Дневник. т1. 1983г

14 мая. Суб.

Моя командировка в А. побудила меня начать записывать события, происходящие со мной с того момента, когда меня призвали в СА.
Сейчас я понимаю, что надо было начинать писать с первого дня, но драматические события личной жизни не позволяли этого делать, держали меня в постоянном напряжении. Сейчас, когда разбушевавшиеся море жизни постепенно входит в свои берега, я и решил, наконец, начать. А это, как известно, всегда нелегко.
Жизнь непрерывна и если начинать с начала, то надо начинать с рождения, но, увы, тогда я естественно начать не мог. Не мог начать и тогда, когда научился писать. Не начал и в четырнадцать – пятнадцать , когда самое время начинать, считая дневники уделом старых дев и лентяев, хотя читал, что их великие и уважаемые люди. Начал было в институте, когда подчинила меня своей власти Её Величество Любовь, но, понятно, что и тогда не до дневников было дело.
Начну сейчас, когда до командировки, до полной неизвестности, о которой пишут, тем не менее, каждый день в газетах, и по-прежнему остающейся до сих пор страшной, коварной загадкой, в надежде, что эти записки окажутся кому-нибудь интересными.
Что придется служить в СА, нам, закончившим шестой факультет МАИ, говорили многие сведущие люди, но все-таки где-то в глубине души жила надежда – вдруг пронесёт!
Сразу скажу, чтобы не казалось человеку, чтящему моральный кодекс, что это, по его мнению, гнусная мыслишка вполне оправдана в смысле гражданском. Многие из нас, если не все, хотели, покинув стены родного института, посвятить себя гражданской специальности и именно этим делом, где чувствовали, что можем принести максимальную пользу Родине, послужить государству, как его честные граждане.
Армия похожа на рай. Тебя обеспечат и жильем, и мебелью, и одеждой, и накормят. Все бесплатно, да еще денежное пособие предоставят. Что еще надо? Живи и радуйся. Все это каждый из нас понимал еще на первом курсе вуза.
Армейская служба, что может быть почетней и священней этого долга каждого здорового гражданина? Это может быть только сознание своей полной бесполезности, сознание того, что там меня не хватает, а здесь я не нужен!
Это мое глубокое убеждение меня не покидает вот уже полгода, но и не вызывает бунта, противоречившего Конституции, а значит и мне самому только с другой стороны. Что-то вроде замкнутого круга.
Силой воли, подавляя эту борьбу в душе, я стараюсь служить честно, выполнять всё, что прикажут, что требуют Устав, Наставления и т.д. это единственно возможный выход. И набраться, набраться, как можно больше терпения на эти оставшиеся полтора года.
В авиации выслужиться перед начальством невозможно, потому что у всех вплоть до командиров на устах поговорка: не спеши выполнять приказ, его могут отменить. Лично я проверил справедливость этих слов, будучи помощником дежурного по полку, когда позвонил командир и приказал привезти начальника строевой части в гарнизон (дело было в воскресение), но т.к. дежурного в этот момент в комнате не оказалось, я не имел право покинуть пост. Через минут пятнадцать – двадцать опять звонит командир, сообщая, что строевика привезёт его заместитель, тем самым, отменяя приказ. К этой поговорке знаменитой, я бы добавил: не выполняй бессмысленный приказ, ибо, исполнив его, прикажут сделать обратное. Или молча игнорируй бессмысленный приказ, в случае чего отговорка о неисполнении всегда найдется.
Так было и вчера. Злобно рявкнув на стоящих произвольно подчиненных: «Становись», - начальник ТЭЧ выстроил нас в шеренгу перед собой. С командами «Равняйсь», «Смирно» голос его забирался все выше и выше. Лицо набрякло и покраснело. Оно всё горело черной яростью. Выкриком фамилии и повелительным жестом руки приказал выйти перед строем тех, на которых хотел вылить свой гнев. Их вышло четверо: Рудюк, Дубина, Тучак и Правдюк, пятый Шевтюк оказался в наряде. Нет нужды здесь описывать тот поток ругани, который обрушился на этих несчастных, скажу лишь, что двое из них Дубина и Тучак, сделав бесконечно удивленные физиономии, только и спрашивали: «За что меня»? Рудюка и Правдюка – пьянство и за то, что они из-за этого оказались в городской комендатуре, и что это каким-то образом узнал командующий и отчитал в течение часа нашего босса, когда тот находился у него на сборах. Теперь же Федоров низвергал поток свой дальше по этапу. В строю было стоять скучно, слушая все это, потому что такие сцены у нас повторяются примерно раз в месяц, а то и чаще, но именно в целях морального воспитания. Это и делается перед строем, чтобы в нем стоящие офицеры и прапорщики не повторяли этими четверыми содеянного, но, как видно, моральное воспитание не приносит ощутимых успехов, и босс решил искоренять пьянство и хулиганство трудовым. Следующий день – выходной, а эти четверо должны работать – так он решил. И что же? Правдюк с Тучаком поработали вечером, когда всех отпустили, Дубина вообще не пришёл, а Рудюк пришел, но Федоров, видя, что ему одному не под силу выложить дорожку гравием метров 40 и покрыть железом, назначил его в наряд на воскресение. Говорят, что босс отходчив, наверное, жена добрая и ласковая, а может быть такой характер, и мы встретим понедельник, забыв все эти зловещие катаклизмы.

16 мая. Пон.

День начался общим построением полка на плацу. Вернулся со сборов начальник штаба п/п Казак. Как я и предполагал, темой сборов была предстоящая командировка. После построения он расскажет нам о впечатлениях высших и старших офицеров, уже побывавших в А. А пока Федоров продолжает трудовое воспитание личного состава ТЭЧи. Шестерых, не по форме одетых, выводит перед строем и очень спокойно, на редкость ласково, предлагает им ту же задачу, что предлагал тем пятерым в пятницу, причем в эту «зондеркоманду» попали те же «негры», что и двумя днями раньше, т.е. Тучак, Правдюк и Рудюк. Они работают по прокладке дорожки, а мы сидим в солдатском клубе и внимательно слушаем Казака. По его речи заметно, что он не готовился: читает свой конспект бесед с уже побывавшими там сбивчиво и нескладно, в основном о летном составе. Техническому составу же было сказано, что он отправится первым, в то время летчики будут проходить подготовку в К. Выступление Казака произвело на многих удручающее впечатление. Хороших вестей не ждали. Не мы первые, да и не последние тоже. В полку бардак. Устроили вечернее после работы построение и смех: 1-я эскадрилья – 50% л/с, 2-я – 0% л/с, 3-я – 60% л/с, ТЭЧ – большинство. Перед этим зам. командующего выговаривал нашему командованию за беспорядок и грязь в учебном корпусе и казарме. Казак на построении объявил о продлении рабочего дня, но из этого, конечно же, ничего не вышло, т.к. в рабочее время никто ничего не делает, а в вне рабочее и подавно. Все разошлись по домам. Завтра приезжают генералы. Что-то зачастил к нам генералитет, а толку нет. Армия.


Рецензии