Чехов о русском питании

Литературный салон "Страницы книг"
 — Патимат Х
04:05
186 940 участников

А.П Чехов о правильном русском питании.

Ну-с, когда вы входите в дом, то стол уже должен быть накрыт, а когда сядете, сейчас салфетку за галстук и не спеша тянетесь к графинчику с водочкой.

Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селедка. Съели вы ее кусочек с лучком и с горчичным соусом, сейчас же, благодетель мой, пока еще чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе или, ежели желаете, с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селедки, но всего лучше, благодетель, рыжики соленые, ежели их изрезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом… объедение! Но налимья печенка — это трагедия!

Ну-с, как только из кухни приволокли кулебяку, сейчас же, немедля, нужно вторую выпить.

Кулебяка должна быть аппетитная, бесстыдная, во всей своей наготе, чтоб соблазн был. Подмигнешь на нее глазом, отрежешь этакий кусище и пальцами над ней пошевелишь вот этак, от избытка чувств. Станешь ее есть, а с нее масло, как слезы, начинка жирная, сочная, с яйцами, с потрохами, с луком…

Как только кончили с кулебякой, так сейчас же, чтоб аппетита не перебить, велите щи подавать… Щи должны быть горячие, огневые. Но лучше всего, благодетель мой, борщок из свеклы на хохлацкий манер, с ветчинкой и с сосисками. К нему подаются сметана и свежая петрушечка с укропцем. Великолепно также рассольник из потрохов и молоденьких почек, а ежели любите суп, то из супов наилучший, который засыпается кореньями и зеленями: морковкой, спаржей, цветной капустой и всякой тому подобной юриспруденцией.

Как только скушали борщок или суп, сейчас же велите подавать рыбное, благодетель. Из рыб безгласных самая лучшая — это жареный карась в сметане.

Но рыбой не насытишься, это еда несущественная, главное в обеде не рыба, не соусы, а жаркое. Ежели, положим, подадут к жаркому парочку дупелей, да ежели прибавить к этому куропаточку или парочку перепелочек жирненьких, то тут про всякий катар забудете, честное благородное слово. А жареная индейка? Белая, жирная, сочная этакая, знаете ли, вроде нимфы…

После жаркого человек становится сыт и впадает в сладостное затмение. В это время и телу хорошо и на душе умилительно. Для услаждения можете выкушать рюмочки три запеканочки. Домашняя самоделковая запеканочка лучше всякого шампанского. После первой же рюмки всю вашу душу охватывает обоняние, этакий мираж, и кажется вам, что вы не в кресле у себя дома, а где-нибудь в Австралии, на каком-нибудь мягчайшем страусе…

Во время запеканки хорошо сигарку выкурить и кольца пускать, и в это время в голову приходят такие мечтательные мысли, будто вы генералиссимус или женаты на первейшей красавице в мире, и будто эта красавица плавает целый день перед вашими окнами в этаком бассейне с золотыми рыбками. Она плавает, а вы ей: «Душенька, иди поцелуй меня!»
 
© Антон Чехов

857 классов

Показать предыдущиеК первым
Галина Кардонская
Галина Кардонская

Класс!
1

Зинаида Кутищева (Каменских)
Зинаида Кутищева (Каменских)
Наша русская еда ...все можно самим приготовить ...согласна с Вами ....(Y)

Ольга Андриенко
Ольга Андриенко
Гастрономические образы и их функции в творчестве     Н.В. Гоголя.

Лебедева Полина,

ученица 9 «Д» класса

Научный руководитель:

Муреева Е.Н.,

учитель литературы

Н.Новгород

2016 г.

Гастрономическое искусство, как и театральное, мимолетно: оно оставляет следы лишь в нашей памяти. Эти воспоминания о волнующих и радостных событиях, пережитых за столом, составляют сюжеты кулинарной прозы. Не зря так прекрасны описания еды в классической литературе.

Русская классика даст фору любой западной литературе по количеству съеденного и выпитого на ее страницах. Герои литературных произведений то и дело садятся за стол, встают из-за стола, со вкусом выпивают, закусывают, звенят столовыми приборами, передают друг другу блюда с аппетитной начинкой. А среди писателей в числе несомненных фаворитов по описанию застолий лидирует, конечно же, Н.В. Гоголь. Его произведения – это настоящие путеводители по гастрономическим соблазнам. 

