Судовладельцы бывают разные

 - Правильно ты о греках пишешь, Миша, о греческих судовладельцах. Все они жадные, зарплаты зажимают, снабжения не дают, о собственных судах даже не думают,  – так сказал мне при встрече старый капитан, с которым я ещё в Черноморском пароходстве в юности работал.

- А вы, Николаич, что, мои рассказы читали? Вот уж приятный сюрприз для меня!
- Читал, Миша, читал. И о «Брацлаве» читал, и о «Солнечногорске»,на котором с тобой вместе работали, и о твоей работе «под флагом». Сам-то я у греков всего два контракта сделал вторым помощником, не задержался у них.
 
- Не понравилось вам, значит, на греках?
- Да не то, чтобы не понравилось... Вторым-то у них работать одно удовольствие для штурмана, ответственность минимальная, за грузовые операции у них старпом отвечает, а на мне только вахты и корректировка навигационных карт. Но всё у них не так, как у нас. Даже борщ не сварят, первого вообще не подают, ты же знаешь. Да и отвык я за долгие года капитанства кому-то подчиняться, мистером кого-то называть язык не поворачивается.

- Ну, капитан у нас на судне Бог и царь в одном лице, - не удержавшись, съехидничал я.
- Вот-вот! Не солидно мне казалось после капитанской должности вахту стоять при молодом «мастере», «сэром» его величать. А потом предложили мне знакомые капитанскую должность на пароходе поменьше. Командовал я десять лет судном типа «река-море», ходили на нём по Средиземке, каждый месяц дома. Судовладельцы – наши соотечественники, с ними легче было во всех отношениях, да и семья довольна была, надолго не расставались. Денег всех всё равно ведь не заработаешь, нам хватало. Но уже семь лет, как на якорь встал навсегда. Сердце пошаливает, да и возраст... Мне ведь уже восемьдесят - в прошлом году стукнуло.

- А где это вы у меня про жадных греков прочитали? Греки ведь тоже самые разные бывают.
- А повестушка у тебя была «Рейс без соотечественников»,  мне понравилась. Всё точно описано, я ведь в девяносто первом на «греках» начинал, тоже один среди греков и филиппинцев оказался. Тяжело тебе там, поди, одному было?
- Ну вы же читали, чего повторяться. Заходите лучше на «прозу», я с тех пор много чего понаписывал.

Вернувшись домой, нашел я этот рассказ, перечитал, всё вспомнилось. В самом деле тяжёлый был рейс. Судовладелец жмотом был редким, даже фреон для кондиционера отказался покупать, так и мучились мы без «кондея» полгода, а ходили прямо по экватору: Сингапур, Вьетнам, Гаити, Центральная Африка! И зарплату не платили мне до последнего, расчётного дня, так я ведь обобщений всё равно не делал.

За долгие годы моей работы с греками мнение о них, как о судовладельцах сложилось у меня совсем другое: да, прижимисты,  скуповаты, но нигде я не писал, что это национальная  их черта. Это, скорее, бережливость, расчётливость, а не жадность. Быть судовладельцем в наше время не просто. Вспоминаются рейсы  с капитаном Афанасием Сапунасом в те же девяностые годы, я под его началом три контракта сделал.
 
У наших судовладельцев  всего одно судно было «Sea Mother», состарилось оно, продали его, купили другое, да неудачно купили, оказалось оно ещё хуже. Но экипаж обижать они себе никогда не позволяли. Было их двое, судовладельцев:  Кондос и Курелос. Дружили они  с детства, и наш Афанасий  их с молодости знал, но называл всегда подчёркнуто уважительно: мистер Кондос, мистер Курелос.
 
Мистер Кондос был старшим партнёром. Ему принадлежало около семидесяти процентов  стоимости судна. Курелос же владел двадцатью пятью процентами, остальные пять принадлежали  нашему капитану. Офис компании находился на набережной Пирея, в так называемом доме Метакса. Я был там несколько раз,  работая уже в других компаниях, но меня помнили и принимали всегда радушно. Мистер Кондос управлением судна занимался мало, но крупные  финансовые вопросы решал именно он. Курелос же бывал на судне часто и выполнял функции портового капитана, менеджера судна.

Афанасий судовой кассой распоряжался сам, экономя при этом хозяйские деньги. Всё делалось с умом,  и все были довольны, и владельцы, и экипаж. Бывало, что и хитрил капитан, совершая незаконные «левые» сделки, но руководствовался он при этом всегда нуждами судна и судовладельца. Покупали мы, например, за наличные деньги питьевую воду в черноморских портах, дизтопливо на греческом рейде, рыбу у  рыбаков в море выменивали на пустые бочки, металлолом и сэкономленное топливо, «отмазывались» от африканских портовых инспекторов, сбивая цену, платили  наличными за перемотку сгоревших двигателей. Всё это – с ведома и благословления друзей-судовладельцев, которые доверяли капитану безгранично.

