Кошка-гурман

Однажды я разговорилась о видах съедобных грибов со своим земляком, Виктором Зиновьевичем Шляшко. Мой собеседник вспомнил малоизвестный гриб-зонтик пёстрый – Macrolepiota procera. В Телеханах «зонтики» не жаловали и отдавали предпочтение сбору других, более известных макромицетов.

Впервые я попробовала грибы-зонтики в восемьдесят первом году, когда сотрудников Барановичской городской поликлиники в День медицинского работника направили помогать подшефному сельхозпредприятию.

Медики, выполнившие заданный объём работы, накрыли к обеду импровизированный праздничный стол. Внимание присутствующих привлекли аппетитно зажаренные отбивные, привезенные медицинской сестрой Светланой Лагутенко. Некоторые сотрапезники, в том числе и я, сразу же потянулись к ним.

Попробовав отбивные, никто не мог определить, из какого мяса изготовлен деликатес. Светлана предложила:

— А вы – угадайте!

Основой кушанья, как нам показалось, являлось белое мясо. Едоки перечислили всю домашнюю птицу, включая фазанов. Изготовитель «неопознанных отбивных» на все наши предположения неизменно отвечала: «нет».

Перешли на диких птиц Белоруссии: глухарь, тетерев, чирок, кряква … Аналогичный результат.

Я вспомнила пролетарского поэта Владимира Маяковского с ананасами и рябчиками: тоже – «нет».

Выждав паузу, Светлана задала обычный в таких случаях вопрос:

— Что, сдаётесь?!

Меня подмывало патетически воскликнуть:

— Русские не сдаются!

Победило любопытство: я промолчала. Коллеги дружно ответили:

— Да, сдаёмся, уже признавайся, Светка!

За время «противостояния» знатоков кулинарии отбивные закончились: не всем удалось отведать деликатес.

— Это – грибы-зонтики в кляре, – загадочно, словно выдавая старинный секрет верескового мёда, произнесла Светлана.

— А что это за грибы такие, «предметно-аксессуарные», зонтики? – уточнила Анна Владимировна Макарук, участковая медицинская сестра.

– Есть такие грибы. Они растут на открытых травянистых местах, в лесах, на полях и в огородах. Их раскрытая шляпка, действительно, напоминает зонтик, – пояснила Света.

Коллеги были удовлетворены ответом и переключились на другие разговорные темы.
Прошло более десяти лет. Однажды в отпуске, прогуливаясь возле Огинского канала, я увидела грибы, напоминающие зонтик в миниатюре. Беловатая шляпка гриба с крупными отстающими бурыми чешуйками, крепилась на светло-бурой полой деревянистой ножке, покрытой концентрическими рядами чешуек. На ножке – широкое подвижное кольцо, сверху – белое, снизу – буроватое. Мякоть – толстая, рыхлая, ватообразная, с ореховым вкусом и слабым грибным запахом.

Сомнений у меня не было – это грибы-зонтики. Собрав примерно две дюжины грибных шляпок, диаметром примерно двадцать сантиметров, принесла добычу домой.
Увидев выражения лиц своих близких, вспомнила бессмертное творение Ильи Репина, картину «Не ждали».

Нет, безусловно, меня ждали! Не ожидали от меня, опытного грибника, такого непрофессионализма в сборе макромицетов.

– Зачем ты поганок насобирала и в дом принесла?!— возмутилась мама.

— И, правда, Нэлька, тебе, что, хороших грибов не хватает? – дипломатично заметил отец.

Сестра Мария и мой муж держали нейтралитет. Муж сестры, Сергей, настоящий офицер, поддержал меня:

— Если именно ты, Нелечка, будешь готовить эти грибы, я обязательно их отведаю!

Ещё на опушке леса, месте сбора грибов, я грубейшим образом нарушила одно из основных правил грибника – не пробовать на вкус собранные грибы. Я откусила и разжевала маленький кусочек шляпки: уж очень вкусно она пахла!