 Описание пиршества и связанных с ним событий играет особую роль в творчестве Гоголя и основано на богатой традиции, складывавшейся на протяжении ни одного столетия.

Актуальность исследования определяется важностью освещения классических художественных произведений, связанных с такой областью человеческой жизни, как гастрономия, изучение которых даёт представление о русской культуре XIX века. Актуальность выбранной темы также обусловлена тем, что освещена она в литературе довольно скудно: в основном упоминание о кулинарных образах в творчестве Н.В. Гоголя встречается только в работах, посвящённых «Мёртвым душам»...

Класс!
2

Николай Светёлкин
Николай Светёлкин ответил cwitlana
А ещё "Лето господне" Ивана Шмелёва

Класс!
2

Наталия Рузанова
Наталия Рузанова ответила Юрию
А они вернулись

cwitlana lychik
cwitlana lychik ответила Николаю
Всенепременно. Благодарю

Ольга Андриенко
Ольга Андриенко
Еда у классицистов была понятием абстрактным. Так в одах Ломоносова, например, нет привычных современному человеку «зримых» предметов, изображения как такового: изображается не вещь, не событие, а знак, символ, аллегория. Этого требовало высокое звание оды, изображавшей «важную материю». Поэт «вкушает» «небесную пищу», а народ «питает» «глубокий мир». Преемник Ломоносова Державин в стихотворении «Фелица» старается создать вид пышного, выдержанного в «высоком штиле» стола, близкого к идеальному, которого достойна только царская персона:

Где блещет стол сребром и златом,

Где тысячи различных блюд;

Там славный окорок вестфальской,

Там звенья рыбы астраханской,

Там плов и пироги стоят.

Шампанским вафли запиваю;

И все на свете забываю

Средь вин, сластей и аромат[2].

Кулинарные реалии в их конкретных вариантах допускались разве что в низшие жанры классицизма, например, в басни. Однако и здесь еда упоминается не столько для того, чтобы нарисовать красочную, живую картинку, сколько для подчеркивания аллегорического смысла.

Удаленность от реальности свойственна не только классицизму, но и романтизму, для которого характерны следующие черты: стремление к возвышенному, глубокое проникновение в мир души и сердца человека, лирическое воплощение его переживаний и гуманных настроений. Романтики слишком удалены от грешной земли и погружены в раздумье о своей душе, чтобы думать о такой мелочи, как еда. А предметы, связанные с приёмом пищи, не используются по их прямому назначению. Например, кубок у В.А. Жуковского способен вершить судьбы людей:

Кто сыщет во тьме глубины

Мой кубок и с ним возвратится безвредно,

Тому он и будет наградой победной[3].

Наиболее подходящим временем для рассмотрения вопроса использования пищевых подробностей оказалась эпоха реализма. Именно в этот период писатели обращаются к повседневной жизни человека, к быту, к самым простым, обыденным пристрастиям. Казалось бы, незначительная деталь - еда, однако именно она характеризует писателя в определенной мере, дает нам представление о том слое общества, к которому принадлежит герой, а иногда и знакомит с национальными традициями, позволяющими получить более глубокое представление о конкретном народе.

Каждый автор относится к описанию еды по-разному, используя свои средства и приемы. Например, в «Евгении Онегине» А. С. Пушкин, рассказывая о любовных переживаниях героини, попутно с юмором описывает праздничный обед в честь именин Татьяны:

Конечно, не один Евгений

Смятенье Тани видеть мог;

Но целью взоров и суждений

В то время жирный был пирог

(К несчастию, пересоленный);

Да вот в бутылке засмоленной,

Между жарким и блан-манже,

Цимлянское несут уже...[4]

А вот преемник Пушкина, Лермонтов, уже ставший реалистом, по отношению к еде сохраняет взгляд романтика. Обращаясь к его «Герою нашего времени», мы не найдем ни одной пищевой подробности. Единственно упомянутым будет только употребление героями минеральной воды. Лермонтов не считает прием пищи столь важной деталью...

