20. Таинственная надпись

Сверчок вернулась в комнату с зеленой мебелью. Разложила на столе содержимое корзинки Круссы и откусила кусочек свежего каравая. Ей необходимо отнести это все на кухню. Если Мартыня собиралась на ферму, то не просто по привычке... может, эта еда важна для нее. Принцесса спустилась по лестнице, придерживая корзинку в руках. За полтора часа обошла она весь замок Мартыни. Теперь Сверчок знает, как он прекрасен.
Внизу, справа от входных дверей расположена огромная библиотека. Здесь принцесса задержалась подольше. Она никогда в жизни не видела столько книг. Правда, в библиотеке необходима основательная уборка ; полки с книгами покрывает пыль, не столетняя, разумеется, но все равно это неприятно. Завтра она сможет убраться в этом зале. Пока, пусть тяжелые шторы закрывают огромное окно, отражающее ночь.
Из библиотеки есть два выхода: один в коридор, второй ; в кабинет Мартыни. Небольшой кабинет находится в башне, поэтому стены его полукруглые. Здесь чувствуется, что мудрость великанши бессмертна. Все оставлено в таком порядке, что у принцессы защемило сердце.
Светлый, квадратный стол вырезан из дерева. Наверно, лапки Мартыни сами создали этот шедевр. Посредине стола возвышается цилиндр из красного дерева; в нем несколько заточенных перьев для письма. Рядом, в десяти сантиметрах находится чернильница, выполненная из знакомого зеленого камня. На чернильнице выгравирована надпись:
"Нефритовая чернильница. Принцессе Сверчку от Мартыни великанши".
От неожиданности, принцессе стало холодно. Когда Мартыня оставила эту надпись? Неужели три столетия назад? Как такое возможно? Чертила каждое слово каким-то предметом, который держала правой ногой...
Сверчок тяжело вздохнула. Перед ней возникло столько вопросов, и пока она не может ответить ни на один из них. Сколько сейчас времени? Она встала из-за стола и взглянула на часы, висевшие на стене ; одиннадцать часов.
Она вышла из кабинета в библиотеку, затем по коридору прошла в холл с картинами и лестницей. Слева от лестницы находится огромный зеркальный зал. Теперь она это знает. Зеркала в зале от потолка до пола. От своего отражения скрыться невозможно. Этот зал понравился бы Ладье. Особенно паркет. Ее сестра с детства влюблена в танцы. Бабушка всегда радовалась, когда Ладья облачалась в контрастные платья и  кружилась вокруг себя и Сверчка. Ее сестра натура необузданная и самовлюбленная. Сверчку редко удавалось понять её понять.
Сверчок встала перед лестницей, чтобы определить, где же все-таки находится кухня. На втором этаже шестнадцать комнат, каждая из которых заперта на ключ. Свечи в коридоре второго этажа принцесса задула. Странно, что свечи зажигаются сами и ни одна из них не вынимается из канделябра. Канделябры знают больше.
На третьем этаже такое же количество комнат. Та, белая комната, с ковром, заперта, как и другие четырнадцать. Открыта лишь зеленая. Сейчас принцесса понимает, что вся мебель в ней выполнена из нефрита. Интересно, почему Мартыня сделала эту надпись? Великанша знала о том, что когда-то встретится со Сверчком? Это удивительно и приятно ; понимать, что кто-то думал о тебе, любил тебя и верил…
Неожиданно, Сверчок поняла, где в замке находится кухня. Она, наверняка, расположена под лестницей. Принцесса улыбнулась девушке на картине и шагнула по ступеням, ведущим вниз. Да, кухня здесь.
Огромный зал с вытянутым прямоугольным столом от двери до противоположного входа сверкал серебром. На поверхности стола, застеленного скатертью, выстроились замысловатые кувшины и амфоры, подносы, тарелки и тарелочки из чистого, начищенного серебра. Вдалеке спрятались чайные сервизы и посуда для супа с ручками, без ручек, с поддонами и без них.
Великолепный белый чайник с росписью, чайник поменьше, высоченный прозрачный графин с узким горлышком и резными стенками. За ним графин поменьше, с крышечкой. Три молочника, четыре ослепительных масленки и две «хрусталенки» для фруктов на изящных ножках. Ложки и вилки с эмалевыми ручками, на которых сделаны утонченные розы самых разных цветов. Сверчок взяла рукой одну ложку и поднесла к глазам великолепный бутон чайной розы.
