Письма в редакции и ответы, 3. В журнал Огонёк

Письма в редакции и ответы. 1987-1991 гг. Книга 1 / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. –296 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4176/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/vqwq/
_________________________________________

12.08.1987 Журнал «Огонёк». Письмо - 2
--------------------------------
На № 9928

Дорогая редакция!

Внимательно прочитал отзыв лит консультанта журнала «Огонёк» товарища М. Белянчиковой. Прошу прощения за задержку с ответом, который Вы, очевидно, не ждали. Не очень-то он Вам нужен. Тем не менее решил Вам написать. Очевидно, что Ваш отказ опубликовать, присланные мной стихи вызван не их достоинствами, а другими причинами, впрочем, Вы это и не скрываете. И на том спасибо! В некоторых изданиях пошли на изыскание недостатков... Вам не известен автор! - вот истинная причина. Вы не знаете кто он и что от него можно ожидать. А если ещё честнее, Вас интересует рекомендация, которой не было в присланной Вам подборке. Стихи, как таковые, видимо, в этом деде играют последнюю роль,
Простите за эти резкие слова, но в наше время, мне кажется, особенно важно честно писать то, о чем думаешь. К сожалению, у нас ещё далеко не у всех это получается.
Вы не можете судить о творчестве в целом по столь незначительному количеству стихов? - Простите, но у меня пока нет книги, чтобы подарить её Вам с авторской подписью. А посылать в каждую редакцию полное собрание стихотворений, отпечатанных на машинке, как Вы понимаете, у автора нет возможности. Множительной техники в моём распоряжении тоже нет. Может быть Вы могли бы оказать здесь содействие? Какой Вы предлагаете выход? Я предлагаю самое простое: опубликовать в каждой редакции по 5-10 стихотворений, - и сразу бы об авторе всё стало ясно.
Возможно, где-нибудь осенью, ближе к зиме я смогу выбраться в Москву и зайти в редакцию - представится возможность познакомиться со мной поближе. Сейчас же могу предложить Вам ещё несколько стихотворений разных лет, в том числе и из последних, чем Вы интересовались. Если этого недостаточно, желающие из редакции могут в любое время приехать ознакомиться с моими стихами – отпечатанный авторский экземпляр у меня есть. Может быть кто-то будет проездом, звоните, приходите, приезжайте - буду рад.
Что Вы понимаете под «краеугольными камнями поэтической системы»? Может быть рекомендуемые Вами автору для повышения его общего уровня «Страницы современной лирики» (М.,1980 или 1983) ? Но при чем тут «камни» и «система»? Поэзия - это живое образование, творимое живыми людьми. Всякое деление на «профессиональную» и «не профессиональную» поэзию абсурдно, хотя в редакциях сегодня действительно склонны считать несколько сложенных по стандартной схеме камней поэзией и именно «профессиональной». Что ж, профессионалы получают за свой профессиональный труд профессиональную зарплату. Хотя «профессиональный поэт» так же дико звучит, как «профессиональный гений». Жаль только читателей, которые, не являясь профессионалами, по наивности ищут нечто живое среди нагромождённых каменных груд и не могут найти. В поэзии у нас явный экологический кризис, а если где-то и появляется что-то живое, оно сразу же заваливается камнями.
Да, я не «профессионал». Может быть, я Вас огорчу, но я не люблю современной поэзии за редким её исключением. Характерно, что это не только моё личное мнение. Что-то не слышно восторгов нашей критики, особенно в последнее время, и относится это не только к молодой поэзии. Этот тезис легко можно подтвердить выдержками и цитатами из последней периодики. Об этом же говорилось и на пленуме совета по поэзии СП СССР, см. ЛГ №28 за 1987 г. Всё это Вы прекрасно знаете, уверен, что и Вы от современной поэзии не в восторге. Зачем же давать подобные советы? Кого при этом редакция не уважает себя или автора? Познакомившись с творчеством литконсультантов, приходится констатировать, что штампы это слабость не только начинающих авторов.
Из современных поэтов люблю русскую и советскую классику. Она по-настоящему современна во все времена. Из поэтов последнего времени люблю стихи Н.Рубцова, ранних А. Вознесенского и Е. Евтушенко. Из последних публикаций особенно запомнилась В.Тряпкина в «Новом мире».