Класс!
2

Валентина Озорнина-Кислякова
Валентина Озорнина-Кислякова
Мастер слова! Прямо вкусно написано, но такая еда, как то редко стала ! А это наверное плохо. Та еда настоящая русская она была для здоровья и не из чужих стран! Надо кушать еду,выращенную на полях своей страны, выловленную в реках на просторах Родины, вот и будет здоровье!

Класс!
2

Swetlana kruglik
Swetlana kruglik
; Непревзойдённый Антоша Чехонте!

Александра Трохина(Соломонова)
Александра Трохина(Соломонова)
Объём описанного обеда смертелен для человека!

Людмила Варламова(Пронькина)
Людмила Варламова(Пронькина)
Эстет,сладкоед и жизнелюб!

Класс!
2

ольга персидская
ольга персидская
Россия, которую мы потеряли.

Светлана Бучилина
Светлана Бучилина
Боже,какое чудо, комментарии. я, плыву , по   россыпи эмоций и познания .  Прелесть  люди Вас читать,   что-то открываю, для, себя,  что-то , буду знать.  Всем,  спасибо!

Felix E von Gadke
Felix E von Gadke
Время чрезвычайно упростило жизнь. Никто уже не обедает в несколько курсов, разве что пару раз в год по особым случаям. Никто и к обеду не переодевается, весь день проводя в одном костюме. Жизнь стала простой и быстрой, сложному в ней не находится места. Та же описанная русская кухня сегодня заменена на советскую и новорусскую, представленную в «майонеза-нах». Сложные мысли сегодня многим тяжелы для восприятия и понимания. Примитивность царит повсюду, и если бы она была доброжелательной... но нет. В основном, примитивность тупа и агрессивна.

Класс!
6

Светлана Бучилина
Светлана Бучилина ответила Александре
Всего, лишь подагра! ( Пожизненно)

Александр ---
Александр ---
Вкусно написано! :-)

Александра Трохина(Соломонова)
Александра Трохина(Соломонова) ответила Светлане

Наталья Плаксий
Наталья Плаксий
Отрывок из повести «Старосветские помещики».

«Оба старичка, по старинному обычаю старосветских помещиков, очень любили покушать. Как только занималась заря (они всегда вставали рано) и как только двери заводили свой разноголосый концерт, они уже сидели за столиком и пили кофе…

«Чего же бы теперь, Афанасий Иванович, закусить? Разве коржиков с салом, или пирожков с маком, или, может быть, рыжиков соленых?

«Пожалуй, хоть и рыжиков, или пирожков», - отвечал Афанасий Иванович, и на столе вдруг являлась скатерть с пирожками и рыжиками.

За час до обеда Афанасий Иванович закушивал снова, выпивал старинную серебряную чарку водки, заедал грибками, разными сушеными рыбками и прочим. Обедать садились в двенадцать часов. Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков с замазанными крышками, чтобы не могло выдыхаться какое-нибудь аппетитное изделие старинной вкусной кухни. За обедом обыкновенно шел разговор о предметах самых близких к обеду.

«Мне кажется, как будто это каша» - говаривал обыкновенно Афанасий Иванович, «немного пригорела, вам этого не кажется, Пульхерия Ивановна? «Нет, Афанасий Иванович, вы положите побольше масла тогда она не будет казаться пригорелою, или вот возьмите этого соуса с грибками и подлейте к ней».

«Пожалуй»,- говорил Афанасий Иванович и подставлял свою тарелку: «опробуем, как оно будет».

После обеда Афанасий Иванович шел отдохнуть один часик, после чего Пульхерия Ивановна приносила разрезанный арбуз и говорила: «Вот попробуйте, Афанасий Иванович, какой хороший арбуз».

«Да вы не верьте, Пульхерия Ивановна, что он красный в середине»,- говорил Афанасий Иванович, принимая порядочный ломоть, «Бывает что и красный, да нехороший». На арбуз немедленно исчезал. После этого Афанасий Иванович съедал еще несколько груш и отправлялся гулять по саду вместе с Пульхерией Ивановной.

