Дамодара лила

Осень, когда начинается месяц Картика (ноябрь-декабрь)– одно изсамых любимых вайшнавами времен года. Господь вновь дает возможность нам прикоснуться к своим сокровенным, детским играм. Его шалости сводят с ума обитателей Вриндавана и их описания не устают пересказывать снова и снова из века в век. «Мысли моих чистых преданных поглощены Мной, и вся их жизнь проходит в служении Мне. Делясь друг с другом знанием и постоянно говоря обо Мне, они испытывают огромное удовлетворение и блаженство» БГ 10.9
Очередной класс изучения Шримад Бхагаватам в этот день проводил один из возвышенных преданных. В то жаркое, солнечное утро Дамодара лила открылась для меня в новом, неожиданном свете. Махарадж пересказывал известную историю о том, как маленький Кришна докучал своей матери Яшоде, не давая ей взбивать масло. Постепенно рассказ махараджа ясно проявил любовные переживания всех персонажей этой сцены.
Итак. Мама Яшода уже достала с полки высокий, узкогорлый горшок и налила в него йогурт. Лотосоокий Господь, принявший облик младенца, играет во дворе своего отца Нанда махараджи. Он плачет и хнычет, требуя от матери большего проявления любви, чем она готова сейчас ему дать. Мама Яшода бесконечно любит своего сына, однако это игра, и она занята взбиванием масла. Под её ловкими руками мутовка резво крутится, вращаемая веревками  и в горшке уже уплотняется комочек самого вкусного на свете масла. Оно искрится желтоватыми крупинками и тает от жаркого солнца. Его мягкий аромат привлекает пчел и попугаев, рассевшихся на ветках деревьев. Во Вриндаване все предметы одухотворены. Там нет неживой материи. И горшок, и масло, и веревка, которая вращает мутовку – живые и они жаждут личного, любовного общения с Кришной. В этом для них заключается смысл жизни.
И вот их час настал. Господь своими маленькими ручками с красноватыми ладонями хватается за мутовку, пытаясь остановить её движение, и мутовка в это время испытывает крайнюю степень блаженства. Однако веревка, на которой подвешена мутовка, испытывает крайнюю степень любовной разлуки. Господь так рядом, так близко, а ей не удается обнять Его.
Мама Яшода – очень занята. Она не только взбивает масло, она еще заранее поставила на печь горшок с молоком. Это молоко от самых лучших коров. Она старается изо всех сил, чтобы угодить Кришне и отвадить Его воровать масло у гопи. Огонь весело трещит в печи. Печь гудит от жара огня. В горшке нагревается молоко. За игрой наблюдает все окружение Кришны: коровы, обезьяны, попугаи, собаки. Мама Яшода утомившись от работы, и вняв просьбам сына, оставляет масло, и бережно взяв Кришну, усаживает Его на колени. Забыв обо всем, она начинает напевать Его имена и в этот момент затихает даже ветер. Она кормит Кришну молоком, поскольку её любовь заставляет его течь из её груди.
Это самая невероятная и привлекательная сцена - мать кормит младенца Бога. Однако, не все этому рады. Молоко, стоявшее на печи, видя, что его сейчас не предложат Кришне и, поняв, что смысл жизни потерян, решается броситься в огонь. Оно с шумом  начинает переливаться через край горшка! Мама Яшода вскакивает, снимает Кришну с колен и бежит спасать молоко!
Махарадж рассказывает историю. Переводчик переводит предложение за предложением. Махарадж повторяет и снова следует перевод. Звуки Майапурского утра усиливают описанную картину. Ум входит в состояния транса. Реальность пропадает, и в этот момент я думаю: «Каким образом мама Яшода голыми руками будет снимать молоко с печи?! Как она это сделает?!» У вас когда-нибудь убегало молоко? Да, конечно же, убегало! Это же целое бедствие. Ладно, если плита газовая. Выключил газ, погасло пламя и конец истории, а здесь – огонь, плита, горшок, молоко. За одну секунду буря эмоций пронеслась у меня в уме и в этот момент махарадж продолжил: «Молоко увидев, что Кришна теперь ничего не ест и останется голодным испытало ужасное раскаяние и….вернулось в горшок». Слава тебе Господи!
Все души, проявленные в виде в виде предметов и расположившиеся на полках и по стенам двора в доме Нанда махараджа, находились в нейральной (шанта) расе с Господом. Этот удивительный рассказ раскрыл мне смысл нейтральных отношений. Они также пропитаны любовью, как и все остальные расы (вкусы).
История разворачивалась далее, и в результате Господь удовлетворил всех. Веревки со всего дома смогли обвить живот Господа, и камень, брошенный, Его рукой разбил горшок, и йогурт вылился к Его стопам, и из поваленных, Его усилием деревьев вышли полубоги. Все удивлялись, переживали, ликовали, плакали  и получали освобождение.
Джай! Харибол! О, мой Господь – ты прекрасен! Слушание описания твоих детских игр доставляет Твоим преданным невероятное удовлетворение и блаженство!


Рецензии