фильм, реальность и политика

оффтоп 3 – фильм, реальность и политика

И когда космические корабли неустанно бороздят просторы Вселенной (с), все вроде понимают, для чего ведущие страны исследуют околоземное пространство, Луну, Марс и другие планеты, но конкретные цели назовёт только специалист, да и то в общем и обтекаемо, потому что не обо всём, что знаешь, следует говорить. И в этом престиж государства – участвовать в освоении космоса, ибо только страны с высоким уровнем развития экономики, науки, техники могут позволить себе роскошь и удовольствие разрабатывать, производить и запускать космические аппараты самого разного назначения.

***

...полярная гонка, развернувшаяся в Арктике и Антарктике в период 1908—1912 годов, была состязанием не стран, а личностей. Американцам Фредерику Куку и Роберту Пири, боровшимся за Северный полюс, не требовалось научного камуфляжа: в США рекорд — достаточное основание для экспедиции. Эрнест Шеклтон (считавшийся главным соперником Роберта Скотта по пути на Южный полюс) и Руаль Амундсен вынуждены были на первое место ставить научные исследования.

***

Так и на заре 20-го столетия участие в исследованиях полюсов Земли, организация морских и воздушных экспедиций в труднодоступные районы, свидетельствовали о мощи государства, о его возможностях и притязаниях на открытые ими территории.

В частности, во вступительной статье для советского издания книги Франтишека Бегоунека, которая в переводном варианте с чешского называется "Трагедия в Ледовитом океане", в 1962 году профессор Я. Гаккель пишет:

«Советскому читателю книги Ф. Бегоунека небезынтересно также узнать, что наша общественность отнеслась к экспедиции на дирижабле "Италия" весьма сдержанно. Дело в том, что в фашистской прессе в то время появились сообщения о намерениях правительства Муссолини аннексировать Землю Франца-Иосифа. Такие сообщения тем более настораживали советскую общественность, что и ранее попытки захвата арктических владений СССР со стороны других государств уже предпринимались в отношении островов Врангеля и Геральд. В данном случае - с Землей Франца-Иосифа - для ее аннексии в итальянской печати приводилось такое по меньшей мере странное обоснование: этот архипелаг был открыт и впервые посещен австро-венгерской экспедицией К. Вейпрехта и Ю. Пайера, которая снаряжалась в Триесте. Впоследствии по Сан-Жерменскому договору этот город отошел к владениям Италии. Следовательно, рассуждали фашисты, к ней же автоматически переходят права и на Землю Франца-Иосифа».

«В советском издании книги незначительные поправки, внесенные редактором, касаются лишь неточностей в изложении тех эпизодов и событий, которые автор почерпнул из литературных источников. Небольшому сокращению в сравнении с оригиналом подверглись в русском издании некоторые детали в изложении узкоспециальных вопросов, не представляющие большого интереса для широкого круга читателей».
Тут уж sapienti sat.

***

Я перелопатила гору материалов, перечитала множество статей, и у меня зародились смутные сомнения, в отношении того, почему итальянская сторона проявила такое желание принять участие в съемках этого фильма, потратив на него 10 миллионов долларов – очень немалую по тем временам сумму, чтобы ввести новую любовную линию, изменив сценарий; задействовать для написания новой версии сценария двух «оскароносных» авторов, а для съёмок – звёзд западного кинематографа.  Вы ещё когда-нибудь слышали, чтобы из одного и того же отснятого материала фильм монтировали два режиссёра из разных стран независимо друг от друга?  А то, что наша съемочная группа на месяц ездила в Италию… Да, режиссёр, да, операторы, Эдуард Марцевич, который был в кадре в «римской резиденции», Григорий Гай и Никита Михалков, которые тоже принимали участие в «суде совести», в ролях Рудольфа Самойловича и Григория Чухновского соответственно, но я точно знаю, что в командировку ездил и Юрий Визбор, а снимался ли он в Италии?


