Борьба с шайтаном

   Ох, думы тяжкие. Как груз ваш снести и душой и телом, а особенно сердцем. Сколько предостережений посылали народу камы Алтая, не счесть. Молодежь не помнит и не желает верить в  предсказания, а времена бегут, меняют все кругом. В беге спотыкаются о камни истории. Нет гладкой дороги в этом изменчивом мире. Призывали люди, соблюдающие законы развития и смотрящие за их исполнением, знающие, чем грозит отступление от норм и устоев, понимания и уложения жизни в веках.

   Предупреждали, что нельзя трогать Великую Жрицу плато Укок, нарушен будет уклад сеоков горной страны, всех народов мира. Место это заповедное, равноудаленное от всех океанов. Где-то здесь открывается путь в страну Беловодье, а из нее и в великую страну Шамбалу, где царит духовное совершенство, создаваемое на протяжении всей истории развития человечества, недоказанное, не найденное  пока и существующее только в помыслах да легендах, передаваемых из уст в уста на протяжении времени. Не исправить сейчас ошибки, только принимать испытания и преодолевать их.

   Нарушилось устройство мира. Сначала землетрясение всколыхнуло землю предков – скифов, тюрков, уйгуров. Ударила  Земля в ответ на неразумное использование ее плодов. Жестко, безжалостно и коварно. А вот ныне наводнение – сколько лишней влаги, некогда живительной, гонит с гор реками и потоками. Сбылось предсказание о приходе большой воды, много горя принесла  основа жизни.  Дорога, именуемая Чуйский тракт, рассекающая всю горную страну с севера на юг под угрозой. Само существование ее попало под пристрастие.

    Старый алтаец Адучы, что значит  “табунщик”, услышал об угрозе тракту от своих родственников и засобирался на смотрины. Близкие всячески увещевали и останавливали от такого неразумного, на их взгляд, поступка. Да и действительно, в его возрасте, а ему совсем недавно исполнилось сто два года, сидеть дома, а не рисковать возле размытой дороги и бушующего потока воды. Но как он, проживший более века, мог остаться в стороне от этой беды? Нужно всем помогать преодолеть эту напасть, ломающей сложившийся уклад. Кто физической силой, кто организаторскими способностями. А в основном силой духа, поддержкой сердца. И он, совершив обряд кыйра (дьалама) - привязывания ленточки в сакральных местах. С помощью одного из младших рода пришел к месту размыва дорожного полотна.

   Ленту белого цвета он достал из запасов, оставшихся от его деда. Материя  была почти прозрачна от времени, но сохранила главное - дух предков. И обладала большой силой,  впитавшейся в эту материю ото всех родственников. Он хранил несколько таких ленточек для самых важных случаев. Сегодня пришло время просить помощи от всех родов, населяющих эти горы. Адучы использовал только белый – символ всего светлого мира и жизни на земле. Он далек от современного толкования других цветов: синего, красного, желтого и прочих. Они символизировали луну, огонь, землю. Но он обращался к верховным духам своего народа, к природе, и принимал традиционный цвет.

   Можжевельник, к которому повязал ленточку, был сегодня благосклонен. Рядом поднялся в небо сокол, что выбрал останец совсем рядом. Это – хороший знак! В такое ненастье редкая птица поднимается в небо, а эта понесла весть к духам! Старик с трудом, опираясь на палку и ворча на помощника, поднялся на большой камень. Придумали тоже помогать, сам еще справляется. Он на этом месте знал каждую трещину. Ведь полжизни провел здесь, столько мыслей ему доверил за свой длинный век. И теперь взобравшись, наконец, и обозрев картину, ужаснулся и присел на выступ. Много времени придется потратить, чтобы остановить стихию, его усилий на это вряд ли хватит. Но он здесь и готов принести все свои духовные силы, чтобы помочь.

   Внизу виднелась большая промоина в насыпи. Река здесь делала излом и необузданно скакала на порогах, билась в рукотворное полотно. Используя большое количество воды, поднялась до необычно высокого уровня и, размывая откос,  уносила камень за камнем. Когда сумела преодолеть плотность грунта, снесла разом метров сто дороги и утянула массу в русло реки. Разметала на многие километры, словно показывала свой нрав человеку. Про который тот уже успел забыть, пользуясь благами цивилизации.

