Jewry street

   Британские евреи ведут отсчет жизни своей общины с 1656 года, когда Оливер Кромвель вновь впустил евреев в Англию через три с половиной века после того, как король Эдуард I выслал их из страны. Однако, отсчет этот не совсем верен. В истории Англии до сих пор существуют страницы, о которых не рассказывают широкой публике. Это Средневековая трагическая история евреев, сыгравшая важную роль в ее экономике.

   Но времена меняются и сегодня, в начале ХХI века, в старинном английском городе Винчестер, когда-то бывшей столице Англии, а также в старинном Йорке, «британские ученые доказали», что евреи не только жили здесь, но соблюдали все английские законы наряду со своими, еврейскими законами. Старинные архивы хранят память о появлении, жизни и исчезновении англо-еврейской общины в течении более чем двух столетий Средневековья. «Досье» на самых ярких представителей этой общины теперь доступны для изучения, а сами они становятся героями литературных произведений. О них рассказывают туристам и даже ставят памятники. Почему?

   История евреев как оседлой общины начинается после того, как нормандец Вильгельм I завоевал Англию в 1066 году и пригласил их помочь колонизировать свое новое королевство. С тех пор «еврейский вопрос» присутствовал на всех важнейших перекрестках Cредневековой Англии. Положение средневековых англо-евреев было двойственным: с одной стороны, у них была защита короля; с другой стороны, они рассматривались как чужаки и королевские агенты. Они также придерживались другой веры в обществе, где была только одна правильная вера.

По прибытии в Англию евреи принесли с собой деньги, которые они ссудили королю под проценты. В их обязанности входило собирать налоги и феодальные сборы с королевских графств, которые не были должным образом собраны. За свои услуги евреям были предоставлены права, провозглашенные в Statutum de judaismo, изданном Генрихом I. Согласно этой «Еврейской хартии» еврейскому населению Лондона, была гарантирована свобода передвижения по стране, освобождение от обычных сборов, защита от неправомерного использования, свободное обращение к королевскому правосудию и отсутствие ответственности перед кем бы то ни было, кроме короля, разрешение сохранить землю, заложенную в качестве обеспечения, и специальное положение для обеспечения справедливого судебного разбирательства.

   И хотя последующие правители подтвердили права, закрепленные в Хартии, презрение англичан к еврейскому населению со временем росло.

   Первый кровавый навет в Европе случился в Англии 22 марта 1144 года, (16 Нисана 4904 года по еврейскому календарю). Евреи города Норвича (Англия) были обвинены в убийстве — распятии на кресте мальчика Уильяма для использования его крови в изготовлении пасхальной мацы. Организаторы этого кровавого навета утверждали, что евреи Европы составили заговор против христианского мира обязывающий одну из еврейских общин ежегодно по очереди, определяемую жребием, приносить в жертву христианского ребенка. В этом, первом случае обвинения евреев в ритуальном убийстве, погрома не последовало. Уильяма провозгласили мученником и святым и построили для него храм. [6]

   3 сентября 1189 года, (19 Элула 4949) в Лондоне, собравшиеся на церемонию коронации короля Англии Ричарда I Львиное Сердце крестоносцы, устроили погром в столице. Попытка короля остановить бесчинства не удалась, лишь трое из задержанных властями участников погрома были приговорены судом к наказанию, но не за насилия над евреями, а за поджог и грабеж домов христиан, соседствовавших с домами евреев. [6]

   1 ноября 1210 года, (13 Хешвана 4971) во время правления Короля Джона по приказу его брата Ричарда арестована большая часть евреев Англии с требованием выплатить огромный выкуп в 66000 фунтов. Авраам из Бристоля отказался платить свою долю в 1000 фунтов. Тогда король приказал удалять ему зуб за зубом до тех пор пока несчастный не отдал все, что у него было, а затем покончил жизнь самоубийством.

