Истории о табаке и водке

В детстве среди прочих вопросов сельских ребятишек особо интересовали два: зачем взрослые курят табак и пьют спиртные напитки? Употребляют, да еще и нахваливают. Детей же к этим удовольствиям не подпускают.  Правда, выпивали взрослые тогда не так часто, только по праздникам да в особых случаях, а вот курили мужики постоянно, и днем и ночью (курящих женщин в деревне в те годы видеть не приходилось). У кого были деньги, курили фабричные папиросы и сигареты, прочие – самокрутки из местного табака. Тем более, что этого табака в каждом дворе было предостаточно: нашу деревню окружали табачные плантации, урожай с которых уходил на Бийскую табачную фабрику. Ну а сушился табак на вешалах в крестьянских дворах, где и проходил предварительную обработку. Естественно, что и местные мужики запасались им на зиму под завязку.

Лично я, мучаясь любопытством,  провел эксперимент с табаком и водкой будучи учеником начальных классов в Верх-Талице.  А было это так.  Однажды кто-то из проезших мужиков оставил в нашем доме пачку фабричных сигарет. Здесь нужно пояснить, что дом наш стоял на краю деревни, рядом с дорогой, ведущей в сенокосные угодья и в села, расположенные дальше вверх по Бии. Поэтому многие сростинцы, едущие на заготовку сена (в Сростках таких угодий не было) или по делам в другие деревни иногда останавливались у нас передохнуть и перекусить. Ну и покурить, конечно.  Вот кто-то из них эту пачку и оставил. Мы с другом приглядели ее и решили, что пора поэкспериментировать с куревом (махорочные самокрутки нас не привлекали почему-то). В отсутствие родителей прихватили сигареты и ушли на ключик (родничок) недалеко от нашего дома. Курили долго, пока не выкурили все сигареты. Правда, дым мы не заглатывали, но все равно накурились до одури. Кружилась голова, тошнило, едва не всю воду из ключика выпили. Добравшись домой, к родителям старались не приближаться, так что они остались в неведении относительно нашего эксперимента.

С тех пор впервые я попробовал закурить за компанию с ребятами, будучи студентом университета. Эффект был тот же самый, что и в детстве. Закончив университет и поступив на работу на вычислительный центр в Бийске, я отрастил бороду, купил трубку и, решив, что Бог троицу любит, решил попробовать еще раз в компании таких же, как и я, новоиспеченных специалистов. И опять отрицательный результат. От знакомых узнал, что мой деревенский друг тоже живет в этом же городе и работает на лесозаводе. Нашел его, поговорили о жизни, и оказалось, что он тоже делал несколько раз попытки закурить, но тоже безуспешно.   

С водкой было все почти аналогично. Мой отец выпивал с проезжими Сростинскими мужиками, перевозимшими зимой сено из Краюшкинских логов. Работа эта была не из самых легких, да еще и в мороз, так что выпивали с устатку. Приметил я, что после застолья на столе осталась стопка с недопитой водкой. Ну и выпил ее. Очнулся на сундуке, мама плачет, бабушка ругается и прикладывает мне ко лбу мокрое полотенце. Закончилось все для меня тогда благополучно и больше к этому вопросу я долго не возвращался. И вернулся только уже в Сростках, обучаясь в старших классах. Только в этот раз за сеном зимой ездили уже мы с отцом, а стакан водки мне налила мама. И в обморок я уже не падал, а, наоборот, почувствовал себя отдохнувшим и полным сил. 

За долгие годы жизни выпивать мне приходилось много раз и с разными результатами. Иногда приходилось и сожалеть о содеянном. Но в целом я сделал для себя вывод: табак – зло, спиртное – что-то вроде лекарства или тонизирующего в различных житейских ситуациях. Только, как и любое лекарство, принимать его нужно в соответствии с показаниями здоровья  и по поводу. Поводов, правда, может быть множество, но одним из самых  весомых из них для меня всегда была встреча с моими друзьями-одноклассниками и однокурсниками. 


Рецензии