Мемуарный рассказ поэта Бесприданница

   Совсем недавно вспомнилась ещё одна история – школьная. Своим успехом в литературе я крайне благодарен своей учительнице по литературе и русскому языку Светлане Петровне. У нас с ней установились доверительные отношения – я писал сочинения, в которых был откровенен и с самим собой и с ней – как с самим собой. Писал с удовольствием и от души.

Ты нас всех   красивому   учила…
Как прекрасна   русская  молва!
Как орешки белочка крошила…
Золотом валялась скорлупа…

Вместе с нами жила Бесприданница,
Так тебя дразнили за глаза…
Если кликнешь – даже не оглянется…
Что ещё? Ах, да – была «Гроза».

Там была покорна Катерина,
Кабаниха – деспот, Добролюбов вкратце…
Как сейчас я помню ту картину –
Светлый лучик светит в тёмном царстве.

Не  ра-зо-ча-руй-ся.  Не  ра-зо-ча-руй-ся , -
Я твержу, -  училочка моя...
И пожалуйста,  не надо.  не волнуйся,
На уроке  мне в глаза  смотря.

Что любовь?  Она, она ...пройдёт…
Я наверно покажу Вам свой  дневник...
Завтра в школу мама подойдёт...
Я - всего лишь гадкий ученик.

Я тебя  в себя  влюбил,   я знаю…
Что ж,  для всех  я рифмами грешу...
Сочиненья откровенные слагаю
И для Вас  ночами я пишу...

Мама мне сказала  -   Вы сказали:
«Сына ,  мама,  Вашего люблю...
Буду Вам хорошею  невесткой,
Вы меня возьмите к Вам  в семью...»

Слёзы  с моей мамой  проливали...
…Только я сказал жестокие слова:
"Жить с учительницей?  Нет, не буду.  Размечтались..."
Вот такая сей любви  канва...

Бесприданница,  Вас звали Бесприданница...
Мог ли Вас тогда я оценить?
Мог ли головою, а не задницей,
Оценить  души  прекраснейшую нить?

Расставаясь,  Вы сказали: "Ждёт,  мол,  воскресение,
Воскресение, забвенное,  души...
 - ...Разве может у души быть исцеление?
 - … Может. Только исповедь, пожалуй, напиши.

Исповедь

   На протяжении всей учёбы в школе слыл всегда хорошо успевающим учеником. Однако в старших классах стал совершать один за другим гадкие поступки, о которых стыдно вспоминать. А надо. Должна же снова воскреснуть моя заблудшая душа?
   Она - Светлана Петровна - на каждом уроке задавала писать сочинения. Мы старательно писали. Она проверяла. У неё был определённый порядок проверки - сначала двоечники, потом троечники. ... последним читала моё, ставила мне почти всегда "хорошо" , мол «4» - это навырост, хотя были у кого то и пятёрки. Но только после моего сочинения работа  на тот день считалась законченной. На следующий день в учительской она частенько читала мои сочинения. Многие были в восторге! Мне об этом говорили учителя.
   На разборе, на примере двоечников и троечников показывала мне основные ошибки, которыми я тоже грешил.
   Я на неё в тайне обижался, уж больно редко были пятёрки - порой опускались руки...
В последствие выбрал профессию токаря так как за кручение-верчение ручек станка , а мы проходили трудовую практику на ЛМЗ, у меня было "5", а у неё , в её литературе только "4". У меня и в мыслях не было идти в "русский язык" - ведь там только "4".
   Правда, на последнем уроке литературы она сказала примерно так: "Что тебе посоветовать почитать?    Хватит тебе читать чужое - надо создавать своё - ты можешь." И я надолго перестал чего-либо читать - почти на всю дальнейшую жизнь. Читаю очень мало... Да и писал по жизни от случая к случаю – мало.
   За мои гадкие поступки – неумение правильно пользоваться общим туалетом - меня, обсуждали на педсовете, хотели выгнать из школы. Взыгравшиеся гормоны порой мешали удержать струю под контролем, но почти никто понимать этого не хотел и не желал. Светлана Петровна пыталась списать мои грехи, банально, на мою талантливость.
   - Посмотрите, как он талантлив! Они все такие придурки! Посмотрите на Даманского! Сколько ему прощаем! Он – пианист… Даманский и Кабашов – одинаково талантливы из этого выпуска наших учеников. Один в музыке, второй – в литературе. Давайте, простим! Он - гадкий утёнок!
   Но её защита была напрасной.
   - Да ты сама в него влюбилась просто, Светлана Петровна! Любовь слепа!
   - Да, я люблю его, - отвечала Светлана. - Люблю…
   А я её любви тогда не оценил. Я всего этого попросту не знал – меня не пригласили на педсовет. Судили «за глаза» - так нельзя – так не честно. Светлана Петровна горой встала на мою защиту. Меня на педсовет не позвали, но знаю - последний аргумент - если выгоните Кабашова, тогда и я уйду из этой школы! - последний аргумент заставил педсовет задуматься. Меня оставили доучиваться в этой школе, так как учительница хотела мне дать ещё чего-то, но оценку в аттестат по поведению проголосовали позднее сократить до "удовлетворительно". Психологически посещать школу было очень тяжело, но я, закусив удила, стойко сносил все трудности и шёл открыто за знаниями. Возможно, в лётное училище Гражданской авиации я не поступил именно из-за этой оценки. Судьба…
   Ещё подумал так: Светлана Петровна приносит себя в жертву. Её любовь ко мне – учительский долг своему лучшему ученику… Да, и не смог я переступить того барьера :  я – ученик, она – учительница. Муж и жена?
Когда Светлана узнала, что я не пошёл за "русским языком", - Она сказала: "Я в тебе разочаровалась..."
В любом сочинении, как меня учила Светлана Петровна, должно быть заключение…

