МЖК

       Под занавес Советской власти, где-то в недрах комсомола, родилось новое движение -  МЖК.  Молодёжно-Жилищный Комплекс.  По замыслу кого-то, это давало возможность не дожидаясь старости, ещё в молодые годы, получить квартиру. Отработав за это жилищную программу.  Кто-то сильно умный, а скорее всего, так же, как и многие молодые, оказавшийся без жилья и перспективы на него, посчитал, что стоимость квартиры равна трудозатратам на отработку в области строительства примерно за 11 месяцев.
И вот по комсомольским организациям предприятий Москвы кинули клич.  Не знаю, как было на других предприятиях, а у нас это было так: Серёга, наш комсомольский секретарь, рассказал мне о новом движении и о такой перспективе.
Я немного подумав, и поняв, что у меня вариантов и нет. Смущало только одно, это то, что в то время было много разных новых лозунгов и призывов, и народ не особо верил в то, что так просто, можно решить свой жилищный вопрос.
Я тогда пришёл к Серёге и открытым текстом, сказал, что я готов поучаствовать в этом «движении». Это я говорю «тем» языком, сейчас бы сказали, «участвовать в проекте».  Но, тогда так не выражались. Я прямо и честно сказал, что готов участвовать. Только в том случае, если я возглавлю это движение.  Я открыто сказал, почему я ставлю такие условия.
Дело в том, что времена наступили такие, что уже никто особо не доверял партийным и за одно комсомольским начинаниям. И если уж участвовать в чём-то – то «во главе», что бы первым узнать ели это "пустышка", то во время «слиться» (свалить).  А если «заработает» то оказаться первым у руля.
Серёга, понял мою позицию и выдвинул меня на ближайшем собрании, и меня тут же избрали.
Работа в комсомоле для меня была знакома, и хотя я к тому времени был уже членом партии, но комсомольскую деятельность в институте, я хорошо помнил.
Я помнил, что тогда в комсомоле главное было правильно расставить приоритеты.  Было главное, выполнять поставленные задачи, собирать балы, проявлять инициативу, и за это тоже получать балы. В общем занимать активную позицию. Сама непосредственная работа была на втором плане. Главное, баллы и отчёты. И главное вовремя.
Выбранная тактика, постепенно вывела нас, на 3 или 4 место среди 40-ка организаций нашего района. А первоначально мы были где-то на 30 месте. Не плохой результат.
Я откликался на любые призывы – распечатать листовки, выйти на субботник. Не могли ни как договориться, о демонтаже железной дороги, которая была на месте строительства, и которая с одной стороны не использовалась, а с другой стороны, принятие о её ликвидации упиралось в огромное количество дверей.
И был брошен клич, прикинуться «дурачками» и вроде как по недомыслию, и от желания, «бежать впереди паровоза», выйти на субботник и разобрать часть дороги – остальное уже будет делом техники.
Если бы мы пошли по «законному» пути, то стройка могла перенестись на годы. А то и вообще умереть.
И вот ваш покорный слуга, взял на железнодорожном участке завода, специальный инструмент, для демонтажа путей, вывел на субботник членов МЖК, сказав им, что всё согласованно и как Павка Корчагин, вывел комсомольцев на ж/д пути. Только Корчагин строил узкоколейку, а мы её разобрали.
На удивление, всё сошло нам с рук. И закрутилась стройка! В организацию завода я сагитировал около 15 человек.  Что тогда показалось мне удивительным. Мне не удалось сагитировать ни одного человека, кто стоял на очереди на квартиры, на заводе или от государство.
Все рассуждали и говорили одинаково:                - зачем нам вкалывать целый год, да ещё за копейки, уходить с насиженных мест, рискуя, что всё ещё может сорваться.
- В принципе, они все, где-то и как-то жили и над ними не капало.  Никто не был против улучшить свои жилищные условия, но вот чтобы за это что-то делать – увольте!  Это я к тому, что часто можно услышать, теперь, что при «Совке» стояли по 8-15 лет на жильё.
Да! Стоять-то они стояли, но все где-то жили и для получения жилья пораньше и побыстрее не хотели и палец о палец ударить.
Всё шло своим чередом, я хорошо знал, как организовать и продвигать работу. В райкоме, я выполнял всё аккуратно и в срок, на заводе у руководства и в Профкоме, я регулярно подписывал, необходимые отчёты и документы, особо не посвящая их в суть этих списков. Выдавая их за очередной комсомольский ежемесячный отчёт, не объясняя последствий.  А работу внутри заводского коллектива, скажу честно, я вёл формально. Я прекрасно понимал, что заставить молодых парней, стать дисциплинированными и послушными и регулярно посещать в выходные дни субботники и воскресники было не реально. И я формально, вяло расставлял баллы, понимая, что особо никакой роли это не играет. В сущности, всё равно, кто какое место занимает, внутри организации. На что это влияет? А с учётом, того что кто-то может рассчитывать на 3-х комнатную квартиру, а кому-то дадут только однушку, балы вообще ни на что не влияют, они всё равно окажутся в разных очередях.
И вот тут я просчитался, я не учёл, человеческий фактор. Оказывается, кого-то сильно раздражало, моё формальное и в их понимании, не честное, распределение баллов.
