6. 20 Ступени духовной эволюции человека

                Из книги «Великие Посвящённые» Эдуарда Шюре:

 (стр. 290) «Различие, которое мы видим в людях, происходит или от первоначальной сущности индивидов, или же от ступени достигнутой ими духовной эволюции. С этой последней точки зрения, всех людей можно распределить на четыре класса, которые заключают в себе все безчисленные подразделения и отличия.

I.У огромного большинства людей воля вызывается преимущественно телесными потребностями. Их можно назвать действующими по инстинкту. Они  способны не только на физические работы, но и на творческую деятельность разума в пределах физического мира, в области торговли и промышленности и всякой практической деятельности.


II.На второй ступени человеческого развития воля, а, следовательно, и сознание, сосредоточены в душевном мире, то есть в области чувствования, воздействующего на интеллект. Люди этой категории действуют под влиянием одушевления или страсти. По своему темпераменту они способны стать воинами, артистами или поэтами. Большинство литераторов и учёных принадлежат также к этому разряду. Ибо они живут в условных идеях, направляемых страстями или ограниченных узким кругозором и не поднимаются до чистой Идеи, до всеобъемлющего миропонимания.

III.Третий, несравненно более редкий разряд людей, воля которых сосредотачивается главным образом в чистом разуме, освобождённом от влияния страстей и от границ материи, что и придаёт понятиям этих людей характер всеобъемлющий. Это – люди, действующие под влиянием интеллекта. Из их рядов выходят общественные деятели, поэты высшего разряда и в особенности истинные философы и мудрецы, те, которые по Пифагору и Платону, должны бы управлять человечеством. В этих людях страсть не погасла, так как без неё ничто не совершается на земле, и она представляет собой силу огня или электричества в нравственном мире. Но страсти у них служат разуму, между тем как в предшествующей категории -  разум бывает, по большей части, слугой страстей.

IV.Самый высший человеческий идеал осуществляется в четвёртом разряде, где к господству разума над душой и над интеллектом присоединяется господство воли над всем существом человека. Покорив всю свою природу и овладев всеми своими способностями, человек приобретает великое могущество. Благодаря могучей силе сосредоточения, воля такого победившего человека, действуя на других, приобретает почти безграничную власть. Такие люди носили разные имена в истории. Это адепты, великие посвящённые, высшие гении, которые содействовали преображению человечества. Они рождаются так редко, что их можно сосчитать в истории человечества.

Очевидно, что эта последняя категория не подлежит обычной нравственной мерке. Но тот общественный строй, который не принимает во внимание три первых человеческих категории и не представляет каждой из них право на её нормальную деятельность и не даёт каждой необходимые средства для дальнейшего развития, - такой строй является лишь внешним, а никак  не органическим.

Ясно, что в первоначальную эпоху, относящуюся по все вероятности к ведическим временам, руководители Индии основали разделение общества на касты, основываясь на внутренних началах человека.

Но со временем, это разделение, вполне основательное и плодотворное, извратилось в жреческие и аристократические привилегии. Начало призвания и посвящения уступило место наследственности. Замкнутые касты кончили тем, что окончательно окаменели, последствием чего было неизбежное вырождение Индии».

                Что-то подобное произошло в СССР при построении коммунистического общества. Казалось бы такие замечательные свойства человека, как дружба и родственные связи привели к разделению людей на своих и чужих.

«Египет, сохранивший при всех фараонах тройной общественный строй, с открытыми и подвижными кастами, принцип посвящения для жрецов и экзамен для всех военных и гражданских должностей, - прожил от пяти до шести тысяч лет, не изменяя своих учреждений.

Что касается Греции, то её непостоянный характер заставил её быстро переходить от аристократии к демократии, а от последней к тирании. Она вращалась в этом безвыходном круге, как больной, переходящий от горячки к летаргии, чтобы снова вернуться к горячке. Может быть, она нуждалась в этом возбуждении, чтобы произвести свою безпримерную работу: передачу глубокой, но туманной Восточной мудрости ясным и доступным языком; творчество Красоты посредством искусства и основание открытой и опирающейся на земной разум науки, заменившей тайное посвящение, опиравшееся на интуицию.

                О чём речь? О церквях и храмах? Об искусстве? О развитии науки?

«Тем не менее, и Греция обязана своей религиозной организацией и своими высочайшими вдохновениями началу посвящения. С точки зрения общественной и политической можно сказать, что Греция всегда жила состоянием незаконченном и напряжённом.

В качестве адепта, Пифагор с высоты посвящения понимал те вечные начала, которые управляют обществом и создал план великой реформы, согласованной с этими вечными началами».


Рецензии