Язык и мышление. Глава 3

Глава 3.

Остановимся поподробнее на изначальных функциях протоязыка, непосредственно проецируемых в свойства, характер мышления человека как таковые.
Здесь принципиальное. На первоначальной стадии обозначение формируемого языка неотделимо от смысляющей деятельности духа в умственных движениях. Формируется первоначальный язык представлений, формируются изначальные знания представлений. С отпечатываемыми в памяти образами происходит следующее: естество духа эмоционально окрашивает, снабжает эмоциональными ярлыками воспринимаемые образы видимого в эмбриональных снах, и эти ярлыки нравственно (от слова
 «нравиться») представляют собой первичные мыслительно-языковые оппозиции типа «нравится – не нравится», «опасно-неопасно», «приятно-неприятно». Понятно, что первичный эмоционально-обозначающий стимул исходит из чувства самосохранения, сопряжённого с эмоциональной душевной памятью любви зачатия. Любовь родителей транслируется в первичную любовь к себе, выражаемую и подтверждаемую в чувстве самосохранения и данности развития, роста; она первично формирует такое протопредставление и, далее, протопонятие, как любовь к жизни.
Таким образом, протознания, они же знаки протоязыка, представляют собой образы в «эмоциональной оболочке», если можно так выразиться.
Важно сказать, что именно любовь, к себе, к жизни, способствует переходу от нравственного обозначения к культурной оценке. Чувствовать, сознавать себя монадой, живой достойной целостностью – гарант культурности сознания.
Но закончим о нравственности мышления: из рассмотренных выше представлений настаивается первичная понятийная оппозиция – «хорошо-плохо», в которой, возможно к сожалению, продуцируется наследие духа отца. Так по наследству передается отнюдь не мифический «первородный грех», но греховные навыки, обычаи, склонности отца.
А о культурности сознавания плода можно сказать, что монадность его вызывает первичный нравственно-культурный диалог: появляются оппозиции «нужно-ненужно», «важно-неважно», «своё-чужое», наконец, «ценное-второстепенное-неценное».
Первичный протоязык заменяется вторичным протоязыком. Между тем духовно-нравственная основа умственно-эмоционального существования является «матрицей» человеческого сознания.
3 ноября 2020 года.


Рецензии