C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Я рос в Свердловском зоопарке. Перипатетика Первая

У Аристотеля есть Аналитика Первая и Аналитика Вторая.

Аналитика Протера и Аналитика Ветера.

Аристотель – основатель Перипатетики, как основной системы образования в мире.

Есть два классических типа образования – Академическое, сформулированное в идеальном виде Платоном в его Диалогах, и Перипатетическое, сформулированное Аристотелем в его Ликее, то есть в его собственных педагогических практиках.

Когда мы сидим на уроке в школьном кабинете, мы пребываем в Академии Платона.

А вот когда мы идём в поход вдоль речки и в лес, мы оказываемся в Лицее Аристотеля.

Понятно, что нам никто этого не объясняет, и я знавал немало академиков, которые так и не научились различать академическое образование от перипатетического не на словах, а именно на деле.

Мне в жизни фантастически повезло.

Меня воспитывали мама и Рона.

Мама была геофизиком и с нею мы исходили добрую половину Урала. Билимбай и Светлый, обе Сысерти, Староуткинск, Арти, Красноуфимск, Пышма, Тавда, Тагил, Кушва, Челябинск, Кыштым, Слюдорудник, Миасс, Ильменский заповедник, Светлый, Златоуст, Пермь, Красновишерск, Гари, Серов…

Рона – сестра мамы. С ней мы исходили вдоль и поперёк Дендрарий, улицу Пушкинскую и Зоопарк.

И если для меня мама была Перипатетика Ветера, то Рона была Перипатетика Протера.

Но давайте нем спеша разбираться.

У Платона все участники диалога полулежат га скамейках, удобно устроившись и не торопясь ведут беседу об абстрактном понятии.

Сегодня они рассуждают о дружбе.

Завтра они спорят о познании.

Послезавтра они говорят о любви.

Это абстрактное понятие словно висит в воздухе между ними и они спокойно рассматривают его со всех сторон и каждый вертит его по своему.

С одной стороны всегда говорит Сократ.

С другой стороны каждый раз кто-то новый.

И диалоги нередко называются именами оппонентов Сократа.

Например: Алкивиад, Протагор, Федон.

Понятно, что Сократ выигрывает все диалоги.

Но нам сейчас важно понять саму идею Академии: мысль движется в диалоге вокруг абстрактного понятия. Тела беседующих неподвижны!

А у Аристотеля именно тела учеников вслед за Учителем двигаются вокруг реальных объектов внешнего мира: вокруг камней, ручьев, деревьев, цветов, вокруг рыб, птиц и животных, питающихся молоком.

То есть у Аристотеля ученики интересуются со всех сторон реальными конкретными объектами внешнего мира.

Именно в этом Академия и Лицей противостоят друг другу.

Патетоу – аллея.

Пери – вокруг!

Перипатетоу – вокруг по аллеям – прогуливающиеся по аллеям!

Именно Аристотель и его ученик Феофраст собирали коллекции животных и растений в одном месте!

Так возникли Дендрарии и Зоопарки мира.

Аристотель основал зоологию.

Теофраст основал ботанику.

Мне в конце концов удалось разобраться с тем, в чём противоположность фауны и флоры.

В чем противоположность Дендрария и Зоопарка.

Я рос как раз между ними! Посередине!

Итак: в растениях вода движется строго снизу вверх против силы земного притяжения.

Любое растение – это медленный фонтан воды.

В животных вода свободно движется сверху вниз, под воздействием силы тяжести.

Именно в этом противоположность фауны и флоры!

Моя мама часто, пока училась в Горном, подрабатывала сторожем в Музее минералов.

Я по ночам оставался дежурить с ней. И можно сказать, что я просто подрастал среди всей этой минералогической красоты.

То есть во мне Аристотель нашёл бы весьма благодарного и более чем обеспеченного ученика.

Семья жила впроголодь, но меня окружали три фантастические коллекции – мечта любого перипатетика! И собирая шампиньоны в Дендрарии, в окружении невероятной коллекции самых разнообразных деревьев и кустов, я уже мысленно нацеливался на поход в зоопарк прикидывая, что ночью ещё раз поразбираюсь с горным хрусталём!!

И потому моя первая перипатетика позволила мне стать в реальности тем, кем я и стал.

Ведь животных и растения, минералы и реки, горы, леса и поля я изучал не по картинкам в учебнике, сидя попой на скамеечке за партой. Я всё это исследовал со всех сторон бродя собственными ножками и думая собственной головой.

Да! С точки зрения перипатетика Киевский зоопарк – огромный по своей территории по сравнению с Московским и Ленинградским, я уже молчу о свердловском. И там вокруг каждого животного можно бродить натурально! А в клетках свердловского зоопарка нередко животное удавалось рассматривать только с одной стороны. Но тут играло роль время: животные сами могут менять положение своего тела и терпеливому малышу только нужно научиться терпеливо выжидать этого волшебного события!

Так что на мой взгляд Свердловский Зоопарк и Свердловский Дендрарий в сочетании с Музеем минералов в Горном институте (ныне УГГА) – это три опорных столпа правильного первоначального перипатетического образования. И будь на то моя воля именно этот комплекс я развивал бы как основной в системе народного образования всей России.


Рецензии