Судьба творений осиротевших

               
               
    Клубящиеся облака, неуловимые изменчивые грани земного и
небесного. В трепетной и величественной воздушной стихии тонут
 избы развалюхи, чахлые деревца, изрытые дороги...  Это, пожалуй,
 под¬властно только кисти акварелиста, проникновенно чувствующего душу родной природы и мастерски владеющего техникой акваживописи.

   Необыкновенным пейзажистом был Александр Павлов. Трагическая случайность или чья то злая воля оборвала его жизнь в 33 года. Он как будто чувствовал, что век его недолог. Работал много. Ему удавалось в акварельных растеках передать суровость и задушевность русского Севера. Он исколесил его вдоль и поперек, принял крещение в Ферапонтовом монастыре. И оставил груды «неодетых» акварелей и холстов.
     Каждый художник знает, какой это большой, кропотливый и дорогостоящий труд  оформление работ. И вот эту работу, требующую профессиональных навыков, высокой скрупулезности, взяла на себя мать художника. После гибели сына она организовала множество выставок. Прекрасные отзывы и добрые пожелания посетителей подтолкнули родителей мастера к мысли подарить коллекцию из 50 его работ Москве. Мэр Юрий Лужков прислал благодарственное письмо. Однако оказалось, что город не готов принять дар: его негде разместить, кроме как в ящиках или на стеллажах подсобок. Потом предполагали устроить выставку в Малом Манеже, издать каталог, а затем передать коллекцию в Музей дарения. Однако выставка не состоялась: 300 метров выделенной для нее экспозиционной площади были неожиданно сданы кому то в аренду. Что касается реконструкции залов Музея Ленина под Музей дарения, то она была просто законсервирована.

     Работы  Дмитрия Стромковского стали для меня настоящим открытием в пейзажной живописи. Ученик  знаменитого Машкова, он пошел своим путем, став художником нюансов, а не контрастов. Ему не нужно было форсировать цвет, он как бы душой сливался с пейзажами и цветами.
Излюбленный мотив Стромковского - вытянутая по горизонтали панорама. Небольшие по размеру, не укладывающиеся в привычные форматы, его холсты напоминают насыщенные оттенками чувств музыкальные сонаты. Между тем, после смерти старого мастера его пейзажи и  натюрморты лишь по чистой случайности не были выброшены на свалку его племянником.
  Это не первая и не единственная проблема, связанная с хранением художественного наследия как в Москве, так и в России. Более того, многие современные художники лишены возможности продолжить свою творческую деятельность из-за отсутствия мастерской.
  Нередко случается так, что художники сами уничтожают свои холсты, скульпторы разбивают свои творения, чтобы дать место новым. Ну, а после их смерти, творческое наследие и вовсе лишается пристанища. Мастерская переходит в другие руки. А ее содержимое в лучшем случае раздаривается или покупается коллекционерами. В худшем же, что бывает довольно часто, погибает.
     Чтобы вывезти свои произведения на зарубежную выставку, художник обязан сделать платную экспертизу каждой работы, удостоверяющую, что она не представляет собой национальную ценность. Однако этому национальному достоянию, этому духовному богатству зачастую не находится места в своей стране, а его творцы платят непомерные цены за возможность его создавать, сохранять и показывать. Художники и литераторы поставлены в такие условия, что вынуждены платить за свой безвозмездный труд, за саму возможность работать. А потом...
    Не пора ли  покончить с чудовищной несправедливостью и кощунством, когда работы ушедшего из жизни художника или неопубликованные рукописи литератора оказываются на помойке.А ведь это его жизнь.

  Илл. Д. Стромковский "Осень". 


Рецензии