Заключение. Воскресение.

Не  ра-зо-ча-руй-ся,  не  ра-зо-ча-руй-ся,
Бесприданница  хорошая  моя...
Вспоминая молодости буйство,
Зачерпнул я  жизни  "за края".

Скольких я любил и скольких бросил,
Скольких я  как вас  не оценил...
У судьбы моей давайте спросим:
"Кто меня по жизни так  любил?"

Кто ещё страдал, как Вы страдали?
Я барьер не смог переступить:
Мог ли увести учительницу в дали
Той любви  Ваш  гадкий  ученик?

Совершая глупые поступки,
Не пеняйте люди на грехи!
Золотом отлитые скорлупки,
Как орешки падают стихи…

   Ну как закончить? Никак не закончить…  Пожалуй, продолжу…
   Однажды Светлану Петровну упрекнули в предвзятости к своим ученикам. Почему Кабашов гадит, а она его так ценит?
   В то время на экраны выходил фильм «Три мушкетёра» с Михаилом Боярским.
   Светлана дала мне задание прочитать книгу Дюма прежде чем смотреть фильм. Я прочитал, потом только посмотрел фильм .  В классе почти никто не читал первоисточника до просмотра и у нас возникли совершенно разные впечатления от героев этого произведения. В фильме Дартаньяна показали как образец чистой любви и чести. Я же прочитав книгу, обвинил его в аморалке! В фильме многое подправили.
   На этом примере Светлана Петровна научила нас глубже разбираться в литературных произведениях. А потом учительница дала нам задание написать стихотворение на тему «Трёх мушкетёров». Я с удовольствием исполнил её просьбу.
 Было это в древние века

Было это в древние века...
Жили короли и королевы...
Было много чести и вина...
И решались ссоры на дуэли...

И в те древние весёлые века
Надо же тому было случиться,
Дартаньян влюбился в Бонасье,
...Это ж надо так влюбиться.

Не пришлось им выпить всё до донца,
Злая женщина была тому виной...
Как страдало сердце юного гасконца
Что уж нет принцессы дорогой...

Но кричу уже в 20-м веке,
Бонасье Вы слышите меня?
Я люблю сильнее всех на свете
Лишь тебя, Наташка, лишь тебя,

Но скажи, коль нет здесь кардинала,
Кто меж мною и тобою встал?
На дуэль я вызову нахала,
Ибо сам я, знаешь ведь, нахал.

Может быть уже в 30-м веке
Прокричит земное существо:
"Я люблю! Сильнее всех на свете!
Как Володька из 20-го её!"