Конечно, любовь – беспроигрышный вариант для фильма, чтобы привлечь зрителей, особенно если в сценах участвуют красивые талантливые знаменитые артисты, роли им прописывают известные сценаристы, но почему влюблённым в единственного вымышленного персонажа – медсестру Валерию, которую сыграла Клаудиа Кардинале, «назначили» Финна Мальгрейма, у которого в Осло, как известно, была невеста. Может именно потому, что он погиб?..  А почему он погиб? Как он погиб?.. Он же был одним из самых опытных исследователей севера, участвовал в арктической экспедиции на шхуне «Maud» /«Мод»/ вместе с Руалем Амундсеном и Харальдом Свердрупом в 1922—1925 годах, и в экспедиции на дирижабле «Норвегия» под командованием Умберто Нобиле на Северный полюс в 1926 году.

Именно Франко Кристальди /продюсер/ настоял, чтобы одной из центральных сюжетных линий фильма стала бы история любви Валерии и молодого шведского полярника Финна Мальмгрена…

В какой-то момент мне показалось, что многое в сценарии было использовано как «дымовая завеса», чтобы прикрыть то, о чём поведать нельзя. А что могло быть там такого, что итальянцы хотели бы предать забвению, скрыть? А было ли «это», о чём лучше умолчать, и что «это» было? И к "этому" мы постепенно подберёмся.

Очень важные штрихи в финальную сцену фильма внёс Роберт Болт — английский писатель и сценарист, двукратный лауреат «Оскара». В фильме Амундсен говорит о том, что никто из присутствующих не может считать себя вправе осуждать генерала Нобиле.

***

Итак, мы имеем:

1928 год – реальные события. Экспедиция, катастрофа, спасательная операция. Имена участников экспедиции на дирижабле «Италия» и спасателей из разных стран известны развитому мировому сообществу и ежедневно на слуху.

1960 год – /ориентировочно/ предложение М. Калатозову снять фильм. Начало работы над сценарием. Юрий Нагибин и Михаил Калатозов начинают работать над сценарием, делая упор на «суд совести» Умберто Нобиле. О чём из того, что знал Нобиле, можно рассказать зрителю, а что оставить за кадром? Пока живы и Умберто Нобиле, и Борис Чухновский, и Франтишек Бегоунек, и Филиппо Цаппи, и Альфредо  Вильери.
 
1962 год – на русский язык переведена книга Франтишека Бегоунека «Трагедия в полярном море», следовательно, книга вышла несколько раньше, и скорее всего итальянским заинтересованным лицам было известно её содержание.  / в 1928 Ф. Бегоунек написал книгу под названием "Семь недель в полярных льдах". по свежим впечатлениям от экспедиции, но очень кратко. Эта книга была тут же издана на его родине и тогда же переведена на многие иностранные языки/. Теперь же, в своей новой книге, он осветил все пережитое им в 1928 г. более обстоятельно.

1968 год – подготовка и съемки фильма. События в Чехии, танки в Праге. По крайней мере четверо непосредственных участников событий и героев фильма были живы к моменту выхода фильма на экраны: У. Нобиле, штурман дирижабля А. Вильери, советский полярный летчик Б. Г. Чухновский и профессор Ф. Бегоунек. Нобиле присутствовал на премьере в Риме. Ф. Цаппи умер в 1961 году, ровно на 33 года пережив погибшего во льдах 33-летнего Финна Мальмгрена.

Имена и лица первых космонавтов знакомы всему цивилизованному миру. Их репутация укрепляет имидж государства на мировой арене.

2008 год – Валентин Антонов, опубликовал в сети четыре рассказа****:
1. Два фильма,
2. «А кто такой этот ваш Амундсен?..»
3. «Пусть весь мир помочь не может!..»
4. «Великие дела века»

«И вот что удивительно: обычно кинематографическое действие выглядит ведь порой значительно драматичней, чем те реальные события, на которых оно основано. В случае же с фильмом «Красная палатка» дело обстоит совсем иначе: за любым самым драматическим эпизодом, который мы видим на экране, стоит ещё более суровая действительность».
/Валентин Антонов/

***

В 1926 году Умберто Нобиле на дирижабле «Норвегия» под командованием Руаля Амундсена участвовал в успешной экспедиции на Северный полюс. Поскольку Нобиле был конструктором дирижабля, он наряду с Амундсеном заслуженно считался одним из героев всей экспедиции. После возвращения в Италию он был окружён почестями. Муссолини произвёл Нобиле в чин генерала. В то же время почти сразу Амундсен и Нобиле начали обмениваться взаимными обвинениями, приписывая основные достижения себе и выставляя оппонента в невыгодном свете.