Конечно, по нескольку сильных стихотворений при желании можно найти и у других авторов, но уже сегодня ясно, что классиками они не будут. В целом, вероятно, Вы согласитесь, что вряд ли, особенно сегодня, надо ориентироваться на вчерашнюю поэзию. Сегодняшнюю мы к сожалению знаем мало, а завтрашнюю нам предстоит ещё сделать.
Вы не любите молодых поэтов!
Странное убеждение, что 60-70 лет назад уже всё было найдено, хотя это, конечно, не убеждение, а удобный ответ в виде постулата для молодых надоедливых и, конечно, не далёких авторов.
К сожалению, не знаю, что Вы подразумеваете под «исканиями» сегодняшнего «авангарда», который «ищет» то, что было «найдено» лет 60-70 назад», т.к. его не печатают, а лично с авторами я не знаком. Но зачем столько кавычек? В чём Be хотите меня убедить?
Вы спрашиваете пишу ли я с тех пор? - Верный вопрос. У меня написано порядка 1000 стихотворений, но в начале 80-х я писал очень мало. Как Вы думаете, почему? А зачем было писать? Для кого? Для себя.? Вы, наверное, не знаете, но я Вам скажу: это стоит довольно больших душевных сил, иногда от этого даже умирают. Ну, и ради чего я должен был умереть по-Вашему? - Ради себя, заперевшись в своей квартире и читая стихи себе и жене? Читать прохожим на улице? Но у меня не такой характер. В редакциях мои стихи были не нужны – такие - вот это Вы, может быть, понимаете. Вы знаете, как работает генератор, когда с него снята нагрузка? - я Вам отвечу, турбиностроение моя специальность, - в разнос!
Хотя в 1977 году я и был напечатан в «Молодом Ленинграде», это было случайностью и, как ни странно, произошло без моего ведома. Больше мне так не везло. Видимо, поэтому я переключился на научную деятельность, закончил институт и работаю по специальности. Дорос до научного сотрудника, учусь в аспирантуре, интересная работа, связанная с разработкой систем автоматического проектирования, получаю неплохие деньги. В общем всё в порядке кроме одного - я знаю, что занимаюсь не своим делом.
Сейчас Вы ждёте: моё призвание - поэзия. Да, это так. Я писал замечательные стихи, начиная с 16 лет (кто ещё об этом скажет, если не сам автор?), занимался в «ЛитО, сначала у В. Сосноры, потом у А. Шевелева, печатался в малотиражке. Одно стихотворение Шевелёв напечатал в «Молодом Ленинграде». Возможно, у меня скверный характер, но я не люблю просить. Особенно странной кажется необходимость добиваться права, которое тебе, вроде бы, полагается по Конституции, а фактически зависит от каких-то отдельных людей, которых ты не всегда уважаешь.
Стихи у меня разноплановые, как по форме, так и по содержанию. Те, что я Вам прислал, как Вы выразились, тяготеют… Ну, и что? В этом ли дело? И разве в том дело в каком возрасте написаны стихи? Были бы они талантливы. Мне казалось здоровее, если читатель узнает с чего автор начинал, а не столкнётся с ним обструганным, прилизанным, равнодушно-опытным, а внутренне озлобившимся «молодым» в 30-40-50 летнем неопределённом возрасте. (Я не себя буквально имею в виду.) Когда-то раньше поэтам можно было печатать свои стихи в прямом, а не в обратном порядке во временя.
Журнал пишет на каждой странице о гласности и перестройке, а сами всего боитесь. Это даже смешно. В моей биографии нет никаких криминалов. Я гражданин СССР, говоря формально, я - Ваш товарищ.
На днях я слышал: слова В. Коротича, сказанные американскому корреспонденту: «Я хотел бы, чтобы мне верили мои дети.» Мне почему-то кажется, что ему хотелось бы чтобы ему верили и его читатели, может, я ошибаюсь? Я - постоянный читатель «Огонька» в течении последнего года, ценю многие Ваши публикации. Может ли В. Коротич напечатать стихи, присланные в журнал неизвестным автором, без рекомендации? Пускай не все, понятно, журнал не резиновый, а любые - на усмотрение редакции.
Хотелось бы надеяться, что Вы передадите главному редактору, несмотря на его понятную занятость, этот вопрос рядового читателя. Стихи, посланные в редакцию, пожалуй, самые острые, в основном у меня лирика. В этом, как Вы понимаемо, проявляется доверие к журналу.
Сожалею о принятом ранее Вами решении не публиковать мои стихи.

С уважением, Виталий Иванов
______________________________________________________


Рецензии