Расскажу о своём командире

18 сентября коронавирус унёс жизнь Виктора Константиновича Сметанкина, 70-летнего полковника в отставке, с 1989 по 2003 год командовавшего крупной учебной частью. С 1987 по 1999 год я проходил в этой части службу, и в 1996 году написал о своём командире небольшой очерк, который хотел опубликовать в «Красной звезде». Публикация не состоялась. Память осталась.
РАССКАЖУ О СВОЁМ КОМАНДИРЕ
За 18 лет службы в армии у меня было много командиров, хороших и разных. Были заботливые и безучастные, решительные и осторожные, человечные и чванливые, интеллигентные и хамоватые, были мудрые и откровенные дураки.
Так получилось, что больше всего пришлось прослужить под командованием полковника Виктора Константиновича Сметанкина. Он, видимо, и проводит меня в запас. О нём я и хочу рассказать.
Начну сначала. Родился Виктор Константинович  здесь, где в общем-то и проходит его служба. Рано лишился матери. Может быть, это принесло в его характер жёсткость и отсутствие страха перед трудностями. Отец работал автомехаником на одном из местных заводов. Любовь к автомобильной технике, видимо, от него. А военным стал, потому что в городе это своеобразная традиция. Большая часть парней после школы идёт в военные автомобильные училища. Сметанкин выбрал Челябинское.
Там познакомился со своей будущей супругой – Любовью Ивановной, с которой отпраздновал в прошлом году серебряную свадьбу.
Как сказал о нём его предшественник на должности командира части полковник Николай Ибрагимович Абузяров, право быть командиром он заслужил ещё старшим лейтенантом, пропадая в траншеях днём и ночью в дождь и снег.
С первых дней службы молодой лейтенант уяснил для себя главное – на пальцах солдата воевать не научишь, нужна материальная база, постоянно совершенствующаяся. С того времени и до сегодняшнего дня это направление в его службе является приоритетным. Ощущая в нём призвание созидателя, старшие начальники и должности подбирали ему такие, где это призвание максимально могло бы проявиться: начальник учебного центра, старший помощник начальника отделения боевой подготовки.
Моя встреча со Сметанкиным состоялась, когда он был подполковником, командиром соседнего учебного батальона.
Через полгода он был назначен заместителем командира части. Сфера его ответственности включала два крупных участка: службу войск и спорт. И тут проявилось его умение подбирать команду. Безынициативного инертного начфиза сменил молодой командир взвода старший лейтенант М.И. Кулявец, энергичный, мастер спорта, фанатично ему преданный. Новый человек пришёл и в службу войск – это нештатный комендант ст. л-т А. М. Бондарь, офицер с высоким чувством ответственности, предельно дисциплинированный, исполнительный и глубоко порядочный. Оба офицера сегодня майоры и стали настоящими профессионалами.
В должности заместителя командира части, как и на любой должности, Сметанкин начал с совершенствования материальной базы. Были переоборудованы спортзал, караульное помещение, расширен строевой плац.
Посты были оснащены техническими средствами. В части появились караульные собаки. Кстати, небольшая деталь. К этому времени относится запись в читательском формуляре Виктора Константиновича о том, что он работал с книгой «Служебное собаководство».
В конце 1989 года стали ходить слухи о том, что полковник Сметанкин заменит уходящего в отставку командира части полковника Абузярова.
Не скрою, известие это было воспринято без энтузиазма. Требовательность, бескомпромиссность, крутой нрав Сметанкина у многих вызывали нежелание видеть его первым лицом части.
Но, так или иначе, назначение состоялось. Наступал 1990 год, а с ним и «смутные времена» за воротами КПП.
Армия становилась открытой для критики и закрытой для политики. В то же время усиливалась вероятность её использования в своих интересах теми или иными политическими силами.
Новое время потребовало новых командирских качеств. Всё меньше играла роль помощь из центра, приходившая в основном в приказах, всё больше нужно было надеяться на себя, на свои личные контакты с администраторами и хозяйственниками на местах. И тут Сметанкин оказался незаменимым. Выживать части помогали его умение находить нужных людей, его коммуникабельность и, конечно, предприимчивость.
И ещё. Легко сказать – армия вне политики. А ведь политика в нашей жизни, как море, которое окружает со всех сторон наш армейский остров. И не утонуть в этом море очень трудно. Лозунг «Армия вне политики» предполагает отсутствие влияния армии на политику, но вовсе не предполагает отсутствие влияния политики на армию. Несколько примеров. Резкое увольнение в запас студентов дневных отделений вузов, и наша часть теряет большую группу грамотнейших младших командиров. Резкий распад Союза, и очередной выпуск курсантов части убывает не туда, куда планировалось, а едут в свои суверенные страны. Резкое освобождение цен, и наступают трудности в обеспечении продовольствием.
В этих условиях полковник Сметанкин постарался сделать так, чтобы всё, что происходит «наверху», нас практически не касалось. Поэтому характерен разговор, состоявшийся у него с помощником дежурного по части утром 19 августа 1991 года.
- За кого вы? – спросил Сметанкин старшего лейтенанта.
- За Вас, товарищ полковник.
И вот в эти-то «смутные времена» воля и упорство Сметанкина позволяют построить 2 жилых дома, провести капитальный ремонт клуба, превратить бывшую котельную в прекрасный физкультурно-оздоровительный комплекс с сауной, бассейном, тренажёрами и биллиардом. А в здании офицерской столовой был оборудован зал Офицерского собрания. Когда находишься в этом зале с камином, зеркалами, мягкой мебелью, кажется, что дышишь атмосферой балов IXI века.
На очереди – музей части, где сейчас полным ходом идут работы.
У читателей, а особенно у моих сослуживцев, может возникнуть мнение, что портрет Сметанкина я рисую исключительно белой краской и что он такой положительный, каких и не бывает. Ну прямо «полубог», командующий «раем». У меня меньше всего оснований льстить моему командиру.
Разносы, которые он периодически нам всем устраивает, стороной меня не обходят. Я уже минимум четыре раза был «уволен», дважды «посажен», и даже один раз «рассстрелян».
Как и любую яркую личность, Сметанкина, конечно, окружает множество сплетен, слухов и легенд. Одна из них связана со строительством «командирского» дома.
Кого только не пророчила людская молва в соседи к командиру в четырёхквартирный двухэтажный особняк: и главу местной администрации, и начальника милиции, и, на худой конец, заместителей Сметанкина.
Но соседями командира оказались семьи двух майоров и одного прапорщика. Вот так.
Последнее время Виктора Константиновича постоянно занимает вопрос престижа части. Не случайно он внимательно следит за деятельностью тех коллективов, которые высоко несут марку части за её пределами.
Прежде всего это футбольная команда, вышедшая в финал кубка России в своей лиге, эстрадная группа «Фортуна» лауреат зонального конкурса, команда КВН, представлявшая на областном фестивале город.
Мы – не боевая часть, над нами не свистят пули, мы не смотрим смерти в лицо и не несём потери, но мне кажется, что каждый день мой командир ведёт меня в бой, в бой за честь и достоинство Российской армии.
1996 г.


Рецензии
Армия для России это больше чем вооруженные силы, это гораздо большее...

Андрей Бухаров   19.02.2021 22:37     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание к моим записям.

Волдочинский   24.03.2021 05:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.