Морякам авансы капитан выдавал, кто сколько попросит, а в конце каждого месяца аккуратно переводил нашим семьям заработанные деньги. Афанасий говорил, что это самое главное, а сэкономить можно на чём-то другом, на снабжении, на питании, на топливе. И сверхурочные работы без задержки оплачивались, платили иногда и разовые премии.
 
На судне всегда можно было взять под запись бутылку виски или ящик пива, но дисциплина при этом не страдала. Афанасий был в курсе всего, что происходило  на борту, и при этом сплетен не собирал, сам был в гуще событий.

Помню, как в отсутствии капитана я звонил Кондосу по поводу срочной закупки трубы большого диаметра, и он, ужиная в ресторане,  не стал поручать разобраться в вопросе своим помощникам, вникнул в суть срочной просьбы сам и дал добро на покупку трубы мгновенно.

Вспоминается ещё один случай. Сошёл на берег наш молодой электромеханик, пришло время отпуска. И обнаружил он у себя дома квартиранта, приезжего из Азербайджана, владельца небольшого кафе-шашлычной. Жена Игоря его к себе заселила, не посоветовавшись с мужем. Не понравилось Игорю это сразу, но в первый вечер скандала поднимать он не стал.

Первые дни отпуска пролетели быстро, всё больше за столом, то дома, то в той же шашлычной, а когда Игорь понял, что квартирант их по совместительству и любовником супруги стал, то подрался с ним прямо в его кафе и нанёс при этом немалый урон заведению. Шашлычник, не будь дурак, в тот же вечер отнёс заявление в отделение милиции, в котором у него уже были личные связи. Знакомые милиционеры заявление его подправили, значительно увеличив сумму нанесённого ущерба

В такой ситуации нетрудно было и потерять над собой контроль. Игорь запил сначала, а протрезвев, решил скрыться с места дебоша в море. Радиограммой он попросил  меня походатайствовать о его возвращении на судно, но о мотивах такой просьбы промолчал. Возможность такая вскоре представилась, и капитан его на работу вызвал, не подозревая о случившемся в Одессе. А жена Игоря, спевшись с шашлычником, не растерялась, и позвонила родителям мужа в Крым с требованием срочно погасить долги мужа, которые росли с каждым днём.

Долг Игоря составлял уже на тот момент три тысячи долларов, и электромеханик  признался капитану, что его  "поставили на счётчик" за драку в ресторане и уже начали шантажировать его мать.
 
Казалось бы, какое дело капитану, и тем более, судовладельцу, до личных проблем моряка, оказавшегося дебоширом и хулиганом? Но нет, Афанасий его проблемой проникся, как своей, сам даже сказал, что штраф нужно заплатить срочно, и сумел убедить судовладельца выдать Игорю аванс размером в две месячные зарплаты.

Как видите, и греки бывают разные, и судовладельцы. И особенно капитаны, такие, каким был наш Афанасий, царствие ему небесное и светлая память.


Рецензии
Здравствуйте, Михаил. Прочитал цикл об Афанасии. Цикл (и другие ваши рассказы) познакомили меня не столько с морем, с его буднями не под солнцем, сколько с хорошим человеком. С вами. Я рад этому. Вдумчивый, спокойный автор очень мне симпатичен. Может сами вы не заметили, в ваших текстах вообще нет крика, коды и махания рук. А многие произведения сегодня состоят только из них. Тогда текст становится частью личной войны. С кем-то или со всеми сразу. С обвинениями, с монотонным самооправданием и брызгами изо рта вместо точек..
Вы, Михаил, удивительно мирный автор. Поэтому я возвращаюсь на вашу страничку с удовольствием. Мир вашими глазами – место для хороших людей…
Те, кто не связан с техникой, уверены: у классного механика ничего не ломается. Я тоже так думал. До первой студенческой практики в заводском цеху. Месяца хватило, чтобы навсегда запомнить: поломки – часть производственного процесса. А начальник-болван опаснее лопнувшей трубы.
PS Я почему-то считал, автоматизация управления на море в разы выше, чем на суше. И стармех сутками лежит в каюте поперек двуспальной кровати, листает «Записки о галльской войне», пьет из термоса домашний кисель и иногда тыкает пальцем в пульт возле подушки. На пульте десяток кнопок, с подписями, как под таблетками: «от вибрации», «от перегрева», «от перелива»… Нажал нужную и она сама вылечит любую проблему в машинном отделении.
Похоже это не так. Пока)
Спасибо вам.

Борис Савич   06.08.2021 13:03     Заявить о нарушении
Спасибо за шутку. Нет, кнопок таких точно нет. А насчет двуспальной кровати угадали. Вообще, жить сейчас в море легче, чем раньше если не считать того что экипажи сократили и работать приходится больше не без выходных конечно

Михаил Бортников   07.08.2021 23:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.