Природа интуиции Эссе

СЕРГЕЙ   НОСОВ

                ПРИРОДА ИНТУИЦИИ
                ЭССЕ

       Природа интуиции - загадочна.
       Интуиция - бесспорно есть форма мышления, но мышления во многом бессознательного, теснейшим образом связанного со стихийными чувствами и спонтанными прозрениями.
       Как удается человеку интуитивно постичь многое в своей жизни и в жизни природы и общества - до сих пор необъяснимо и непонятно.
        Есть как бы мистическая версия природы интуитивного знания-прозрения.
         Она состоит в том что это знание дается человеку свыше - божественными силами и некими непознанными божественными по сути источниками информации.
           Сейчас в век информатики это часто представляют как некую божественную «базу данных», которая открывается перед избранными по воле высших сил и из которой выдающиеся творцы, мыслители и поэты,  черпают свои замечательные прозрения.
            Стали распространены представления что есть некие загадочные энерго-информационные поля, в которых хранится высшее знание о мире и взаимосвязь с которыми можно при определенных духовных практиках установить. Тогда перед созерцателем «миров иных» и будет открыто подлинное интуитивное знание и понимание себя и мира.
            Глупыми и безнадежно наивными эти представления о природе интуитивного знания вовсе не являются.
           Тот кто на практике знаком с интутивным способом познания и хорошо владеет интуицией - знает что ее природа загадочна и необъяснима.
           Такому человеку очень часто и самому непонятно как он пришел к тем или иным убеждениям и выводам, как сложились у него те или иные представления, как были созданы им (если он поэт или писатель например) те или иные замечательные образы, хранящие удивительные прозрения в тайны и глубины бытия.
              Человек несомненно глубже себя самого как стихийное существо, способное мыслить и постигать жизнь интуитивно и спонтанно  на причудливых и таинственных путях развития и метаморфоз  своего сознания и подсознания.   
                Нередко состояния когда открываются интуитивно замечательные истины о человеке и мире -  есть фактически  пограничные состояния между трезвым и ясным сознанием и неестественным  «спутанным» сознанием человека, находящегося в «пророческом экстазе», в том не во всем конечно же адекватном состоянии творческого делириума, когда с легкостью открываются таинственные глубины бытия.
                Мы это прекрасно видим в живописи - у Ван Гога, у Дали, Мунка… 
                Картины этих художников с явно неустойчивой психикой (они ведь и лечились от психических заболеваний и болезненных отклонений - это же известно) конечно же не безумны.
                Наоборот это - живопись удивительных откровений, которым мог позавидовать любой самый рациональный и трезво смотрящий на жизнь человек, мыслитель, поэт  или  художник.
                Но отражение некой психофизиологической аномалии и некой «сумасшедшинки»  в живописных полотнах этих художников несомненно есть.
                Причем эта «сумасшедшинка» идет живописи названных художников (список имен тут мог быть конечно и много шире)   только на пользу - именно она созидает в их выдающихся полотнах нечто таинственное и неизведанное и вместе с тем на глубоком духовном и экзистенциальном уровне ошеломляюще правдивое и истинное.
                Мы и в общем виде можем утверждать что именно спонтанной и ошеломляющей вдохновенной интуицией живо любое выдающееся творчество.
                Как мог столько многое предвидеть в русской жизни, в ее метаморфозах, катастрофах и опустошительных переворотах Достоевский в его «Бесах» например? 
                Ведь он же все предсказал с удивительной точностью в этом своем произведении, если вдуматься - и суть образов русских революционеров и революционных вождей в России, и опустошающую «грозу» революции, оставляющую на собой только выжженное пространство полумертвой жизни и примитивного бездуховного существования.
                Откуда мог Достоевский знать все это, что еще и не случилось в исторической реальности в его время?
                Как он мог все это понимать и чувствовать, вовсе не являясь ни энциклопедистом в области научного знания ни пророком в строго религиозном понимании этой миссии и этой судьбы в жизни людей и общества?
                Достоевский - просто писатель. Но какие сверхчеловеческие глубины в своем творчестве он и познал и выразил!
                Вместе с тем выдающаяся интуиция - это не только некие необыкновенные прозрения.
                Это и прикосновение к причудливому миру видений и призраков, который оказывается тоже является осмысленным, полным своих знаков и предостережений, своих загадок и своего особого таинственного наслаждения.
                Это мы видим в творчестве Гофмана и Эдгара По в частности.
                «Избыток ума» часто давит на человека, делает его существом приземленным, умным и расчетливым, но по сути дела бездуховным.
                Приведу простой пример из области своих литературно-исторических изысканий в молодые годы.
                В молодости я увлекался образом Аполлона Григорьева - покорившим  в свое время и Александра   Блока, издавшего первую посмертную книгу стихов Григорьева и очень любившего Аполлона Григорьева как личность и как феномен «стихийной русской души».
                Так вот у Григорьева-поэта (хотя ныне Аполлон Григорьев больше известен и уважаем как выдающийся литературный критик  своего времени)  есть замечательный цикл стихов «Борьба», посвященный  его любви к Леониде Визард, красивой девушке из обрусевшего французского но московского конечно же давно уже семейства.
                Эта любовь потрясла Григорьева. Она всецело захватила его душу… И вызвала необычайный подъем григорьевского поэтического творчества.
                И за всей этой историей со стороны (но с очень близкого расстояния) наблюдал знаменитый наш физиолог Сеченов.
                И вот Сеченов писал в своих воспоминаниях что мол выдумал все в своем «пылком чувстве» поэт Аполлон Григорьев…, что в присутствии этой девушки на молодежных вечерах в доме ее родителей смотрел Григорьев на нее восторженными и наивно влюбленными глазами…
                А на самом-то деле мол Григорьев в компании своих разгульных литературных друзей неутомимо только и делал что пил-гулял, пел русские песни до утра и был  вечно в большом подпитии… И становился тогда самим собой  - отчаянно загулявшим «вечным студентом». Каким по Сеченову он и являлся в действительности.
                Уничтожающая конечно же оценка возвышенной любви большого русского поэта, по праву запечатленной в анналах русской классической литературы.
                Почтенный  физиолог Сеченов конечно очень умный человек.
                Но если бы все в нашем обществе стали такими же «умными» как физиолог Сеченов в мире не стало бы ни поэзии, ни высоких стремлений, ни духовной культуры, ни конечно же искусства и поэзии.
                А все были бы больны только  понятными и естественными с точки зрения физиологии психическими болезнями от рождения до смерти.
                Очень многих просто раздражает само по себе возвышенное в нашей жизни и культуре.  В любых его проявлениях.
            Раздражает потому что это возвышенное конечно же связано не с «трезвыми выкладками разума», а с  выдающейся интуицией, с неким экстазом «тайного знания» жизни, которые им незнакомы.
               Если все это тебе недоступно. И если все это «не для тебя» - то человек невольно всегда так или иначе  осуждает это. Не доверяет этому, для него недоступному,  и злится, протестует против того что ему самому чуждо.

