Приложения. Аркадий Райкин. 2 часть

          Аркадий Райкин(продолжение).

   Казалось бы, жанр, который, собственно, и сделал Аркадия Райкина тем, кем он стал,- жанр монолога, изучен им, освоен так, что не осталось белых пятен. Но нет, находки вновь следуют одна за другой. Вступительный монолог- "Киса -44",- другие монологи, особенно "Ньютоныч",- словно свежий, очистительный ветер, призванный очистить наши души.
   В искусстве есть и должны быть нераскрытые  тайны.
Но один из секретов достижения таких высот актерского совершенства- в глубокой выстраданности того,о чем говорит артист. В великой убежденности, что в грядущем многое будет по-иному! В личном отношении к происходящему в сегоднвшней жизни народа. Эти качества и отличают настоящего сатирика от лубочных.
   Поражаешься молодости духа, энергии Аркадия Райкина. А ведь путь сатирика не всегда бывал усыпан розами- чаще всего перестраховщики и бумажные генералы устилали его шипами от роз...
   Лиризм, проникновенность всегда были присущи спектаклям Аркадия Райкина.
Лирическое начало присутствует и в последних работах руководимого им обновленного коллектива.
   "МИР ДОМУ ТВОЕМУ"(Автор С. Альтов, постановщики спектакля А. Райкин и К.Райкин, художник А.Коженкова)
   На сцене- современная квартира.
Это - дом Райкиных. Здесь они живут, репетируют со своими актерами, когда по ряду причин(ох, уж эти "причины"!) им было негде репетировать. Сюда на чашку чая приглашает Аркадий Райкин и зрителей. Чтобы поговорить о наболевшем(о некоторых монологах-размышлениях мы уже упомянули), вместе поразмыслить о том, как сделать наш общий дом праздничным, чистым, уютным... Чтобы пожелать ему мира.
Здесь, в этой квартире, отец и сын ведут доверительный разговор, читают письма, в которых известного сатирика просят "продернуть" местного дуролома, здесь же их друзья-актеры разыгрывают различные сцены будущего спектакля...
   Например, "Мокрое дело".
Здесь драматургия автора, мастерство опытных актеров, энергия молодежи и режиссерская мысль сливаются воедино. Сцена эта - смешная, красочная и убийственно сатирическая одновременно. Она о том, как не только отдельные "кое-где порой встречающиеся" антиподы , но иной раз целые "благополучные" коллективы в погоне за наживой перерождаются в сообщества рвачей. "Выбить" стройматериалы! Раздобыть запчасти! Обойти конкурентов! Рапортовать досрочно! Чтоды первыми финишировать у кассы, за премией...
И еще- это о пресловутых упущениях в снабжении, когда "выбить" легальными путями стекло, шурупы или гвозди труднее, чем купить на толкучке летающую тарелку...
   Детективная история развивается стремительно, по всем канонам приключенческого жанра.
Вот в кабинет шефа входят ребята атлетического сложения- " группа захвата" вагона с цементом. Появляется обворожительная женская "команда обольщения" начальства. Приходит устраиваться на работу снабженцем новичок, наивно полагающий, что надо жить и работать честно. Как и следовало ожидать, такому работнику в этой организации делать нечего. И дело вовсе не в его наивных взглядах, а в том, что он оказывается... агентом конкурирующей фирмы Батьки Сахно...
Все в  этом эпизоде алогично, но как знакомо!
   ...Спектакль "Мир дому твоему" отчетливо показал, какие, выражаясь современной терминологией ускорения,нераскрытые резервы таит в себе жанр театра миниатюр. Каким мощным и действенным может быть сатирический заряд.
Особенно тогда, когда актерский талант и гражданственность идут рука об руку, когда все на эстраде-умно,честно и, что немаловажно,- смешно.
(Продолжение следует)


Рецензии