Наше единство духовное

 НАШЕ ЕДИНСТВО ДУХОВНОЕ
Чем же держится и только может  держаться единство народа, единство России?!
Зиждется оно на любви к Своему Отечеству,                на осознании своего долга перед Родиной, на видении особого предназначения России.                На любви к Богу, Царю и Отечеству, как было на Руси.
И потому пришло время вспомнить об исторических и духовных корнях Праздника - а для этого перенестись на четыреста с небольшим лет назад….
1612 год… Смутное время – по сути безвластие. Оборвалась многовековая династия Рюриковичей – и никому не ясно, что станет завтра с Отечеством нашим.
На Русский Трон рвутся чужеземцы – поляки. Пользуясь смутой, дважды русским престолом пытаются завладеть самозванцы, каждый раз объявляя себя убиенным Цесаревичем Дмитрием...
И вот тогда судьба Отечества Нашего решается в Нижнем Новгороде.
Гражданин Козьма Мини и Князь Дмитрий Пожарский собирают Народное Ополчение.
Русский писатель двадцатого века Евгений Николаевич Поселянин в книге «Судьбы Царёвы» описывает, как Козьме Минину трижды являлся во сне Преподобный Сергий Радонежский и велел собирать ополчение.
Нижегородцы присягнули отдавать последнее, не щадить жизни своей ради спасения Отечества.
Когда ополчение подошло к Новодевичьему Монастырю, вдруг изменился ветер - и стал дуть в спины наступающим ополченцам. Это был добрый знак...
И вот именно в этот день - 4 ноября был освобождён Китай – Город – это стало преддверием победы русского ополчения.
День окончательного изгнания врагов из Москвы по новому стилю 7 ноября – дата, которая, к сожалению, не один десяток лет напоминала нам о революционном перевороте, раздушившим Россию… Но дело, наверное, не только в этом.
Теперь надо было думать об избрании Царя. Им станет достойный потомок боярского рода Романовых - юный Михаил Фёдорович, словно до поры-до времени укрытый                в Костромской Земле Михаил Фёдорович Романов.
Козьма Мини и Дмитрий Пожарский!
Всем хорошо известен памятник героям Отечества                на Красной площади. Памятник, радом с которым будут прохладить знаменитые парады - и перед отправкой на фронт в 1941 достойных продолжателей русского ополчения семнадцатого века, и знаменитый Парад Победы 1945 года.
А ещё освобождение Москвы и всей Руси, восхождение на трон Династии Романовых                не было стать возможным и без подвига сельского Старосты Ивана Осиповича Сусанина, принявшего мученическую смерть ради того, чтобы отвести врагов от Царя, ради спасения России.
 Подвигу Ивана Осиповича Сусанина Михаил Иванович Глинка посвятит знаменитую оперу «Жизнь за Царя». Великий русский композитор
Степан Аникиевич Дегтярёв посвятил освобождению Москвы от Поляков ораторию «Минин и Пожарский».
Подвиг Ивана Осиповича Сусанина в годы Великой Отечественной войны повторит партизан Матвей Кузьмин.
А вот финал поэмы Кондратия Федоровича Рылеева о подвиге русского крестьянина:
«Куда ты завел нас?» — лях
старый вскричал.
«Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.—
Убейте! замучьте!— моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».
Злодей!— закричали враги, закипев,—
Умрешь под мечами!» —
«Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
«Умри же!— сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали!—
Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
 
 И, конечно, огромную роль для победы русского ополчения сыграли обращённые к народу воззвания, написанные Патриархом Гермогеном. Предатели попытались изолировать Патриарха от народа, но даже                из заточения воззвания равно доходили. Предатели требовали, чтобы Патриарх признал власть поляков. Один из них бросился на Гермогена                с топором, но убить не смог. А потом Патриарх-Мученик был или уморён голодом, или отравлен печным дымом. Ныне он причислен к Лику Святых…
4 ноября – День Народного Единства и Память Казанской Иконы Матери Божией. Образ  этот, явленный в непростое для Руси время в Казани, всегда сопровождал Русское Воинство – и, конечно, Ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского…
На некоторых образах иконописных Московских Святителей держит Патриарх-Мученик Гермоген  Икону Казанскую.
 
Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси,
Дай сразиться им со славою
И от смерти их спаси.
На Кресте Твой Сын Единственный
За любовь Свою страдал,
И Его глагол таинственный
К этим битвам Русь позвал...

Эта молитва пред Образом Чудотворным произносилась уже                во время Мирового пожара – только созвучна она и народному ополчению, более четырёх веков  супостата из Столицы нашей гнавшего. Звучат  слова молитвы через время и пространство. Созвучны слова сии и нам, нынешним, для кого Родина – понятие прежде всего духовное.
И вспоминается прежде всего маленький, на сказочное видение похожий  Храм в самом сердце Москвы и России. Святыня, бесовскими полчищами порушенная и через много десятилетий                на место своё законное возвратившаяся…   
На эти первые ноябрьские дни чаще всего приходится и Дмитровская Родительская  Суббота – изначально как память о воинах Куликова поля. Ведь те, которые спасали Отечество от польских завоевателей, были славными потомками сражавшихся много веков назад    с полчищами ханов.
Козьма Минин и Дмитрий Пожарский! Иван Сусанин! Патриарх Гермоген!
Эти великие имена должно помнить каждому русскому человеку – помнить о Бранной Славе Отечества Нашего, свято чтить духовные традиции, святыни России. Ощущать себя частью Великой Страны, Великого Народа.
Тем и держится Народное Единство.


Рецензии