Связь прервалась

Онлайн-драма в одном действии

Действующие лица:

Марьяна Ивановна – учитель, классный руководитель, 28 лет
Алевтина Петровна – директор гимназии, 58 лет
Софья Геннадьевна – мама восьмиклассника Роберта Родионова, 40 лет

Сцена первая
Марьяна Ивановна сидит за компьютером. Сверху на ней блузка и строгий пиджак, внизу штаны от пижамы и домашние тапочки. На шее наушники с микрофоном. Марьяна Ивановна делает большой глоток из чайного стакана, тяжело вздыхает, надевает наушники на голову,  кладёт руку на мышку, щёлкает мышкой, смотрит в экран монитора. 

Марьяна Ивановна. Так… здравствуйте… Сейчас… всех запущу. (Продолжает щёлкать мышкой, смотрит в монитор). Здравствуйте, здравствуйте… Здравствуй, Никита. Юля, кота сразу убирай из кадра. А мне мешает! Так, добрый день, восьмой «А». Меня слышно? Отлично. У кого аватарки и чёрные квадратики, включаем камеры, все к вашим нечёсаным головам уже привыкли. Вроде все на связи. И даже Родионов не опоздал, надо же, надо этот день отметить… Нет, не в этом смысле отметить, Хусаинов. Итак, давайте серьёзно, с места в карьер, как говорится, начинаем классный час… Что? Кто-нибудь один говорите. Заикаюсь? Связь вроде хорошая. Если так и будет дальше, скажите, перезапустимся. Итак, вопросов у нас сегодня много. Но в первую очередь меня, ваших родителей, руководство гимназии, короче, всех, кроме вас самих, волнует ваша посещаемость и успеваемость. Не знаю, что во-первых, что во-вторых, потому что успеваемость крепко связана с посещаемостью. Это понятно? Надеюсь, что понятно. А то, я смотрю, расслабились на дистанционке, прям у половины класса вдруг регулярно стали технические проблемы возникать, особенно на первых уроках… Да, Родионов. Роберт, я слушаю, что ты хочешь сказать? Урок несколько минут назад начался, какой туалет? А в перерыве что ты делал? Что… опять заикаюсь? Я говорю, у вас большой перерыв только что был, что ты делал, Родионов? Не успел. Вот и что толку, что ты не опоздал сейчас? Мог бы попозже, после туалета, выйти на связь. Так… алё… Восьмой «А», слышно меня? Да что ты блин… (Нервно щёлкает мышкой, выжидающе смотрит в монитор.) Сука, бесишь больше учеников. (С тяжёлым вздохом встаёт из-за компьютера, подходит к роутеру, нажимает на нём кнопку.) Как там… раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать. (Нажимает кнопку на роутере.) Только попробуй, не заработай сейчас, тварь. (Возвращается за компьютер, смотрит в монитор, щёлкает мышкой.) Пробуем… Отлично. Слышно меня? Прошу прощения, ребят, у самой неполадки. Хотя роутер новый и не самый дешёвый. (Вглядывается в экран.) Так, всех вижу? Всех вижу. Нет, вот ещё Родионов почему-то решил перезайти. (Щёлкает мышью.) Родионов… А ты где… откуда, я не поняла? Из таулета, что ли? Так, тихо-тихо, не смешно! Роберт, ты обалдел? Выйди из конференции и зайди, как положено, сейчас же! Слышишь? Что значит, сейчас закончу и выйду? Родионов? Тишину все создали, я сказала! А… алё... Да чтоб тебя! (Очень нервно щёлкает мышкой, смотрит в монитор, спрашивает у монитора.) Ну и что, тварь, опять обновления грузить будем? Да пошёл ты! (Пинает компьютер, с силой нажимает и удерживает кнопку на системном блоке, гневно поглядывает на монитор, чешет пятку.)

Сцена вторая
Марьяну Ивановну мы видим так, как будто общаемся с ней по зуму или скайпу. Марьяна Ивановна уставшими воспалёнными глазами смотрит на своё изображение, поправляет причёску. Отпивает из чайного стакана и морщится так, как будто в стакане не чай и не кофе, а что-то покрепче.
Марьяна Ивановна тяжело вздыхает, надевает на голову наушники, слышен щелчок компьютерной мыши.

Начинается видео-конференция, на экране к изображению Марьяны Ивановны добавляется изображение Алевтины Петровны. Судя по бревенчатой стене за спиной Алевтины Петровны, она выходит в эфир из загородного дома. Марьяна Ивановна натянуто улыбается.