В течение полутора часов, пока я занималась приготовлениями к термической обработке лесных даров (очистка грибов и лука; молодой картошки – на гарнир), моё грибное сыроедение никак не проявилось.

В большой жаровне я обжарила мелко порубленный лук, затем добавила нарезанные полосками грибы и тушила их около получаса. Аппетитный грибной аромат заполнил помещение кухни. Тут уже и отварная картошка с зелёным укропом подоспела.

Первой не выдержала мама:

— А чем это у нас так вкусно пахнет?

— Так это, мама, тушёные «поганки» источают фимиам! – недолго думая, ответила я.
 
За обеденным столом мои оппоненты наблюдали за происходящим. Я первая попробовала своё кулинарное изделие; сотрапезники с интересом смотрели на меня.
Сергей Фёдорович, в то время – командир дивизиона близ Днепропетровска, сдержал слово, сразу же принявшись за грибы.

— Ну, как, Серёжа? – поинтересовалась Мария.

Заговорщицки взглянув на меня, подполковник Янцевич ответил:

— Невкусно, в рот – не взять!

При этом Сергей не забывал подкладывать в свою тарелку «неаппетитные» грибы, с видимым удовольствием поедая их.

К дегустации подключилась сестра.
 
— Так это же – вкусно! Очень интересные ореховые нотки! Мама, попробуйте!

Отведать грибы решились мама и мой муж; отец воздержался. Имел на это полное право: будучи молодым, съел угощение змееловов, временно обосновавшихся в малопроходимых болотах, окружающих родную деревню отца, Выгонощи.

Суп, сваренный в котелке над костром, оказался очень вкусным. Отец поинтересовался, из чего он приготовлен?

– Из чего может быть изготовлен суп у змееловов? Из обыкновенной гадюки! Понравилась похлёбка? – поинтересовался бригадир артели.

Отвечать было некому: юноша пулей выскочил из-за походного стола; его реакция на полученную информацию была естественной для жителя белорусского Полесья, изобилующего змеями.

После этого случая было невозможно уговорить отца попробовать незнакомые ему продукты.

Возвращусь, впрочем, к грибам-зонтикам. В начале двухтысячных годов многие мои земляки уже собирали экзотические макромицеты. Не был исключением из правил и названный в самом начале рассказа Виктор, заядлый рыбак, охотник и грибник.

Однажды он принёс домой полкорзины зонтиков. Жена, привыкшая к благородным боровикам и подосиновикам, заявила:

— Я не буду заниматься этими «волчьими» грибами!

И ушла на работу.

Виктор почистил и отварил грибы, подготовив их для жарки в кляре. Для ускорения процесса охлаждения разложил на большое блюдо половинки грибов; сам же отлучился по какой-то надобности.

Придя через полчаса обнаружил на блюде две жалкие половинки зонтиков. В углу кухни умывалась кошка Маркиза.

С чувством «полного морального удовлетворения» на своей кошачьей мордочке …

Выслушав эту историю, я вслух предположила, что прародители Маркизы – породистые французские коты, иногда баловавшиеся объедками сумчатых грибов с подземными клубневидными мясистыми плодовыми телами порядка пецицевых – трюфелями …

Не устояв перед «зовом французской крови», Маркиза ограничилась менее ценным видом макромицетов …


Рецензии
Добрый день, дорогая! Нелли! Я тоже люблю грибы, но не помню, чтобы у нас водились такие грибы. Я вообще-то не очень хорошо разбираюсь в грибах, поэтоту такой гриб тоже приняла бы за ядовитый. А кошка меня удивила. Это надо же - все грибы слопала.
С уважением и теплом,


Людмила Каштанова   18.04.2023 07:36     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемая Людмила!

Сердечно благодарю за отзыв!

В съедобных грибах я разбираюсь очень неплохо, потому никогда и никому не доверяю переборку и сортировку даров леса. В позапрошлом грибном году я перебирала собранный всей семьёй урожай более восьми часов.

За удовольствия (сбор грибов) надо платить!

С улыбкой и теплом.

Нелли Фурс   18.04.2023 15:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.