                ----------------------------------------------------

       Можно конечно представить интуицию и в ореоле здравого позитивного знания о мире - как один из законных путей к такому знанию, предопределенный неуничтожимой связью мыслей и чувств.
        Но как раз здравое позитивное знание об окружающем мире безумным порой и является. 
           Приведем простой пример.
           Астроном мечтает о том как бы ему переехать со своей семьей в новую квартиру.  Он разумный и здраво мыслящий человек.
            Переезд в эту новую квартиру обещан ему строящей его дом фирмой через пять лет.
             Какими долгими кажутся нашему астроному эти злополучные пять лет! Целой вечностью они ему  кажутся…
              А между тем в своих ученых трудах сей астроном совершенно спокойно рассуждает о миллионах световых лет… О множестве этих световых лет до какой-то вновь открытой им звезды. Это для здраво мыслящего астронома нормально - миллионы и миллиарды лет…
                Но ведь их не представить даже - миллионы лет… миллиарды лет…    
                Мы например считаем что всего этого просто  нигде и никогда  не существует - ни миллионов лет, ни тем более миллиардом лет…
                Все это  - научный  вымысел. Плод пустых и псевдонаучных глубокомысленных умствований. И больше ничего.
                В квантовой физике частица есть если мы ее видим… И ее нет если мы ее не видим.
                Она находится здесь и сейчас в любой точке пространства… И ее просто нет одновременно. Если мы ее не видим и не зафиксировали.
                Мир существует пока мы сами существуем. Без нас мира нет. Или есть какой-то другой мир, который к нам уже не имеет отношения.
               
    
                Я вовсе не собираюсь мыслить парадоксами и парадоксально рассуждать.
                Но многое нам в окружающем мире просто до сих пор непонятно. Несмотря на всю нашу науку.
                Феномен поразительной и порой парадоксальной человеческой интуиции еще и еще раз  говорит нам об этом.
                Человеку порой открывается то, что он казалось бы просто не мог знать.
                И открывается интуитивно и необъяснимо.
                И этим интуитивным знанием человек руководствуется. Именно ему он доверяет. Почему?
                Потому что в этом интуитивном знании таится великая правда о самом человеке , о его чувствах и влечениях и обо всем его человеческом существе с его слабостями и горестями, взлетами, радостями и падениями…
                Та правда без которой и самого человека не понять. И тем более не понять мир где  человек рождается, живет и умирает.   


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1961-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и  кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ»,  «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «ЛИТЕРА  НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,  «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ»,  «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА»,    «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»  и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»,  «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ»,  «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК»,   «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,  «РУССКОЕ  ПОЛЕ»,   «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД),  «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»,   «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019),  «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
    В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
     Является автором более 18-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
     Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   





               
         
      
      
         
               
   

               
               
               
               
             
      


Рецензии