичем было приятно обсуждать не только математику, но и вопросы культуры. Он приехал в Карелию с женой, и в свободное от лекций время мы втроём знакомились с музеями и интересными местами в самом Петрозаводске и в его окрестности. Нам особенно понравились памятники деревянного зодчества в Кижах.


Мы читали лекции в разных организациях, но когда я бывал свободен, я старался посетить его лекцию. Одно дело изучать теорию по формулам, совсем другое - услышать её в популярном изложении. Из его популярных примеров мне понравилась теория вероятностного планирования числа вагонов, подаваемых в морской порт в ожидании грузового корабля.

Время прибытия корабля в порт нельзя задать точно, оно зависит от погоды и многих других факторов. Поэтому распределяют число подаваемых вагонов во времени в соответствии с вероятностной моделью прибытия корабля. Такой подход даёт большой экономический эффект, так как снижает простои как корабля, так и вагонов.

Слюдяная фабрика

Однажды мне пришлось читать лекцию в цехе Петрозаводской слюдяной фабрики в необычных условиях. Перед лекцией начальник цеха объяснил мне, что работницы во время моей лекции будут заняты своей работой по расщеплению кусков слюды на тонкие пластинки для конденсаторов. Они будут слушать лекцию через наушники, чтобы не слышать шорох расщепляемой слюды. Этот шорох, хотя и негромкий, но к концу рабочего дня раздражает и утомляет работниц. Обычно они слушают музыку, но при наличии лектора предпочитают услышать человеческий голос.

Начальник цеха подвёл меня к трибуне с микрофоном и показал цех. Длинными рядами сидели за столами работницы в наушниках и ловко орудовали ножами, расщепляя куски слюды. Он представил меня через микрофон работницам, те на короткое время отвлеклись от своей работы, потом опять принялись орудовать ножами. В цехе висел непрерывный шум.

Я был удивлён и раздосадован тем, что такая высокотехнологичная отрасль, как радиотехника, имела производство необходимого ей материала на столь примитивном уровне. Я рад, что сейчас слюдяные конденсаторы вытесняются керамическими, изготовление которых обходится без привлечения ручного труда.

Лекция прошла нормально. Я старался рассказать о современных микроэлектронных технологиях, где в одном процессе создают тысячи и даже миллионы микросхем, а работницы управляют процессами через компьютеры. Был и вопрос:
- А что будет с нами, если в Петрозаводске начнут внедрять такое производство?
- Придётся переучиваться, - ответил я.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.