Марьяна Ивановна. Добрый день, Алевтина Петровна! Как слышите меня?
Алевтина Петровна. Слышу-слышу. Да уж, Марьяна Ивановна, денёк вы нам устроили, добрее некуда. Скан жалобы вы получили, да?
Марьяна Ивановна. Да, получила. Могу всё объяснить, устно и письменно…

Раздаются удары молотком по стене. Алевтина Петровна смотрит в сторону, хмурится.

Алевтина Петровна. Карим! Или кто там, Тахир! Я же просила не шуметь сейчас, у меня совещание!

Шум прекращается.

Марьяна Ивановна. Алевтина Петровна, если у вас ремонт, можем перенести, как вы говорите, совещание.
Алевтина Петровна. Позвольте, пока я директор, я буду решать, когда нам совещаться.
Марьяна Ивановна. Извините, просто предложила.
Алевтина Петровна. Так, давайте, пока мама Родионова опаздывает, расскажите мне, как же вас, педагога с учёной степенью и безупречной, до сегодняшнего дня, репутацией, угораздило оскорбить сына нашего главного спонсора?
Марьяна Ивановна. Алевтина Петровна, да никого я не хотела оскорбить…
Алевтина Петровна. Ещё бы вы сознательно заставили ребёнка подключиться к уроку, сидя на унитазе.
Марьяна Ивановна. Я так понимаю, это какое-то недоразумение. Они мне говорили, что я заикаюсь, вот, видимо, связь прервалась, и ребята не так меня поняли. Только и всего.
Алевтина Петровна. Всё, Родионова подключается. (Натягивает улыбку.)

К окошкам с Алевтиной Петровной и Марьяной Ивановной добавляется окошко с Софьей Геннадьевной, на голове у которой банное полотенце, сама Софья Геннадьевна обрабатывает пилочкой ногти.

Алевтина Петровна. Здравствуйте, Софья Геннадьевна! Рады вас видеть!
Марьяна Ивановна. Здравствуйте, Софья Геннадьевна.
Софья Геннадьевна (не глядя в камеру). Здравствуйте-здравствуйте.
Алевтина Петровна. Софья Геннадьевна, вот, как видите, классный руководитель с нами на связи…
Софья Геннадьевна. Не вижу и видеть не хочу, если честно.
Марьяна Ивановна. Мне отключиться?
Алевтина Петровна. Подождите, Марьяна Ивановна. Софья Геннадьевна, я всё понимаю, у всех такой стресс с этой дистанционкой. Да, ещё не весь наш коллектив адоптировался к новому формату работы, кто-то не очень хорошо умеет обращаться с компьютером…
Софья Геннадьевна. Но издеваться над детьми в режиме онлайн ваши педагоги уже научились.
Алевтина Петровна. Издеваться это в случае с вашим Робертом… ну, не правильно так говорить. Это просто…
Марьяна Ивановна. Недоразумение.
Софья Геннадьевна (перестаёт пилить ногти и смотрит в камеру с возмущением). Недоразумение? Серьёзно? Опозорить ребёнка на весь класс, а там, считай, и на всю школу, это у вас недоразумение называется?
Алевтина Петровна. Марьяна Ивановна, вот давайте вас послушаем, как всё было.
Марьяна Ивановна. Как было… У нас начался классный час. Где-то через минуту-две после начала, Роберт попросился выйти в туалет. Я удивилась, почему он на перемене не сходил, тем более дома находится.
Софья Геннадьевна. И предложили ему выйти на связь со всем классом прямо из туалета…
Марьяна Ивановна. Да нет…
Софья Геннадьевна. Это из серии педагоги шутят, что ли? Или какие-то новые методы обучения?
Марьяна Ивановна. Софья Геннадьевна, у нас с вами уже был разговор на эту тему. Ваш Роберт постоянно опаздывает даже на онлайн-уроки. Я просто сказала ему, что он мог бы попозже, после туалета, выйти на связь, ничего страшного.
Софья Геннадьевна. Вы ему сказали, чтобы он вышел и зашёл на урок из туалета. Или что, мой сын мне врёт?
Алевтина Петровна. А почему вы не записывали урок, Марьяна Ивановна?
Марьяна Ивановна. А штаны спустить и пукать в эфире, тоже я ему сказала?
Софья Геннадьевна. Он не пукал!
Марьяна Ивановна. Пукал! У меня хорошие наушники!
Алевтина Петровна. Коллеги, коллеги… в смысле, коллега и мама одного из наших лучших учеников. Мы собрались, чтобы спокойно поговорить. Марьяна Ивановна, почему вы не стали записывать урок, я спрашиваю?
Марьяна Ивановна. Это был не урок, а классный час. Классные часы записывать приказа не было.
Алевтина Петровна. А без приказа разве трудно сообразить? Сейчас была бы запись, мы бы посмотрели, и во всём разобрались быстро.
Марьяна Ивановна. Я не знала, что нужно записывать классные часы.
Софья Геннадьевна. Алевтина Петровна, ну, вот, сами видите, кто у вас работает.
Алевтина Петровна. Софья Геннадьевна, поверьте, я сама в недоумении. Марьяна Ивановна у нас самый молодой, но уже с учёной степенью, и один самых перспективных педагогов. Потомственный учитель. Я даже класс ей доверила из самых одарённых учеников, там, где Роберт учится. Вот, кстати, где Роберт? Может быть, мы его версию послушаем? Он далеко?
Софья Геннадьевна. Робушка в соседней комнате, общается с психологом по скайпу, после всего, что сегодня было. Знаете, сколько хороший детский психолог сейчас стоит?
Алевтина Петровна. У нас в школе работает замечательный психолог.
Софья Геннадьевна. Это которая к старшеклассникам пристаёт?
Алевтина Петровна. Нет, это неправда. Инесса Олеговна у нас, конечно, женщина видная, а кругом ученики в пубертате… Но про приставания – это всё слухи не доказанные.