   Старик, изможденный жизнью, все же крепко, сидел, укутавшись в шубу. Его народ шьет короткие шубы, чтобы легче ездить верхом на лошади. Адучы изготовили  длинную, исходя из возраста. Хотя на коня он еще садился и мог кое- что показать молодежи. Овчина  грела, сохраняя тепло тела,  и позволяла свободно двигаться. Шапка с высоким верхом, одетая глубоко, почти до плеч, укрывала и голову и шею. На ногах сапоги, в них ногам хорошо потому, что под одеты войлочные чулки. Ничего,  не замерзнет. Будет ждать! И он затих, словно заснул или наполнился воспоминаниями о прошлом. Что ему грезилось? Люди могли только догадываться.
Адучы опирался на палку. Руки его дрожали. Нет, не от холода, а от волнения, обуявшего его при увиденном. Спустя время он затих, задремал – уж очень тяжело ему дался подъем на скалку. Только качал головой изредка, отрицая душой то, что увидел.

   Они удивительно похожи человек и камень, и судьбой и внешним видом. Один пролежал на этом месте много веков, и старик прожил немало,  разменял вторую сотню лет. Камень местами, особенно во впадинах, покрыт мхом. Расщелины, словно морщины, впитали в себя пыльцу, влагу  и начали цвести пятнами лишайника. Так бывает когда новая жизнь пытается найти себе место на старой почве. Человек покрыт растительностью, правда,  иного рода. Длинные волосы на голове, не уступает в длине и борода. Зацвела местами и кожа, расползлись уродливыми пятнами неизгладимые ничем бляшки и родинки. Тоже оседлали морщины. Камень любил тепло, набирал энергию солнца быстро и раскалялся так, что притронуться рукой больно. И старик любил полуденное светило, выходя на открытые участки местности, чтобы согреться. Быстро получал свою долю и дремал, пока время не убегало за полдень. Быстро остывали, отдавая тепло: один атмосфере, другой окружающим его людям.
 
   Связывало их единое – природа Алтая. Они давно стали частицей этого удивительного мира, срослись с ним. И переживания за боль, причиненную любому уголку их родины. Старик сидел, и воспоминания ворошили его прошлое. Пришла молодость, а с ней и радость необузданности, самолюбие, гордость. Как коренные жители боролись против строительства Чуйского тракта. Тогда еще тропы, которая основана была купцами для завязывания отношений с дальними сеоками, расположенными высоко в недоступных горах. Они принимали тогда эту ленточку, по которой двигались торговые караваны, как угрозу их самобытности. Как вмешательство в уклад их жизни.

    Адучы помнил, как торжественно поклялся духам своего рода, что не пропустит злых и вонючих шулмусов на резиновых колесах вглубь гор. Да и как было не возмутиться?

   Далекий 1928 год принес оживление в жизнь дороги. Новые автомобили марки Форд, направились колонной в Иню на вновь образованную автобазу. До этого по тропе, подготовленной к проезду повозок, запряженных лошадьми, изредка проезжали автомобили. Но управляли ими отважные авантюристы, доказывающие необходимость дороги и возможность прохождения автомобильными экипажами.

    Вскоре  большая колонна двинулась в направлении гор. Для страны это несомненный успех, освоение дальних уголков. Молодые специалисты осваивали новую технику, шли трудными путями и покоряли новые вершины. Основательно продумана операция по движению в трудных условиях. На водителях кожаные плащи и штаны, шлемофоны,  защитные очки – не страшны не солнце, не пыль. Грубая, но прочная обувь. На руках кожаные краги, позволяющие надежно удерживать руль. В кузовах все необходимое оборудование для ремонта и обслуживания. Запасы смазок и топлива, инструмент. Питание для людей. С такой подготовкой все одолеть можно.

   А вот  Адучы с товарищами видели все иначе. Невесть откуда и непонятно для каких целей появились самодвижущиеся повозки на колесах. Резина позволяет двигаться мягко и почти неслышно, преодолевая ямы и кочки. Везет на себе груз, передвигается на ровных местах даже быстрее лошади. Неустанно двигается в гору. Только крутые косогоры не подвластны, тут конная тяга в выигрыше оказалась. Непонятно,  какая сила двигала автомобиль, где прятались лошади, что несли эту повозку по тропе. Или шулмусы – злые духи старались ради пришедших в горы людей и помогали им преодолевать расстояние.