Нобиле начал готовиться к новому полёту в Арктику почти сразу после возвращения из экспедиции на «Норвегии».

Для этого было решено использовать строившийся дирижабль N-4, той же конструкции, что и «Норвегия», и почти аналогичный по техническим характеристикам. В планы входили исследование Земли Франца-Иосифа, Северной Земли, области к северу от Гренландии и Канадского Арктического архипелага, окончательное решение вопроса о существовании гипотетической Земли Крокера, которую в 1906 году якобы наблюдал Роберт Пири, а также наблюдения в области атмосферного электричества, океанографии и земного магнетизма.

Нобиле одно время обсуждал возможность организации совместной экспедиции с норвежским полярным исследователем Яльмаром Рисером-Ларсеном*, но из-за нарастающей вражды Нобиле и Амундсена Рисер-Ларсен, поддерживавший Амундсена, отказался от участия.

Муссолини согласился поддержать проект после того, как основные расходы взяли на себя Королевское географическое общество Италии и город Милан, жителем которого был Нобиле.

Была проведена тщательная подготовка, экспедиция была очень хорошо снаряжена и экипирована самым современным оборудованием, часть из которого была специально разработана в Риме и Милане для «Италии». Нобиле лично встречался с Нансеном** и обсуждал с ним специфику арктических путешествий.

31 марта, за несколько дней до отлёта из Италии, экипаж дирижабля получил аудиенцию папы римского Пия XI, который передал Нобиле большой деревянный крест, освящённый им лично, чтобы установить его на полюсе.

В первоначальные планы экспедиции входила кратковременная высадка людей на полюсе, и с этой целью на борту дирижабля находился большой тюк с палаткой и спальными мешками.

***

Какова же была радость, когда нашёлся и этот тюк! Палатка, та самая «красная палатка», представляла собой пирамиду с квадратным основанием (два с половиной на два с половиной метра), которую в центре поддерживал шест. Она была рассчитана на 4 человек – примерно 6 квадратных метров.

***

Всего в команду дирижабля вошло 18 человек: Умберто Нобиле – руководитель экспедиции, метеоролог Финн Мальмгрен*** (Швеция), радиолог Франтишек Бегоунек (Чехословакия), физик Альдо Понтремолли (Италия), 12 членов экипажа и два журналиста: корреспондент «Il Popolo d'Italia» Уго Лаго и корреспондент «Corriere della Sera» Франческо Томазелли*** (не участвовал в последнем вылете). Семеро из них в 1926 году входили в экипаж «Норвегии». Нобиле взял с собой свою собаку, фокстерьера Титину, которая сопровождала его во всех поездках, включая экспедицию на «Норвегии». Умберто Нобиле и 15 человек из команды были итальянцами:
штурманы – Адальберто Марианно, Филиппо Цаппи, Альфредо Вильери; 
старший механик – Этторе Ардуино;
механики – Натале Чечоне, Калисто Чокка, Аттилио Каратти, Винченцо Помелла, Ренато Алессандрини;
радисты – Джузеппе Бьяджи, Этторе Педретти, который находился на корабле «Читта ди Милано»
инженер – Феличе Трояни.

***

19 марта 1928 года из города Специя вышел пароход «Читта ди Милано» (итал. Citta di Milano, Город Милан), задачей которого было обеспечивать радиосвязь с «Италией». Пунктом назначения судна была бухта Конгсфьорд (Кингсбей) рядом с поселением Ню-Олесунн на Шпицбергене, которая часто использовалась как база для полярных экспедиций. Она же должна была быть базой для дирижабля и команды «Италии».

15 апреля дирижабль вылетел из Милана. Как во время перелёта, так и в дальнейшем «Италию» сопровождали очень плохие метеорологические условия. Нобиле получил соответствующую информацию от советских метеорологов, когда дирижабль уже покинул Италию, и поэтому переносить сроки было уже поздно.

Из-за шторма дирижабль был сильно потрёпан, поэтому 16 апреля Нобиле совершил промежуточную остановку в Штольпе в Германии. После 10 дней ремонтных работ дирижабль был снова готов к полёту, но из-за задержки «Читта ди Милано» он вылетел только 3 мая.