   29 августа 1255 года (24 Элула 5015) повторился Кровавый навет в городе Линкольне. Тело мальчика, залитое грязью, было найдено в яме или колодце, принадлежавшем еврею по имени Копин. Получив от судьи Джона из Лексингтона гарантии неприкосновенности, Копин дал ложные показания что мальчик был распят евреями, которые с этой целью собрались в Линкольне. Пять недель спустя, в начале октября, король Англии Генрих III отказался от обещания, данного судьёй Джоном из Лексингтона и Копин был казнён. Заодно схватили 91 еврея, доставили их в Лондон и 18 из них казнили. Остальные были помилованы по ходатайству франсиканцев. [6,13]

         ААРОН ЛИНКОЛЬНСКИЙ И ЙОРКСКАЯ РЕЗНЯ

   Аарон Линкольнский (Сын Чары, еврейской ростовщицы и предпринимательницы) родился в английском городе Линкольне в 1125 году и был англо-еврейским финансистом. Считается, что он был самым богатым и успешным человеком в нормандской Англии и его богатство превышало состояние короля. Впервые он упоминается в архивах в 1166 года как кредитор короля Генриха II в девяти английских графствах. Он вел свой бизнес через агентов и практически создал крупное банковское объединение, распространившееся по всей Англии. Среди его клиентов были король Шотландии, архиепископ Кентерберийский, бесчисленные епископы, аббаты и графы. На свои деньги он построил грандиозный Линкольнский кафедральный Собор.

   Аарон Линкольнский специализировался на ссуде денег на строительство аббатств и монастырей. Среди построенных им были аббатство Сент-Олбанс, Линкольн-Минстер, аббатство Питерборо и не менее девяти цистерцианских аббатств. Все они были основаны между 1140 и 1152 годами, и на момент смерти Аарона оставались в долгу перед ним. Он ссужал деньги не только на землю, но и на зерно, доспехи и дома, и таким образом, приобрел интерес к собственности, разбросанной по восточным и южным графствам Англии. Процентные ставки были достаточно высоки, но это давало возможным привлечение заемных средств в английское сельское хозяйство и торговлю, которые в XII — XIII веках неожиданно расцвели. Еврейский капитал также финансировал расцвет культуры и повышение уровня жизни.

   После смерти Аарона в 1186 году Генри II захватил его имущество и английская корона стала его универсальным наследником. Накопленные им денежные сокровища, были отправлены во Францию, чтобы помочь Генриху в его войне с Филиппом Августом, но судно, перевозившее их, затонуло во время путешествия. Однако, закладные более мелких баронов и рыцарей осталась и перешли в руки короля. Сумма была настолько велика, что для ведения дел было образовано подразделение Казначейства под названием «Казначейство Аарона». Казначейство существовало 15 лет, за это время лишь половина долгов королю была выплачена. В конце концов выплата процентов королю прекратилась из опасения обвинений христианского короля в ростовщичестве.

   Карьера Аарона Линкольнского иллюстрирует способ, которым средневековые еврейские общины могли быть организованы в банковскую ассоциацию, охватывающую всю страну. Тем не менее судьба приобретенного таким образом богатства показывает, что в конечном итоге государство получило главную выгоду.

   16 марта 1190 года (7 Нисана 4950 г. Шаббат перед Пасхой) аристократы города Йорк сильно задолжашие Аарону из Линкольна, которого в Йорке представлял Иосеф, организовали погром. Ричард де Мальбис, должник Аарона Линкольнского, возглавил нападение на семью агента Аарона в Йорке, в результате которого в Йоркском замке погибла вся еврейская община, около 150 мужчин, женщин и детей. Случилось это так.

   Когда крестоносцы готовились уйти в Третий крестовый поход, религиозный пыл привел их к мысли о поголовном крещении йоркских евреев. Лидер евреев Йорка, Иосеф, попросил коменданта Йоркского замка укрыть их вместе с женами и детьми, и они были приняты в замок, впоследствии названный Башней Клиффорда.

   Заподозрив коменданта в злом умысле, евреи отказались пустить его к себе, и по его приказу замок осадили солдаты. Когда камнем, брошенным с башни, был убит монах, призывавший солдат к расправе над евреями, к осаждающим замок присоединилась разъяренная чернь. 6 дней евреи оборонялись, затем Раввин Йом Тов, выходец из французского Руана, призвал евреев предпочесть смерть от руки близких позорной гибели, и большинство осажденных лишили друг друга жизни. Иосиф убил свою жену Анну, раввин Йом Тов, умертвив Иосефа, покончил с собой. Евреи, не пожелавшие принять смерть, в надежде спастись крещением, вышли на следующий день из башни, но тут же почти все были растерзаны чернью. Толпа, не обнаружив в замке долговых обязательств христиан, ворвалась в сокровищницу собора, уничтожила хранившиеся там копии, затем разграбила и разрушила дома богатых евреев.

Отрывок из книги "Jewry street" https://ridero.ru/books/jewry_street/


Рецензии