И вот когда я и не ожидал подвоха, на очередном собрании, мой коллектив взбунтовался и начал высказывать претензии мне, по поводу ведения мною, моей, общественной работы.  Я выл так взбешен, глупостью происходящего, что в результате меня переизбрали. Вместо меня выбрали, как тогда всем казалось, очень честного, очень порядочного, работягу. Его звали Сашка.
Сашка. Стал честно и глупо, фиксировать все выходы на субботники и честно расставлять балы за работу.  Не зная, как вести себя на собраниях в Райкоме, Саша честно ходил, но ничего не делал, он просто не знал, что надо делать и как. В результате мы скатились на 30-е места среди предприятий.
Но, это было не главное.  В райкоме, уже формировались заключительные списки, по которым сотрудники предприятий, должны были увольняться для отработки жилищной программы.
И эти списки надо было согласовывать с руководством нашего завода. Я-то это делал ежемесячно, как отчёты о работе комсомольского движения. Я так же подписал бы и эти списки. Как завершение очередного этапа. Сославшись. Что меня просто не поняли. И ОНИ! Они бы были виноваты, в том, что подписали не прочитав и не подумав. Но, дело было бы сделано. И ребята пришли бы просто в отдел кадров с направлениями от предприятий, и с уточнением сроков переводов.
И всё пошло не так! Наш честный Саша, честно принёс списки в Профком. И честно рассказал, что это СПИСКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАРТИР!
Что тут началось!  Как? Кто? Кому? КВАРТИР!?  У нас люди годами стоят на улучшение жилья. А тут!... Без года – неделю?  Молодые сопляки!
В результате, через профком прошли только два человека. Все остальные поняли, что им ничего не светит и разбежались.
Вот это поворот. Но, как же быть мне? Я по старой памяти, поплёлся в Райком.  Там мне объяснили, что участниками движения являются предприятия района, и минимальное количество участвующих 7-10 чел. Максимальное количество, к стати, не ограничено. Главное, чтобы до 30 лет жилплощадь, вроде меньше 9 м. кв.  и 5 лет работы на предприятии.
Я Понял, что я пролетел. Но из-за чего? Скорее, из-за кого?  Я стал судорожно думать, как это исправить и как отыграть обратно.
Я пошёл к тем людям, которые с пеной у рта доказывали, какой я нечестный, и какой я плохой руководитель.  Я уговорил их в последний раз собраться и провести собрание. Я за руку от станков вытаскивал работников, и приводил их на собрание. Вовсе не потому, что я так заботился о людях, просто, потому, что я сам, остался без квартиры.
Вот к чему привела тупая, беззаветная честность.  Вот как под лозунгом - всё для народа, можно оставить народ с носом.
Я был красноречив, Как Остап Бендер на собрании членов шахматного клуба!  Я убедил всех не опускать руки, и потребовать повторного рассмотрения кандидатур на Профкоме.
Терять мне уже было нечего, и я пошёл на встречу к Зам. Генерального по кадрам.  Это был довольно молодой и новый сотрудник на нашем заводе, по фамилии Кигас. Я ему открытым текстом, объяснил, что в результате, вроде справедливых действий и возмущений профкома, не получит квартиры никто. А деньги просто уйдут с завода. Ведь эти деньги были из социальной программы, и если их не использовать, их просто спишут со счёта.
Этот Кигас, вроде, начал, «петь» туже песню, о кадровых работниках заслуженных, и всё такое… и  в результате не получивших…..
Тогда я открытым текстом сказал, что кто вам не даёт, включить сколь угодно, сотрудников, в разумных пределах. Ведь для меня главное получить, одну квартиру. И две мне ни при каком раскладе не дадут.
Кигас был сообразительный, и это сработало. И наш список увеличился до 25. Для меня было главное, что я был в этом списке. Да и почти всех участников нашего движения мне удалось вернуть, и что хотелось бы отметить, что все они получили квартиры, и никто из них так и не сказал мне спасибо.
        Я до сих пор помню, как обсуждали кандидатуру молодого парня. И Встал начальник цеха - выступил против него. И ему не дали.
А парень просто когда-то, послал этого Начальника, когда он потребовал выйти сверхурочно. Я тогда так за из-за этого сильно расстроился. Это же не кофеварку получить. У человека из-за этого вся жизнь перевернулась. Помню, фамилия начальника цеха была Аникушин. Интересно помнит ли он, что своим выступлением он лишил человека квартиры - поменял его жизнь. Возможность жениться, родить детей.
       Потом была отработка программы, потом, получение долгожданных квартир, возвращение на завод.  Но, были и отрицательные моменты. Кто-то почему-то стал смотреть на меня косо. Места для продвижения были для меня закрыты. Потоптавшись в роли мастера не видя перспективы, я всё-таки принял решение уволиться. Это было уже то время, когда люди продолжали работать за 150 руб. и совершенно не понимали, что за забором я уже получал 150 руб. в день. 
Последнее, что осталось в воспоминаниях об этом этапе моей жизни. Так это письмо, пришедшее с завода, С угрозой, и с возмущением, что я обманным путём от завода получил квартиру, и с требованием вернуть 22 тыс. руб. Смешно, сейчас это з/плата дворника. Те, кто писали это письмо, и я знали, что деньги на строительство выделялись из социальной программы, и если их не истратить они бы просто сгорели. Это была просто обычная месть и зависть.
Это письмо я храню. Как память о том времени.


Рецензии