Посадка на запасном

Последние несколько лет моей службы прошли в Сочинском районном центре Единой системы управления воздушным движением, который располагался в аэропорту Адлера. Сокращенное название звучит менее романтично – РЦ ЕС УВД. Молодому поколению военных авиаторов вряд ли что-то известно об этой структуре – я имею в виду ее прошлую организацию, двухсекторную. То есть, состояла она из двух секторов – военного и гражданского. Сейчас эта система продолжает существовать, но ее название звучит несколько иначе, да и военный сектор более десяти лет назад был упразднен. Заканчивал я службу в должности заместителя начальника РЦ.

Надо заметить, что, учитывая географическое расположение, служба в этой воинской части была очень беспокойна на протяжении всех лет ее существования. Организацию управления воздушным движением, а также вопросы координирования использования воздушного пространства я не беру сейчас во внимание. И проницательный читатель, видимо, догадался, что речь идет о встречах-проводах всевозможного начальства, как окружного, так и столичного, зачастую – организации их досуга, не говоря уже о добывании билетов на авиарейсы, поскольку в советские времена на этом направлении они были в жутком дефиците в курортный сезон. И так далее, и тому подобное. Причем, начальство любило отдыхать на черноморском побережье Кавказа не только авиационное, но и всех видов вооруженных сил и родов войск. А также из армий стран, дружественных нам и не очень. Кроме того, у этого начальства, как ни странно, были жены, любовницы, дети и масса близких и не очень родственников со всеми вытекающими отсюда последствиями. Телефоны в дежурной смене не умолкали практически круглые сутки. В связи с этим приходилось случаться и неприятностям всякого рода, и казусам, и просто забавным случаям. Об одном из которых мне захотелось вдруг рассказать.

Пресловутые девяностые… Все помнят, насколько они были беспокойными на кавказском направлении. В первую очередь, это Чечня и грузино-абхазский конфликт, во время которого снаряды залетали даже в огороды жителей Адлера, проживающих вблизи границы с Абхазией. Кроме того, и об этом далеко не всем известно, были сбиты два гражданских рейса, которые упали в море: Ту-134 Адлер – Сухуми и Ту-154 Тбилиси – Сухуми. В общем, в связи с упомянутыми событиями высокое начальство не переводилось у нас и вне курортного сезона. Правда, по большей части, окружное. А во время чеченской кампании в район Северного Кавказа, в основном, в Моздок, иногда летал тогдашний Министр обороны Павел Грачев. Причем, адлерский аэродром постоянно был для него запасным.

В качестве отступления надо кое-что пояснить, чтобы понимать дальнейший ход событий. Командир мой жил в Центральном районе Сочи, я – в Адлерском, недалеко от аэропорта. Поэтому во внеслужебное время, то есть ночью и в выходные дни, я страховал командира, чтобы вовремя подскочить к прибывающему с начальством самолету. Случай, о котором я хочу рассказать, произошел глубокой осенью. Был поздний вечер и, уже не помню, по какому торжественному событию, телефонный звонок начальника дежурной смены вытащил меня из-за стола. Не сказать, чтобы я был сильно нетрезв, но выпил прилично – имел полное право в свободное от службы время. Тем более, как я уже заметил, был какой-то значительный повод. Вполне возможно, день рождения супруги – она родилась в ноябре.

Голос начальника смены был несколько встревоженным. В Моздок летел военный Ту-154, но по метеоусловиям был направлен на запасной в Адлер. Ясности о пассажирах на борту не было, Аэропортовские сотрудники милиции имели непроверенную информацию о своем министре и якобы еще о каких-то генералах. А в личной машине нашего командира, выехавшего для встречи борта, на полпути закончился бензин. Опять-таки – девяностые... Почему на личном транспорте? Да очень просто. Бойцов срочной службы в нашей комендатуре в то время уже не было, только контрактники из местных жителей, которые, естественно, тоже отдыхали в кругу своих семей в тот поздний час. Короче говоря, командир дозвонился до начальника смены и приказал вызвать меня на аэродром. Да не вопрос… Ну, не совсем трезв, так ведь практически боевая задача передо мной стояла. Я – в свою машину, и уже минут через десять был на месте. Из милицейской дежурки звонят, просят встретить своего министра, потому как у них тоже нет транспорта – по известному закону случилась поломка. А в это время Ту-154, как нарочно, заруливал уже на самую дальнюю стоянку. Единственное, что мне удалось – выпросить у руководителя полетов автобус, на котором подвозят пассажиров к самолету. Если кто помнит, на автобус тот транспорт походил с трудом, и называли его в народе скотовозкой. Подъехал я к самолету в тот момент, когда из открывшейся двери по трапу сбегали автоматчики в камуфляже ростом, как мне показалось со своего метр шестьдесят девять (ну, как так получилось, что не дотянул до метр семьдесят какого-то паршивого сантиметра?, не менее двух метров каждый

Твою мать! – пронеслось в голове. Меня охватило недоброе предчувствие. И в ту же секунду в дверном проеме показался министр обороны Павел Грачев. Как и его охрана, министр был в камуфляже, но спускался по трапу медленно, вальяжно. Тут я мгновенно протрезвел, но от волнения совершенно выскочило из головы его звание, и обратился к нему, представляясь: «Товарищ министр обороны…». На мое счастье вслед за Грачевым спустился по трапу Главком ВВС Петр Степанович Дейнекин, с которым я был уже знаком – не один раз встречать приходилось. Ну, и последним высочил, как черт из табакерки, не в меру суетливый Министр внутренних дел Ерин, по-видимому, сильно огорчившийся из-за отсутствия местных представителей своего ведомства. Пока Грачев со смехом обозревал транспорт, на котором предстояло везти всю компанию к залу официальных делегаций, чтобы дождаться машин, выехавших из санатория им. Фабрициуса, я, оправдываясь, объяснил Дейнекину сложившуюся ситуацию. Видя мое волнение, Петр Степанович улыбнулся и посоветовал не брать в голову, что я и сделал с удовольствием.

К залу официальных делегаций ехать не пришлось, потому что навстречу неслись уже несколько «Волг» во главе с начальником санатория, которому я благополучно передал необычных в этот поздний час пассажиров.


Рецензии