; Когда-то и ты, Мартыня, быть может, держала эту ложку в своих лапках! ; произнесла вслух  Сверчок. ; Как я хочу увидеть тебя или... или услышать.
; Ты не думаешь, что я могу задохнуться здесь? ; послышался голос из корзины, которую принцесса держала в руках. ; Слышишь? Сейчас же открой крышку!
Сверчок вздрогнула, а затем улыбнулась. Сковородка! Это ее голос. Да, в городе бы ей никто не поверил. Подумали бы, что она с чудинкой.
Принцесса быстро откинула крышку и вытащила чугунную болтушку из корзины Круссы.
; Прости! Я не думала, что ты умеешь дышать, ;  сказала Сверчок.
; Хорошо, что у тебя есть уши! ; сказала сковородка.  ;  Ох! Мне кажется, я забыла, как дышать. Теперь, кажется, вспоминаю. Все, ; она перевела дух. ; Ты понимаешь, кто я? ; спросила она и рожица, появившаяся на дне, довольно улыбнулась.
; Ты чугунная посудина, которая умеет говорить, показывать будущее и дышать, ; сказала Сверчок.
; Я ; Мартыня! ; сказала сковородка и улыбнулась. ; Точнее дух Мартыни, который может появляться где угодно ; в этой сковородке,  в том голубом графине, в той розе... ; она взглянула на принцессу загадочно и печально.
; Ты?! ;  удивилась Сверчок. Она словно застыла от изумления. Только подумать! Она искала Мартыню, а великанша, точнее, её дух оказывается повсюду.
; Я! ; довольно сказала сковородка. ;  Таким образом, я оказалась бессмертной. Время от времени я просто должна менять место  своего обитания. Удивилась? ; спросила она.
; Скорее обрадовалась! А бабушка? А...Грач? ; спросила Сверчок.
; Не могу сказать. Может быть,  и у них так,  только мне пока известно немногое, ; призналась сковородка.
; А чернильница? Почему ты подарила ее мне? Когда это было? ; засыпала сковородку вопросами Сверчок.
; Могу сказать тебе одно: все мое ;  твое. Посуда, картины, книги, рояль, зеркала, люстры… ; задумалась на секунду сковородка. ;  Да, ещё, мебель, платья и шляпки, весь этот замок с конюшней и лошадьми и, конечно, я! ;  сказала сковородка.
; Нет! Это все принадлежит Мартыне, то есть... тебе.
; Теперь это все твое. Только пока я не могу сказать почему.
; Скажи сейчас!
; Ты узнаешь это позже.
; Ну, пожалуйста! ;  взмолилась принцесса, присаживаясь на стул.
; Съешь что-нибудь. Там в Снежном Шкафу много разной еды.
; Зачем тогда ты отправила меня на ферму?
;Чтобы ты пришла в себя. И потом, я не могу быть прежней Мартыней, слишком часто и подолгу. Приходится хитрить.
; Значит, это ты! ; воскликнула Сверчок, и обняла чугунную сковородку.
; Имей в виду, если ты будешь есть, то и я не буду чувствовать себя такой голодной, как сейчас, например. И прошу тебя, не задуши меня!
; Я мигом! Мигом! ; Сверчок подбежала к Снежному шкафу у противоположной стороны зала и раскрыла створки.
После ужина, сковородка и Сверчок  беседовали обо всем на свете: о полях, лугах, книгах, музыке и платьях.
Сковородка говорила о внешности каждого существа и его внутренней мудрости.
Вернувшись в Нефритовую комнату, принцесса нашла чистую, белоснежную тетрадь и записала самое важное, что узнала от сковороды.

Чугунная теория счастья:
1. «Ты думаешь, что несчастна в действительности, а твое счастье думает иначе».
2. «Сильные звезды, а может и духи, благословили тебя. Иначе, ты родилась бы совсем другой».
3. «Ты родилась особенной. Поэтому судьба испытывает твои ноги, руки и сердце».
4. «Твой лик нравится зеркалам, но я не пойму, чем тебе зеркала не угодили?  Как можно бояться собственной уникальности?»
5. «Все дело в том, чтобы самому себе сказать правду вовремя».
6. «В тяжелые времена я пеку блины. Это рождает солнце во мне. Самые обычные блины могут быть приправлены надеждой и борьбой».
7. «Учись верить самой себе».
Странным показалось Сверчку то, что сковорода, призрачным голосом Мартыни поведала о том, что принцесса знала раньше, просто боялась в это поверить.
Еще Мартыня попросила девушку приглядеть за замком и Свечой, как за собственными. Великанша в образе чугунной посудины призналась, что обидится, если принцесса не примет в подарок этот  дар. Зачем?


Рецензии