Принципы организации художественного музея

                (Принципы организации музейной экспозиции: методологическое обоснование С. П. Шевырева)

        Среди отечественных теоретиков музейного дела видное место принадлежит ученому-филологу и искусствоведу, авторитетному знатоку и ценителю европейского художественного наследия, профессору Московского университета С. П. Шевыреву. Именно им был разработан на рубеже 1820-х – 1830-х годов при участии княгини Зинаиды Волконской детальный проект создания при университете общедоступного Эстетического музея, где экспонировались бы тщательно составленные коллекции наиболее показательных произведений искусства, которые могли бы наглядно продемонстрировать весь исторический путь развития основных тенденций мировой художественной культуры. Этот перспективный проект не был тогда реализован, но приоритет в обосновании самой идет уникального музейного центра должен по праву оставаться за Шевыревым.   

        В своем проекте он опирался на почерпнутый им за годы пребывания в Италии богатый опыт изучения работы крупнейших музеев древнего искусства, в первую очередь – Неаполитанского музея, в котором были собраны многочисленные объекты археологических раскопок в Помпеях. Имея полное представление о закономерностях устройства подобного рода учреждений культуры и стремясь придать научный характер расположению музейной экспозиции, Шевырев обоснованно рекомендовал в качестве методологической основы создания Эстетического музея строгое следование принципам историзма, предполагавшим развертывание музейных экспозиций в соответствии с хронологической сменой эпох и эстетических стилей. Проектируя расположение скульптурных памятников в задуманном им музее, Шевырев настоятельно подчеркивал: «Желательно бы было в распределении оных следовать историческому порядку так, чтобы прогулка по галерее статуй живо олицетворила для нас историю ваяния от начала до наших дней» [1, c. 387]. При этом особенно важно то, что Шевырев не ограничивался  одной лишь организационно-технической стороной дела, но придавал своему проекту широкое образовательно-воспитательное и цивилизирующее значение, рассматривая его как универсальное средство формирования по-настоящему гуманитарной культуры, оптимально дополняющей другие сферы человеческой деятельности и государственной политики.

        В дальнейшем, во время своего вторичного заграничного путешествия, Шевырев целенаправленно искал дополнительные подтверждения правильности предложенного им хронологического принципа расположения музейной экспозиции, указывая в письмах-отчетах университетскому начальству на аналогичные образцы, в частности – на основанный в Риме английским археологом Эдуардом Додвелем музей античного искусства: «Из частных новооткрытых музеев есть еще замечательные. Додвелев отличается хронологическим порядком; путешествия знаменитого археолога дали ему средства собрать в одно произведения искусства египетского, греческого, этрусского, римского; пройдя музей Додвелев, вы проходите с тем вместе краткую историю искусства: в отношении к мысли, это едва ли не первый музей в Европе» [2, c. 38].

        Принцип хронологического размещения музейной экспозиции представлялся Шевыреву применимым не только к сфере классического искусства, но и к краеведческому материалу. Наглядным примером такого комбинированного сочетания произведений искусства и предметов природы стал для Шевырева Естественно-художественный музеум Рединга в Гамбурге. Распорядок деятельности этого музея расценивался Шевыревым как оптмальная модель для внедрения в практику работы любых учреждений такого типа: «ВхОдите – с вас берут за вход: надобно придти в известный час, если хотите выслушать лекцию смотрителя музеума, который по порядку обходит все предметы и весьма красноречиво их описывает, с прибавлением своих замечаний: обычай, достойный подражания во всех музеумах, как весьма хорошее средство к распространению знаний в простом народе» [3, c. 60].

        По мнению Шевырева, роль экскурсовода-смотрителя, имеющего специализированное образование, необходимую научную подготовку и обладающего профессиональными навыками красноречия и увлекательности рассказа, являлась ключевым фактором успешной популяризации во всех слоях общества той информации, хранилищем которой выступал музей: «В толпе посетителей я видел многих простолюдинов, которые с жадностию внимали живым рассказам болтливого чичероне» [3, c. 61]. А надежным залогом эффективности таких экскурсий по музею призван был стать историко-хронологический метод освещения музейных фондов, составляющих общую экспозицию, подчиненную целостной концепции изучения эволюционного развития цивилизации: «Музеум разделен на два отделения: первое заключает предметы природы, второе – предметы человеческого искусства. Рассказчик начинает природою, проходит все ее редкости по трем царствам – и кончает искусством, куда относятся все произведения рук человеческих, начиная с тростниковой ткани дикого до картин и мраморных изваяний» [3, c. 61].

        Как видим, отмеченные Шевыревым и активно пропагандировавшиеся им принципы организации музейных экспозиций продолжают использоваться в музейной работе и в наши дни, доказав свою высокую результативность и прочно войдя в практику деятельности самых разных учреждений культуры музейного типа. Вот почему обращение к зафиксированному Шевыревым историческому опыту функционирования европейских музеев в XIX веке может послужить полезным и ничуть не утратившим своей актуальности теоретическим обоснованием общегосударственной значимости сохранения, изучения и популяризации музейных ценностей для привлечения заинтересованного внимания общества к сокровищам художественного наследия прошлого.

                Литература

    1.  Волконская З. А., [Шевырев С. П.]  Проект Эстетического музея при императорском Московском университете // Телескоп. 1831. № 11. С. 385–399. 
    2.  Шевырев С. П.  О древностях и искусстве в Риме 1838/39 года (Письмо к его сиятельству г-ну попечителю Московского учебного округа). Часть 1-я // Московские ведомости. – 1839. – 13 мая (№ 38); Часть 2-я // 1839. – 17 мая (№ 39). 
    3.  Шевырев С. П.  Гамбург и Геттинген (Из дорожного портфеля) // Литературные прибавления к «Журналу министерства народного просвещения». – 1839. – № 3. – С. 59–82.

         Июнь 2008


Рецензии