Окошко с Марьяной Ивановной исчезает.

Алевтина Петровна. Ну вот, отключилась Марьяна Ивановна. Действительно со связью проблемы. Сейчас подключится, подождём. Софья Геннадьевна.
Софья Геннадьевна (снова принимается за ногти). Да.
Алевтина Петровна. Может… раз встретились, поговорим о наших делах? Я про ремонт крыши… в спортзале. Вы говорили, ещё часть сумы сбросите на днях, хотела уточнить…
Софья Геннадьевна. Да, тоже хотела поговорить с вами. В общем, вы же знаете, какая жопа с этим ковидом, да? Извините за слово «ковид» Всё позакрывали, бизнесы лопаются, как мыльные пузыри.
Алевтина Петровна. Так…
Софья Геннадьевна. У мужа сейчас, мягко говоря, дела не очень. И мы же ещё, я вам не говорила, думали о домашнем обучении для Роберта.
Алевтина Петровна. Да мы сейчас все на домашнем обучении.
Софья Геннадьевна. Вы понимаете, что я не об этом.

Возникает окошко с Марьяной Ивановной.

Марьяна Ивановна. Простите, опять роутер, я с телефона теперь. Меня слышно?
Софья Геннадьевна. В общем, после сегодняшнего позора, мы решили, что Роберт уходит из гимназии, пока ваши перспективные педагоги из него совсем посмешище не сделали.
Алевтина Петровна. Подождите, подождите. А как же социализация Роберта, статус нашего заведения? Да он у нас медалистом будет, я вам обещаю! Да и с крышей вопрос в прямом смысле открытым остаётся…
Софья Геннадьевна. А зачем вам теперь крыша? Школа всё равно закрыта.
Алевтина Петровна. То есть денег не будет?
Софья Геннадьевна. Ни денег, ни Роберта. Получается так. Когда за документами прийти можно? Или вы почтой отправите?
Алевтина Петровна. Подождите. Марьяна Ивановна, слышите нас?
Марьяна Ивановна. Да-да.
Алевтина Петровна. Сейчас же извинитесь перед Софьей Геннадьевной…
Софья Геннадьевна. Да не надо…
Алевтина Петровна. Надо-надо. А завтра перед уроками при всех ребятах попросите прощения у Роберта.
Марьяна Ивановна. За что? За технические неполадки?
Алевтина Петровна. Как за что? Как за что? За выходку свою!
Марьяна Ивановна. Выходку?
Софья Геннадьевна. Не будет никакого завтра, Алевтина Петровна, мы уходим.
Алевтина Петровна. Давай, Марьяна, давай. Мы ждём извинений.
Софья Геннадьевна. Да ничего я не жду. Короче, позвоните мне по поводу документов.

Софья Геннадьевна отключается. Алевтина Петровна вроде как подвисает.

Марьяна Ивановна. Алевтина Петровна.
Алевтина Петровна. Заткнись.

Марьяна Ивановна затыкается.

