Свекровь и невестка из одного ребра сделаны

Жизнь идёт. Время неумолимо. Кто знает, сколько осталось…
А я до сих пор не выразила Вам слов благодарности,
которые теснятся во мне.  Может, Вы и не ждёте их,
но я чувствую, что должна сказать…
     Сегодня я хочу поведать о своей свекрови – Мащенко Александре Алексеевне, замечательной женщине с нелёгкой судьбой. В 34 года она родила Ваню (в будущем моего мужа), своего последыша, в семье тогда уже было двое детей: старшая дочь Наташа и средний сын Володя.
     А. А. Мащенко - удивительная женщина. Мне не нравятся все эти истории, где свекрови предстают в дурном свете, для меня она стала очень близким человеком после смерти моей мамы. Александра Алексеевна поддерживает нас с мужем во всем, если что-то случится, то старается успокоить и утешить, дает советы, радуется каждому нашему успеху.
     Итак, Свекровь и Невестка – две женщины. Свекровь – «своя кровь». Невестка – «невесть кто».  Как у Пушкина: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень». Судьба свела их вместе, и они вынуждены общаться друг с другом.
    Когда я впервые встретилась со своей будущей свекровью, ей было 55 лет, но выглядела она гораздо моложе. Здесь нужно сделать небольшое лирическое отступление: знакомы мы были давно, ещё со школьной скамьи. Она же «учитэлка» (так Шуру называла её свекровь), преподавала географию и биологию, а также уроки труда. Помню, как-то вела себя не очень достойно, Александра Алексеевна сделала мне замечание, которое я проигнорировала… Она не кричала, а так тихо вздохнула и возмущенно сказала: «Ой, не дай бог, ты будешь моей невесткой!!!» На что я выпалила: «Ой, да никогда в жизни» …  А через несколько лет Ваня привёл меня в дом и сказал, что мы поженимся. Вот такая ирония судьбы!
     Я, бывало, обижалась на свою свекровь, но сейчас, по прошествии многих лет, вспоминается только хорошее.
       Волнистые тёмные волосы с благородной проседью и добрые карие глаза показывают, что она через многое прошла: родить и воспитать троих детей, жить со свекровью, потерявшей сначала мужа Григория (в боях под Москвой он пропал без вести), потом и старшего сына Ваню, подорвавшегося на немецком снаряде, который нашел с другом в речке возле школы, не так уж и просто. Баба Марфа (так мы её называли) всю любовь вложила в младшего сына Володю (моего свекра), оберегала его, знаете, как птица, расправив над ним свои крылья…От горя она оглохла, трудно с ней было общаться. Шуру свекровь невзлюбила сразу: «Ой, бугахтэрова дочкА, кохана! Ось Оля (старшая сестра мамы)-чоловик, а ты – витэр». Но превратности судьбы не сломили молодую женщину, прожила Саня (так называл её муж) со свекровью под одной крышей 34 года, да ещё ухаживала за ней перед смертью. Неприязнь бабы Марфы с лихвой покрывала любовь ее мужа Владимира Григорьевича (ныне покойного). «Он любил ее так, как на свете не каждую любят, как живую мечту, без какой - либо веры в успех». Володя часто говаривал ей: «Я люблю тэбэ, як оту зирочку!». Всё никак не могла понять, что такое «зирочка», а спросить стеснялась, потом, как-то, набравшись смелости, узнала, что это звёздочка. Так и прожили они вместе 45 лет, вырастили троих детей, дали им образование, нянчили внуков.
       Я не буду пересказывать вам ее биографию, казгулакчане (да и многие в районе) знают о ней и помнят. Она воспитала не одно поколение учеников, проработав в школе 42 года. Со своими питомцами ходила в походы, возила их на экскурсию в Ставрополь в музей (в те времена это было в диковинку), участвовала с тимуровцами в трудовых десантах.
     Мне хочется поведать вам об одном её уникальном даре. Мы очень любим слушать что-нибудь интересное. Особенно на романтические “стори” падки женщины. Но вот рассказывать о разных ситуациях еще со школьной скамьи привыкли так: вступление, основная часть, концовка. И все бы ничего, если бы не было так скучно… Настоящие животрепещущие истории повествуют по-другому, более живо, харизматично и интригующе. Уметь так излагать, очаровывать, завораживать, смеяться или плакать в конце всей группой людей могут не все. А вот Александра Алексеевна умеет!