   Это точно порождение темных сил, грохот стоит такой, что за версту слышно. А какую отраву они выбрасывали и оставляли после себя. Смрад от медведя и тот приятнее носу. А когда на стоянках водители поили шулмусов, то не ставили ведро с водой перед автомобилем, а наливали из ведер пахучую жидкость прямо в тело. Водой поили только в тех случаях, когда от тяжелого движения вдруг выбросит пар из носа, словно дракон. И встанет. Тогда люди открывали крылья носа и обильно поливали из ведер водой порождение движения, что пряталось внутри.

   Дать бой этим ужасным порождениям человечества. Не пустить их в горы. И Адучы, оседлав коня, и наскоро собравшись,  отправился в путь. Он не знал еще, что будет делать. Но твердо понимал – нужно вырваться вперед и устроить такое препятствие, которые самодвижущиеся повозки одолеть не смогут. И он обходными путями гнал коня вперед, подыскивая место для исполнения своих мыслей.

   Затемно остановился на ночлег.  За счет хитрости  ему удалось оторваться  от колоны.  Адучы сидел возле костра и обдумывал, что ему удалось подметить. На ровных местах, где дорога пролегала в долинах рек, автомобили двигались довольно быстро. Но вскоре стало понятно, что трудности возникают на подъемах и спусках, а так же в узких местах. Выяснилось и другая слабость этих стальных шайтанов:  они плохо двигались по грязи. Резиновые колеса, что крутились с большой скоростью, обгоняя ноги самого быстрого скакуна, скользили и не слушались на влажной земле. Становилось понятно, как с ними бороться.

   Пламя костра отсветами плясало на нижних ветках елей. На небо начали высыпать звезды, привычно отметил для себя точку на небе – след от кола, который верховный бог Ульгень вбил в небо, чтобы померить богатырей, когда те не на шутку рассорились. Тихо говорил с окружающим миром ручей. Слышно,  как где-то далеко шумели повозки, продолжая движение. Вот неугомонные, темно уже, как они дорогу видят? И право злые духи помогают. Вдруг из-за горки вспыхнули и уперлись в небо два луча, возникшие неведомо откуда. Никогда ранее в этих местах ничего подобного охотники и табунщики не подмечали. Следом еще два, затем все больше. Лучи попарно метались из стороны в сторону, то прижимаясь к земле, то упираясь в небо. Будто кто большой и невидимый шарит землю и прощупывает ее в ночи.

   Наконец над верхней точкой перевала вдруг выпрыгнули два глаза, посылающие вперед свет. Они горели ярко и разрезали тьму. В один момент скользнули по деревьям и камням и направились в сторону Ачины. Тот невольно упал на землю и вжался в камни и траву насколько смог. Затаился в испуге. Что это значит и чем грозит ему?  Вскоре пригляделся и понял, что стеклянные глаза шайтанов  горят ярким светом и бросают лучи на дорогу. Потому и двигаются в темноте, понял юноша. И чтобы замаскироваться погасил огонь, спрятался за ствол дерева, принялся наблюдать. Коня никто не увидит, он пасется на поляне среди деревьев.

   Вскоре машины остановились одна за другой, люди принялись готовиться к ночлегу. Повозки закрыли глаза и замолчали. Утихли дневные посторонние шумы и только люди говорили на стоянке громко и весело, чему-то смеясь. Ачины продолжал наблюдение, план уже созрел в его голове – нужно лишить зрения этих вонючих чудовищ. Осталось дождаться только момента, когда люди улягутся отдыхать. Вот тогда придет его время.

   Стихло, люди поужинали и разлеглись у костра. В этих местах ночью тепло, посмотрим, что вы будете делать дальше, когда подниметесь в горы. Как подниметесь? Именно этого допустить нельзя. Юноша набрал у ручья грязи и неслышно приблизился к стоянке. Страшные шайтаны в молчании стояли и дышали воздухом, покрываясь влагой оседавшей крупными каплями росы на металлических конструкциях. Двигаться неслышно Ачины мог научить любого. Сколько раз во время охоты он выслеживал и подкрадывался к дичи. У той и слух и нюх – не в пример людским. Тихими неуловимыми движениями, преодолевая страх, подкрался к крайнему автомобилю. Морды шайтанов излучали тепло. Оказалось, что это не так страшно, как он себе представлял. Попросил помощи у духов и толстым слоем замазал первый глаз. Затем, обойдя авто с кормы, чтобы не видел второй глаз,  замазал и этот. Через полчаса, гордый своими действиями и тем, что остался незаметным для окружающих,  скрылся в ельнике.