Знаешь, что ты сегодня сделала? Ты меня в зиму без крыши оставила.
Марьяна Петровна. Вас или нас?
Алевтина Петровна. Нас. Меня, мужа-инвалида и наших внуков. Мы пятый год не можем в коттедж насовсем переехать. Думала, обернусь с бюджетом и со спонсорскими, школу с этим карантином попозже доделаем, а пока крышу мою... Всё же продумала, чтобы чисто было, без криминала и всем хорошо. А тут ты со своим сортиром. Ну, вот кто тебя за язык тянул, а?
Марьяна Ивановна. Подождите, давайте, у других ребят спросим, целый класс свидетелей, что они скажут…
Алевтина Петровна. А давай без «давай»? Ты что, первый день на свете живёшь или только вчера в образование пришла? Ты же знала, чей этот придурок сын, знала?
Марьяна Ивановна. Знала, конечно.
Алевтина Петровна. Так какого тебя на шуточки потянуло?
Марьяна Ивановна. Да не шутила я!
Алевтина Петровна. Давай, поори ещё на меня!
Марьяна Ивановна. И вы на меня не орите! (Делает большой глоток из чайного стакана, сильно морщится.)
Алевтина Петровна. Короче, план. Уволить бы тебя, чтобы чего серьёзней не случилось. Да помню, что мы с твоей мамой однокурсницы. Приняла тебя на всю голову. В общем, Родионовых нам никак нельзя отпускать. Я вкатываю тебе выговор, копию приказа пошлю Родионовой, пусть порадуется. И больше ты у восьмого «А» ничего вести не будешь. И классным руководителем тоже не будешь. Это понятно?
Марьяна Ивановна. Понятно. Но я не согласна.
Алевтина Петровна. Чего? Не согласна она. Я не согласия твоего спрашиваю, а просто говорю, что мы делаем дальше.
Марьяна Ивановна. Алевтина Петровна, я не ваша крепостная. Если вы мне не законно вкатите выговор, я обращусь, куда следует.
Алевтина Петровна. Не поняла. Ты мне угрожаешь, что ли?
Марьяна Ивановна. Предупреждаю.
Алевтина Петровна. Молодёжь, совсем обнаглели. Ты же знаешь, что я могу. Ты же ни в одну, даже в спецшколу, у нас не устроишься. Я тебе такую характеристику выпишу…
Марьяна Ивановна. Алевтина Петровна.
Алевтина Петровна. Что?
Марьяна Ивановна. Вы это серьёзно? Вы действительно думаете, что я так держусь за работу в городской школе? Да я сама хотела год доработать и уйти.
Алевтина Петровна. Куда уйти-то? Мужика, что ли, нашла?
Марьяна Ивановна. Лучше. На свободу собралась. Я, Алевтина Петровна, на репетиторстве по скайпу в два раза больше заработаю, чем в вашей, прости Господи, гимназии.
Алевтина Петровна. То есть вот так возьмёшь и бросишь свой класс?
Марьяна Ивановна. Вы только что сами меня отстранить собирались.
Алевтина Петровна. Собраться не значит сделать. Где я учителя найду посреди года?
Марьяна Ивановна. В интернете. А я ухожу, Алевтина Петровна. Спасибо за всё, что было, с расчётом можете не торопиться. (Поднимает стакан.) Ваше здоровье. (Подносит стакан к губам, отключается.)

Алевтина Петровна остаётся в эфире одна. Несколько секунд она о чём-то напряжённо думает, затем говорит себе под нос:

- Пригрела змею, блин. (В сторону.) Совещание окончено, можете стучать дальше!

Алевтина Петровна снова задумывается и выходит из эфира.

Сцена третья
Сумерки в элитном загородном посёлке. Алевтина Петровна, закутавшись в плед, сидит на краю недоделанной крыши. Она подносит смартфон к уху, несколько секунд сидит в ожидании ответа.

Алевтина Петровна. Алё, Марьяна, добрый вечер. Я не очень поздно? Просто уже несколько раз звонила, ты не отвечала... Занятия, так поздно? Ну это да, зато утром рано не вставать. Как мама? Хорошо, что не болеет, дай Бог. Она же тоже сейчас в репетиторстве, да? Хорошо. Слушай, Марьян, я просто спросить хотела. Просто чисто теоретически. Вот это репетиторство по скайпу, сколько за одно занятие минимум брать, ну, с моими регалиями, чтобы не продешевить, ты понимаешь?

Алевтина Петровна внимательно слушает ответ.

Занавес.

Оренбург, октябрь 2020-го.


Рецензии