ночной портье

Книг Ирвина Шоу читал немного: так уж складывались жизненные обстоятельства. Надо мной всё время висело судьбоносное недоразумение, шептавшее мне в оба уха: "Не читай его! Ни в коем случае не читай его!". И я не читал, слепо веря нависшему надо мною року, застрявшему на небесах (или где он там ещё может зацепиться за бельевую верёвку). Однажды, читая довольно забавный учебник по литературе Стивена-нашего-Короля, увидел в рекомендациях от Маэстро (на последних страницах автор наставлял незадачливую молодежь, воспылавшую внезапным неукротимым желанием помахать гусиным пером, списком книг, которые страждущие должны прочитать. В противном случае писателями им не быть! (Дальше следует хриплый смех и удар молнии)) наставление прочитать Ирвина Шоу "Молодые львы". Испугавшись, что я окажусь в числе тех, кому вовеки не стать писателем (кто его знает, этого Стиви? Он же Король Ужасов!), я взялся за дебютную книгу Ирвина, написанную в 1942 году. Собственно, роман необъятных размеров был о войне, но как-то не зацепил: то ли из-за дурости юношеской, то ли снова вмешался рок и помахал пальцем: " Не слушай Стиви, живи своим мозгом! Читай, Рома, только то, что тебе нравится!" И я изрядно струхнув от запугиваний рока, и Стива, читал то, что мне нравилось – то есть что угодно, только не Ирвина Шоу.

Спустя некоторое время набрался смелости и купил в книжном роман " Ночной портье" (здесь должен последовать риторический вопрос "Зачем? " с закатыванием глаз и патетическим вскидыванием рук) и, вздохнув оттого, что выбросить нельзя (жалко, как-никак, книгу; опять же деньги кровные заплачены), начал читать. Роман прочитался веселее, но опять-таки не зацепил. И с тех пор я расплевался с автором и долгие годы не подходил к нему близко (он тоже почтительно держался на отведённом мной расстоянии и поползновений в мою сторону не предпринимал). Но в дружеский коллектив заглянула литературная лихорадка, посвящённая семейным сагам, и я узнал, что Ирвина Шоу она тоже не миновала, и он некогда написал сагу. Было принято решение пойти с автором временно "на мировую" и читать. Но… пока книга была для меня не доступна в силу того, что неспешно плыла путями дорожными со склада интернет-магазина, знаете что я удумал? Не поверите! Я решил вернуться к "Ночному портье" и дать ему второй шанс! Нет, с огромной силой не зацепил меня этот роман и сейчас, но теперь я и не скажу, что это роман хреновый. Четвёрочку я бы поставил, скрепя сердце, потому что роман о жизни, несмотря на детективные линии.

Ирвин Шоу нарисовал образ лётчика, потерявшего "крылья" из – за проблем со зрением и вынужденного работать в дешёвом отельчике ночным портье. А где ещё он такой нужен? Да нигде! Куда ему обратиться? К обществу? Да плевало оно на таких, как он! Оно с собой совладать не умеет! Зачем ещё разбираться с проблемами "живших в дыре".

Дуглас Граймс (таково имя главного героя) смирился со своей скорбной участью: сидит и поплёвывает в потолок. Но однажды, сбегавшая по лестнице проститутка, меняет в корне его жизнь! Она сообщает, что какой-то "старый пердун" дебоширит на этаже и имел наглость к ней приставать. Граймс, не доверяя слухам, решает удостовериться в правдивости её слов и снизить градус накалившейся обстановки. И правильно делает! Потому что фортуна, оскалив ряд белоснежных зубов, преподносит ему подарок в сто тысяч долларов. Только денежки ворованные и явно попахивают мафией, но… хочешь жить - умей вертеться. Не задумываясь о последствиях, наш незадачливый герой хватает деньги и попадает в круговорот головокружительных событий.

Ирвин Шоу, как я понял, не задавался целью нарисовать читателю гангстерские разборки в духе Мартина Скорсезе. Во - первых, он окунул читателя в одиночество человека с деньгами и без, вращающегося в высших кругах и не только. Во - вторых, показал всю продажность современной Америки, всю её грязь до последнего ошмётка с сапога прохожего. В - третьих, автор нарисовал дружбу, которой, казалось бы, не бывает в лицемерном мире масок, показал любовь не со стороны простушки, а со стороны чопорной конгрессменши,
доказывая, что женщина, в любых ипостасях остаётся женщиной.

Шоу удалось показать ценности каждого человека: насколько политикан может оказаться другом или простой человек стать врагом. А вообще этот роман о скитаниях одинокой жизни, не нашедшей приюта, маявшейся, ищущей цели и не находящей радости ни в одном празднике. Шоу задумывается над вопросами: "Зачем человеку дана жизнь? Куда его несёт, и для чего прилагаются к жизни ежедневные вернисажи? Можем ли мы, простые смертные, быть счастливыми?"

Знаете, многие из персонажей поначалу меня раздражали и задевали, но мастерское перо Шоу доказывало, что в каждом человеческом существе есть капля порядочности, а в некоторых и совсем ни капля, а литры или килограммы (смотря в чём измерять). Единственный персонаж, который меня сильно задел, и я прямо хотел пристукнуть его - был актрисой порнографической ленты. Не скажу, почему: весь идиотизм открывается в финале, а концовку рассказывать никак не имею права.

Теперь, не слушаясь рока и Стивена Кинга, а ориентируясь исключительно на собственные ощущения, я рекомендую к прочтению роман "Ночной портье", который создан не только с целью повествовать о мытарствах американской нации, а скорее продемонстрировать со стороны нам всех нас, ныне живущих, пытающихся найти себя в этой жизни.
4. 11. 2020 р.


Рецензии