Беседы после лекций, РАУ Ереван 2019, 21

21.Питер Брейгель Старший

   Питер Брейгель – самая значительная фигура нидерландского Возрождения XVI века. Ему в высшей степени присуще национальное своеобразие, уходящее корнями в самобытность голландских традиций, некая обособленность и инакость вИдения мира.
Представляем картину, которая олицетворяет мироощущение Брейгеля и является знаковой для любого человека думающего.
Что мы видим? 

   На первом плане очень прилично для пахаря одетый человек пашет землю плугом, который тянет сытая, добротная лошадка. Немного ниже, на живописном полуостровке пастух пасёт чистеньких, истинно голландских овечек. Поза и посох у него впору библейскому пророку. Ниже простирается синее море, покрытое лёгкой рябью. Неподалёку рыбак ловит удочкой рыбу. В уютной бухте ветер развевает паруса корабля, идущего в сторону большой воды. Вдали, справа и слева видны какие-то странные горные образования, похожие на кучевые облака. Изображены также далёкий парусник, развалины форта, скалы и прочие детали пейзажа. Всё чистенько, аккуратненько, по-голландски.
 
   Но вот одна непонятная деталь портит пасторальную идилию – в правом нижнем углу картины из моря нелепо торчат две смешные голые ножки человека, с головой ушедшего в воду. На него не обращает внимания даже рыболов, расположившийся на берегу, совсем недалеко. Судьба тонущего человека не трогает ни пахаря, ни пастуха, ни матросов корабля. Никто не собирается спасать его. А может, по задумке художника, его и не надо спасать, потому что это Икар, смельчак, бросивший вызов богам и взлетевший на самодельных крыльях к Солнцу? Вот этому герою принадлежат жалкие ножки, никем не замеченные и никого не волнующие.
Что хотел сказать этой картиной Питер Брейгель? Мы же не случайно экспонируем именно эту картину. Смысл её в том, что современники великих событий глухи и слепы по отношению к изменениям, которые непременно последуют за этими явлениями. Хотя дальнейшее развитие ситуации может иметь решающее значение, непосредственно для них и их близких. Простому труженику его пахота, его овцы и повседневные дела гораздо важнее каких-то полётов к Солнцу и трагических падений. “Сам виноват, – скажет впоследствии какой-нибудь трудяга, сидя в кругу друзей в пивнушке. – А зачем он туда полетел? Какого черта ему надо было на Солнце? Светит себе, ну и ладно. Спасибо ему за свет и тепло”.

   “Люди, неужели только для этого мы пришли в этот мир?” – вот над чем художник призывает нас задуматься.

   Питер Брейгель относится к редчайшему типу художников-мыслителей. Он уникален в своём таланте воплощать мысль посредством красок на холсте. Не политику или идеологию, не красоту и чувства, не импрессию или экспрессию, а мысль, самую неуловимую эманацию во вселенной.

   Мысли, отражённую в “Падении Икара”, художник сообщает некий саркастический заряд, что становится его методом общения с зрителем. В стремлении донести свои размышления до людей он осмелился использовать самый сокровенный для христианского мира эпизод – шествие Спасителя на Голгофу. Огромное множество прекрасных художников в своём творчестве воздали должное величайшей драме христианства, все их произведения преисполнены вселенского трагизма происходящего, центростремительностью всего остального к судьбоносному действу.
 
   А теперь встанем перед картиной “Несение креста” кисти Питера Брейгеля Старшего. 

   Холмистый пейзаж, тревожные облака, фигурки множества людей, разбросанные по всему полю холста. Они заняты самыми будничными делами, разве что несколько сердобольных зевак помогают Христу встать на ноги и продолжиь свой путь на Голгофу. Кроме них никто не обращает внимания на странное скопление всадников и воинов в центре картины. Если не вглядеться, можно и не заметить Христа, упавшего под тяжестью креста и окружённого людьми, занятыми суетными хлопотами. Их реакции совершенно не соответствуют значимости момента.

   Этот феномен – неумение заметить, осознать и оценить величие момента - можно заметить на всём историческом пути человечества, и одной из фундаментальных столпов творчества Питера Брейгеля считается “высвечивание” этого феномена, презентация обществу и увековечение.

   Может показаться, что художник недолюбливает людей. “Брейгель не мизантроп, считающий род человеческий скопищем тупых, суетных, жадных и ленивых. Нет, он просто не щадит ни тупости, ни жадности, ни лени…”, - таким образом охарактеризовала метод отражения нравов своего времени Н.А.Дмитриева, историк и теоретик искусства.

   Питер Брейгель прожил около сорока лет. Его картины свидетельствуют о том, что ему были присущи определённые качества пророка. Перед уходом из жизни он написал картину “Слепые”, на которой мы видим исчерпывающий диагноз наших дней.
 
   Слепцы, бредущие держась друг за друга. Их путь преграждает река, но они её не видят и продолжают идти. Их судьба в руках поводыря. А поводырь тоже слеп и уже падает в реку, увлекая за собой остальных.

   Сарказм Брейгеля в данном случае акцентируется пасторальным антуражем, усугубляющим драматизм ситуации – чистое небо, мирный пейзаж, деревенская церковь, красивые строения, пасущаяся корова, крестьянин, кормящий кур. Кстати, такая контрастная манера отражения основной мысли картины наблюдается у Брейгеля почти всегда - благостные красоты усиливают драматизм происходящего.

   “Горькая аллегория! Это самый мощный, завершающий аккорд искусства Брейгеля.[…] Любя свою многострадальную родину, художник не мог простить своим соотечественникам пассивности, глухоты, слепоты, погружённости в муравьинную суету сегодняшнего дня и неспособности подняться на те горные вершины, которые дают прозрение целого, единого, общего. Горе слепым!”

   Этими словами Н.А.Дмитриевой хотим завершить краткий очерк о великом Питер Брейгеле Старшем. Судя по ситуации наших дней, актуальность генеральной мысли художника возросла многократно. Тотальная глупость, глухота и слепота к знакам времени оказалось присущи не только простым людям, но и тем, кто отвественен за продолжение жизни на планете.

   Оглянись, человек! – таков посыл Питера Брейгеля современникам и грядушим поколениям, и он гармонично вписывается в контекст нашего музея, который говорит своим посетителям: вокруг тебя происходят судьбоносные события, ты обязан разобраться в них. И действовать, совершать поступки. В противном случае… и так далее.


Рецензии
Чудесные беседы...

Олег Михайлишин   08.11.2020 09:50     Заявить о нарушении