Когда «Италия» пролетала над Стокгольмом, её подвели к дому Мальмгрена, чтобы сбросить письмо для его матери.

Ещё один шторм обрушился на дирижабль во время ночёвки в Финляндии, но тем не менее 8 мая он прибыл в Конгсфьорд (Кингсбей).

Во время вылетов на дирижабле находилось шестнадцать человек: радист Педретти оставался на «Читта ди Милано», а двое журналистов сопровождали дирижабль по очереди. Первый полёт к северо-востоку от Земли Франца-Иосифа был сорван из-за непогоды (дирижабль был вынужден вернуться через семь часов). Второй вылет продолжался шестьдесят девять часов и был гораздо удачнее, но достичь запада Северной Земли, как планировалось, не вышло. В третий раз «Италия» вылетела ранним утром 23 мая в направлении Северного полюса, которого дирижабль достиг примерно в полночь. С дирижабля были сброшены крест, флаги Милана и Италии, после чего «Италия» повернула обратно.

Утром 25 мая экипажу удалось наладить радиосвязь с «Читта ди Милано» и приблизительно определить местонахождение «Италии». Последний сеанс радиосвязи состоялся в 10:27.

***

В своей книге «Трагедия в Ледовитом океане» Франтишек Бегоунек задаёт самому себе несколько вопросов, ответить на которые, действительно, очень нелегко: «Как могло случиться, что опытный полярник Мальмгрен погиб, тогда как слабый Марианно выдержал трудный поход? И почему Мальмгрен, во всём такой обязательный и пунктуальный, не передал мои письма Цаппи?».

В спасении международного экипажа дирижабля принимало участие много людей, самолётов и судов, но пробиться сквозь льды к основной группе и спасти её удалось лишь советскому ледоколу «Красин» — через 48 суток после катастрофы. Вся эта эпопея изобиловала необъяснимыми до сих пор загадками и трагическими потерями, и среди этих потерь была невосполнимая: вылетев на розыски терпящих бедствие полярников, бесследно исчез великий норвежец Руал Амундсен, покоритель и Арктики, и Антарктики.

Продолжение следует


*Яльмар Рисер-Ларсен (норв. Hjalmar Riiser-Larsen, 7 июня 1890 — 3 июня 1965) — норвежский авиатор и полярный исследователь, один из создателей современных ВВС Норвегии. В 1926 году Рисер-Ларсен  был штурманом экспедиции на дирижабле «Норвегия». Когда в 1928 году дирижабль «Италия» под командованием Нобиле потерпел катастрофу в Арктике, Яльмар Рисер-Ларсен участвовал в поисках пропавших. В годы Второй Мировой войны после оккупации Норвегии Третьим рейхом он был вынужден эмигрировать в Лондон, а оттуда — в Северную Америку, где координировал деятельность военной и военно-морской авиации и создал тренировочный лагерь для норвежских лётчиков. Тогда же Я. Рисер-Ларсен был произведён в адмиралы и вице-маршалы.

**Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен — (норв. Fridtjof Wedel-Jarlsberg Nansen, 10 октября 1861 — 13 мая 1930) — норвежский полярный исследователь, учёный — доктор зоологии, основатель новой науки — физической океанографии, политический и общественный деятель, гуманист, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год, удостоен наград многих стран, в том числе России. Нансен регулярно консультировал полярных исследователей из разных стран.

***Финн Адольф Эрик Юхан Мальмгрен (швед. Finn Adolf Erik Johan Malmgren, 9 февраля 1895, Гётеборг — июнь 1928, Арктика) — шведский геофизик, участник нескольких океанографических и арктических экспедиций, автор работ по физическим и химическим свойствам морского льда.

**** https://vilavi.ru/sud/redtent/redtent1.shtml


Рецензии
Интересная версия причины участия Италии в фильме. И огромная работа по сбору информации. "Вся эта эпопея изобиловала необъяснимыми до сих пор загадками".

Влада Дятлова   03.11.2020 22:17     Заявить о нарушении
Ой, дорогая Влада! Сил бы разложить по-полочкам и завершить.
Спасибо!

Кира Викторова   03.11.2020 22:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.