    Чтобы выспаться,  хватило двух часов. Когда близка опасность,  Ачины мог восстановить свои силы, используя короткие промежутки времени. Загрузил арчемаки, оседлал коня и вскоре готов к движению. Остался только для того, чтобы проверить реакцию людей на увиденное. Скоро участники движения зашевелились и начали готовить технику к движению. Вдруг раздался удивленный голос. Один из группы заприметил нанесенный ущерб. Все шайтаны стояли с замазанными грязью глазами. Какое уж тут движение? Одинокий конник поднимался в стороне от тропы в гору.

   Автомобили догнали быстро, уже к вечеру. Едва стемнело, как сзади по краю леса вновь забегали парные лучи от глаз извергов. Вот ведь незадача, казалось, надолго вывел глаза из работы у шайтанов. А они вновь видят и двигаются. Что за невидаль такая, быстро справляются с ранами? Что же еще придумать можно? Ачины стоял в стороне от тропы на опушке леса и внимательно наблюдал, как автомобили на колесах проносились мимо и исчезали во тьме. А в его душе вспыхнула и не угасала ненависть к пришельцам. Прошло время, повозки унеслись вперед. Пора догонять и продолжать бороться. Нельзя оставить это проникновение в его мир безответным.

   Догнал уже на подъеме на большой перевал. Эту вечную гриву в лоб не возьмешь, здесь потрудиться надобно. Подъем местами крут, приходиться уходить в серпантин. Начались дожди, они все время приходят в августе. На этой неделе он был затяжным. Развернуться места мало, люди рубили слеги и при их помощи поворачивали повозки на месте для движения в противоположном направлении. Пройдут открытое место и у кромки леса вновь при помощи жердей разворачивают. Так небольшими промежутками и двигались. Основательно мешала грязь. Шайтаны усиленно молотили колесами и наматывали на себя комья грунта, который намертво прилипал к резине, забивался под днище. Тогда люди долго и упрямо копали землю, чтобы освободить дорогу.
Решение пришло сразу и без раздумий, спаситель гор принялся понукать коня и
   Подниматься значительно выше группы маявшихся от изнурительной работы людей.
Ручей, протекающий недалеко от тропы Ачины нашел сразу. Этот поток когда-то пересекал тропу, но ему выбрали новое русло и направили в сторону. Купцы понимали, что при большой воде, потоки сметут тропу и затруднят движение. Потому и направили стороной от направления движения. Былое русло выдавало себя лишь камнями, расположенными в линию, которые успели порасти травой и водосборами. Ниже по спуску находилась небольшая котловина, в которой ранее раскисало трясиной  болото. Вот же решение вопроса:  направить ручей по старому руслу в эту низину, устроив непролазную грязь.

   Отпустил коня пастись, взял топор и направился к запруде из камней. Нелегкая предстояла задача, хорошо подогнанные камни перегораживали старое русло. Ачины принялся за работу: камни помельче он отбрасывал в сторону, более крупные – отправлял в ручей. Затем, образумившись и поборов в себе горячность, принялся укладывать камни в ручей плотно друг к другу. Главной задачей являлось не перегородить путь потоку, а просто часть его направить по старому руслу. Тяжелая работа не пугала. Просто ощущалась катастрофическая нехватка времени. И он спешил. Обдирая кожу пальцев до крови, так что вода окрашивалась в красный цвет, бросал и бросал камни. Вымокший до нитки он продолжал верить, что предпринятое им задержит шайтанов на этом перевале Дьал-Менку - Вечной гриве.

   Ему повезло, видимо за его упорный труд, вознаграждением ответили духи. Повозки расположились ниже, люди устали и встали на ночлег. А первая струйка ручья по измененному направлению побежала средь каменного сухого русла. Влага пока впитывалась в землю, но скоро напор станет сильнее. И Ачины упал лицом в мох,  чтобы взять передышку. Легкие до хрипоты рвал свежий горный воздух. Дождь охлаждал разгоряченную голову и отмывал руки от грязи и крови. Ломило от проделанной работы спину, руки и ноги. Но останавливаться рано. И вновь берет руками камень, бросает в поток. Вскоре обломки появились над поверхностью, а через тело старой запруды уверенно ударила струя воды. Еще некоторое время отбрасывал куски гранита и, убедившись, что ручей восстановился в старом русле,  наблюдал, как котловина превращается в болото. Со стороны не видно, но попробуй, встань и засосет по пояс.