Она сказала классу: «Никто так не может написать – только Кабашов. За это и уважаю!" Моё стихотворение завело некоторых ребят тоже попробовать себя в стихосложении – даже некоторых двоечников – ведь это оказалось так интересно. А мне и так было стыдно и противно от своих поступков – хоть в петлю лезь. Ведь что потом уже сделаешь – когда грех уже случился? Тот грех меня преследует всю жизнь…
   Позднее в армии как-то надавал своему подчинённому нарядов за различные поступки…  Как сейчас помню – Анвар Ахмедзянович Мухаматдиев – Муха. Говорю: «Ну что ты теперь будешь делать? Столько нарядов! Одумайся! Не совершай! Как дальше жить будешь?» А он мне: » Товарищ сержант, что ж теперь обосраться и не жить?» И улыбнулся детской растерянной улыбкой. И правильно сказал! Я ему простил. Не плохой парнишка был – Анвар Ахмедзянович Мухаматдиев.
«Ужасно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком…
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?»
В. Высоцкий
Существует мнение и оно правильное, что в первую очередь человек должен быть приличным человеком и только потом может быть и считать себя  поэтом. « Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан…»
Многим людям абсолютно наплевать на твои стихи и песни. Им от тебя этого не надо. Ходил бы лучше на горшок всегда правильно!
Все мои стихи – возможно, это мёд…
Все мои грехи – это явно дёготь.
В какие сосуды их налить – судить людям, а лучше не смешивать! Чтобы не отделять потом муху от котлеты…
За плохое – ругать,
За хорошее – хвалить.

   Однажды после очередного вызова в школу моя мама спрашивает у меня, очень деликатно спрашивает: «Володя, ты можешь дать почитать твои стихи, учительница просила. Ты, может, выберешь, что можно ей почитать?»
   А я ей, почти не задумываясь: »Что угодно можно почитать.»  Я был со всеми откровенен и не прятал свои мысли от других.
   - Возьми хоть вот эти…  И дал несколько моих ранних стихов. Мама показала их Светлане Петровне. Та потом у меня спрашивает: «А про какую Наташку ты всё время пишешь: Козлову, Ямщикову, Макарову или Яковлеву? – других вроде нет?»
   А я отвечаю: «Это не в школе. Это в деревне – есть такая девочка, мимо ходит за молоком…

Как милая певчая пташка,
Букет цветов прижав к груди,
Плыла сквозь сон моя Наташка,
Шептала мне: "Меня люби..."

А я любил её глаза...
Такие нежные и синие,
Как-будто в реченьке вода,
Такие милые, тоскливые.

И вся она была как тот цветок,
Тот самый, что готов уже раскрыться...
...Ну, погоди ещё чуток,
Дай на бутон твой наглядеться...

   - Заключительные рифмы мне не нравятся, - сказал я. На что Светлана Петровна ответила, что заключение ей, как раз, очень понравилось – красиво закончил и рифмы – что надо!
   Как-то Светлана Петровна вызвала меня снова на откровенный разговор.
   - Давай поговорим о поэзии, раз уж ты желаешь стать поэтом…  А кому ты будешь посвящать свои стихи, кто будет твоя Муза? Ты уже определился? Какая женщина? Ведь Музой должна быть женщина или девочка из класса?
Я сказал, что Муз будет много, ведь женщин много и можно сделать выбор уже сейчас. Немного подумав сказал: « Ну… может быть … Киля…» Думаю можно всю жизнь писать ей стихи, а потом встретиться и всё прочитать. Это будет интересно. Однокласснице… Мемуарный рассказ поэта…
   - А учительнице своей напишешь? Напиши Бесприданницу или … Воскресение? Возьми две эти темы.
   Я обещал ей сделать эти стихи.

Бесприданница Песня

Припев: Бесприданница мне приглянется,
Напишу для неё школьный стих…
Только в строчках моих и останется
Та любовь - словно мёд на двоих.

1.Помню школу, Светлана Петровна,
Помню физика, помню, Олег…
И писали по строчечкам ровно
Ускоряя к экзаменам бег.
Ускоряя к экзаменам бег.
Припев.
2.У Батона папаша профессор,
Федя классно освоил баян,
С кулаками боксёр и агрессор
Юрка Власов, как остров Буян.
Юрка Власов, как остров Буян.
Припев.
3.Я физически крайне подкован,
Тело сделано классно на пять!
И поэтому взгляд Ваш прикован?
Жму гантели опять и опять!
Жму я гири опять и опять!
Припев.
4. Не поссорят нас жизни дороги,
Я как прежде тобою любим…
Бесприданницы и недотроги
В школе сто пятьдесят и один!
В школе сто пятьдесят и один!
Припев.


Рецензии