Пришедши домой, Пульхерия Ивановна отправлялась по своим делам, а он садился под навесом, обращенным ко двору, и глядел как кладовая беспрестанно показывала и закрывала свою внутренность и девки, толкая одна другую, то вносили, то выносили кучу всякого дрязгу в деревянных ящиках, решетах, ночевках и прочих фруктохранилищах. Немного погодя он посылал за Пульхерией Ивановной, или сам отправлялся к ней и говорил: «Чего бы такого поесть мне, Пульхерия Ивановна?».

«Чего же бы такого?» - говорила Пульхерия Ивановна, разве я пойду скажу, чтобы вам принесли вареников с ягодами, которых приказала я нарочно для вас оставить?».

«И то добре», - отвечал Афанасий Иванович.

«Или может быть, вы съели бы киселику?».

«И то хорошо», - отвечал Афанасий Иванович. После чего все это немедленно было приносимо и, как водится, было съедаемо.

Перед ужином Афанасий Иванович еще кое-чего закушивал. В половине десятого садились ужинать. После ужина тотчас отправлялись опять спать, и всеобщая тишина водворялась в этом деятельном и вместе спокойном уголке. Комната, в которой спали Афанасий Петрович и Пульхерия Ивановна, была так жарка, что редкий был бы в состоянии остаться в ней несколько часов. Но Афанасий Иванович еще сверх того чтобы было теплее, хотя сильный жар часто заставлял его несколько раз вставать среди ночи и прохаживаться по комнате. Иногда Афанасий Иванович, ходя по комнате, стонал.

Тогда Пульхерия Ивановна спрашивала: «Чего вы стонете, Афанасий Иванович?».

«Бог его знает, Пульхерия Ивановна, так как будто немного живот болит», - говорил Афанасий Петрович.

«Может быть вы чего-нибудь съели, Афанасий Петрович?».

«Не знаю, будет ли оно хорошо, Пульхерия Ивановна! Впрочем, чего ж бы такого съесть?».

«Кислого молочка, или жиденького узвару с сушеными грушами».

«Пожалуй, разве только попробовать», говорил Афанасий Иванович. Сонная девка отправлялась рыться по шкафам, и Афанасий Иванович съедал тарелочку, после чего он обыкновенно говорил: «Теперь так как будто сделалось легче».

Великая вера Н.В. Гоголя в прекрасное в человеке позволила ему найти любовь в обыденной жизни, в заботе друг о друге любящих людей.

Класс!
3

Инна Пиценко(Арсеньева)
Инна Пиценко(Арсеньева)

Класс!
1

ВАЛЕНТИНА МЕЛЬНИКОВА
ВАЛЕНТИНА МЕЛЬНИКОВА ответила ольге
Что Вы, милейшая, мы ещё живые!

Райхан Абдулова
Райхан Абдулова ответила Людмиле
Любил гостей потчевать, а сам был скромен и в еде, ел очень мало, вспоминала мать и сестра

Татьяна Азарова(Плесовских)
Татьяна Азарова(Плесовских)
 Как красиво-то написано! Это вам не эрзац с пальмовым маслом по нынешнему.

Татьяна Чеканова
Татьяна Чеканова
А.П.Чехов...Обожаю читать...перечитывать его книги...Язык его произведений настолько богат, что диву даёшься тому, насколько всё же русский язык прекрасен!...Есть ли ещё на земле язык, которым можно так красочно и точно описывать всё, что угодно - будь то чувства...будь то природа...тот же обеденный стол с яствами, как в данном случае ))...Сегодня настолько запоганили наш русский язык всевозможными иностранными "пришельцами", что иной раз слушаешь и думаешь, на каком языке говорят?...Преувеличиваю, конечно )), но нужно бороться за чистоту своего языка...везде и повсюду!...Потерять легко, а на восстановление потом уходят многие десятилетия...Читайте, люди, нашу русскую классику!...;-)

Татьяна Филичева ( Веселовская)
Татьяна Филичева ( Веселовская) ответила Райхану
Скромный в еде был ,потому что доктор,и знал,что обжорство ни к чему хорошему не приведёт.Вот и фантазировал с пером в руке...


Рецензии