     Свекровь – кладезь мудрости, в разговоре мама сыплет присказками, пословицами, поговорками и разными поверьями. Она как та метрическая книга, в которую в старину записывали кто когда родился, крестился, женился и умер. К ней обращаются за помощью даже первые лица района, когда нужна информация о каком-то человеке. У Александры Алексеевны феноменальная память, мама знает все о каждом жителе села, следит за судьбой своих учеников, помнит их дни рождения и всегда поздравляет. Они отвечают ей взаимностью. Когда ни приедешь к ней, на столе обязательно стоит свежий букет цветов, и тут начинается рассказ, кто подарил, когда, сколько у него детей, внуков, где он живет, какую должность занимает! В общем, свекровь у меня – настоящая ходячая энциклопедия!
       Её телефон не умолкает с утра до вечера. Вообще, она любит поболтать, рассказывая какую-нибудь историю, начинает всегда издалека, чтобы вопрошающий знал всю подноготную рода. Помню, моя мама, задавая ей очередной вопрос (зная о ее способностях), всегда говорила: «Сваха, ближе к теме».  Сидим мы как-то с ней, беседуем. Вдруг — телефонный звонок. Кто-то ошибся номером. Громкий мужской голос, который слышу даже я, кричит:
— Куда я попал?!
— А куда Вы целились, молодой человек? — спрашивает свекровь. Ну чистый анекдот!
      Не знаю, может, это звучит немного высокопарно, но для меня Александра Алексеевна олицетворяет всех жителей Казгулака: тот же юмор, скептическое отношение ко всему и удивительная жизненная сила. Все, что позволяет нам выживать в этом кошмарном мире!
     Сейчас маме (так я её называю со дня нашей свадьбы) 84 года, а она все такая же жизнерадостная (правда, ходит теперь уже с палочкой), копается в своем большом огороде, сажает, полет, убирает урожай, вяжет носки, чтобы чем-то помочь детям. На пасху обязательно печет пироги, куличи, пирожки, а потом передает гостинцы внукам. А еще - её клецки – это настоящий кулинарный шедевр, рецепт которого она свято хранит! Когда потомки собираются у неё в доме, свекровь обязательно стряпает это блюдо! Как-то мне довелось готовить клецки вместе с ней, и кое-что я все-таки узнала (поделюсь и с вами), тесто для них получается более нежным за счет вводимого в него молока или сливок, а также благодаря особенной технологии приготовления: все компоненты добавляют постепенно и, прежде чем ввести очередной продукт, массу тщательно растирают. «Клецки, – говорит опытная повариха, - можно есть как суп, их используют в качестве гарнира и даже как самостоятельное блюдо – в этом случае непосредственно перед подачей я их поливаю топленым маслом и поджаренным на сале мелко нарубленным луком, а сверху кладу кусочки отварной курочки, накрываю крышкой и томлю минут пять». Ох, уж эти клёцки, сразу слюнки потекли!
      Свекровь очень любит разгадывать кроссворды, на столе их у нее лежит целая стопка. Как только появляется свободная минутка, мама решает ребусы, частенько обращаясь за помощью к своим детям или внукам (великий и могучий Интернет знает все).
    Александра Алексеевна говорит, что жить будет до ста лет. Это у нее такой внутренний настрой. Выглядеть хорошо в свои годы ей помогают оптимизм, простая еда и отсутствие косметики (хотя губы она красить любит). Скажу больше, 84 года – это свидетельство того, что человек сумел прожить долгую и полноценную жизнь.
    Свекровь очень добрая, деликатная и внимательная женщина, называет меня дочик, рассказывает всем своим подругам, какая я хорошая.  Конечно, мы не сразу нашли общий язык, но сейчас, оглядываясь назад, думаю, какая же я была дура... И спасибо ей за мудрость, терпение и неоценимую помощь.
               
                С благодарностью,
               
                невестка Наташа.


                Н. Ковалевская 2


Рецензии