   И вновь одинокий всадник поднимался на перевал, в седловине между горой Сарлык и вершиной Тияхты, который носил и другое имя – «Я – главный». Ачины сегодня в этой местности главный, и  покажет, на что способен. Он выбрал место,  с которого можно  наблюдать за действиями людей, ненавистных ему,  в этих прорезиненных плащах и шлемах и со вторыми глазами на голове. Костра не разжигал, хотя после работы и почувствовал холодную свежесть высоты. Пожевал сухого, вяленного мяса, запил водой. Укутался в шкуру и провалился в сон. Снилось ему, что люди утром подошли к низине, обнаружили болото и, развернув своих шайтанов,  начали спуск.
Разбудил стук топоров. Звук утром разносился далеко, люди готовили переправу для своих колесниц. Начинался третий день подъема на перевал. Промозгло и мокро с утра, грязь под ногами. Они не подозревали, что это препятствие задержит их на сутки и на Вечной гриве они окажутся только к вечеру четвертого дня. Никто не обратил внимания, что наверху под кронами могучих кедров на коне сидел всадник. Посмотрел еще немного на усилия людей, тронул повод  и скрылся за кромкой леса
Последнюю ловушку Ачины решил организовать на следующем большом перевале – Чике Таман – «прямая подошва» или еще «маленькая». Неимоверное количество поворотов и серпантинов с одной и другой стороны. Вот где нужно устроить обвал и перегородить дорогу.  И всадник погонял лошадь, чтобы с запасом времени выйти на подъем. Пока люди устраивают митинги в селах, лежащих вдоль тракта, он успеет подготовиться.
Перевал хорош. В некоторых серпантинах двигаться страшновато и делалось это с особенной осторожностью. Большие и маленькие камни не по силам рукам и кирке. Нужна мощь  сорвать с векового ложа осколки скал и сбросить их, чтобы они не нависали над дорогой. Но, видимо, не пришло время. Лучше бы оно и не приходило, но тут уж как духи позволят. Юноша выбрал место, и в течение часа,  вырубив слеги, сделал частокол, который должен удерживать камни. От одного небольшого движения  осыпь рванет вниз, сметая все на своем пути. Долгих  двое суток он катал и носил камни, пока не набил ловушку. Затем увел коня далеко в сторону и оставил пастись, а сам  расположился рядом с частоколом и большой кучей камней. Ачины специально выбрал место на подъеме, чтобы скорость шайтанов невысока оказалась.

   Прошли сутки ожидания. Какие только мысли не будоражили голову юноши! Хотелось убить всех этих людей. Подумалось, что духи не возложат на него за это грех. Он защищал родной очаг. Но ведь следом за этими придут другие, дорога нужна, это показало время. Ведь как изменили жизнь купцы в горах. Новые товары, применению которых приходилось учиться. Да и люди они неплохие, новая власть за бедных людей. Может она будет благосклонна и к его семье? Ачины посмотрел вниз. Ненавистные шайтаны медленно поднимались по тропе, зловонием своим отравляя землю. Ближе и ближе, настал момент, когда нужно принимать решение.

   Нет, не возьмет он на себя жизни людей, ничем ему не угрожавших. Юноша размахнулся и ударил топором несколько раз по запорному колу. Камни с ужасным грохотом покатились вниз, но не на шайтанов с людьми, а на дорогу пред ними. Ачины, ловко прячась между камнями, бросился наверх к коню. Боковым зрением увидел, носом почуял смрад, а нутром почуял опасность. Мимо него на четвереньках бежал в гору взрослый, матерый медведь. Он был напуган зрелищем и действиями железных извергов на резиновых колесах.

   Юноша сидел на коне и издалека наблюдал, как люди разбирают завал на дороге. Не смог взять на себя гибель людей. Дед его учил, что самое дорогое, что боги дают человеку – жизнь. И только они обладают правом, когда ее забрать. Дальше шли бомы и ровное место, где Ачины помешать уже не сможет.

   Прощай Родина! Пришельцы на странных колесницах теперь будут здесь хозяевами. А он молод, горяч. Мысль, как необузданный жеребец летит далеко вперед. Попробуй ее разумом догони. Догонишь, глядь, а усилия твои тщетными и напрасными оказались…

   Старик пошевелился, открыл глаза. Сколько он провел в думах? Да не в этом главное. За свою долгую жизнь он убедился – дорога нужна. Не страшна стихия, хоть и обидно за нанесенные разрушения. Но восстановят люди полотно  и побегут по нему автомобили. Машины, которые так нужны в горах.


Рецензии