Репортаж об интересном событии
Второй тур должен был быть очным соревнованием. Коллективы Северо-запада России 9 апреля должны были собраться в Костроме. Каждый коллектив должен был сделать 10-тиминутное выступление. Только театральным коллективам разрешалось использовать для своего показа до 20 минут. Но в конце марта почти по всей стране ввели ограничения, связанные с Ковид19 и мы никуда не поехали. Думали, что на этом наше участие в фестивале закончилось. Однако, организаторы решили не сдаваться и провели второй тур также как и первый - по видео материалам. Нас опять признали достойными продолжения участия в фестивале-конкурсе, но конкурсная часть фестиваля закончилась вторым туром - места были распределены. Однако, мы этого не знали.
Заключительная часть оказалась чисто фестивальной. Она должна была пройти 4 – 8 октября. Приглашались в Москву участники уже в статусе дипломантов и лауреатов. Мы попали в число дипломантов фестиваля, и нам предстояло показать свою программу только в порядке обмена опытом, а мы начали «шлифовать» её, предполагая конкурс. Для обмена опытом мы захватили с собой партитуры еще 5 произведений, дополнительно. Свои репетиции (2 раза в неделю) капелла начала на третьей неделе сентября. В связи с ограничениями, связанными с Ковид19, количество человек одновременно пребывающих в одном помещении было ограничено. Наш коллектив был разделен более чем на 2 части. Одна часть хора занималась только первые 45 минут плановой репетиции, потом её сменяла вторая, а некоторые хористы даже должны были посещать репетиции только один раз в неделю. Одновременно уточнялся состав нашей делегации для поездки в Москву (по утвержденному положению 24 человека). Обсуждали проблему ехать или не ехать вообще. Состав делегации сформировали быстро, но люди болели или не болели, но меняли свое отношение к поездке. В результате, полетели в Москву только 18 человек. Дело в том, что билеты на самолет были именными, приобретенными организаторами фестиваля заранее и замена пассажиров была не возможна. В последний момент еще и нашего дирижера не отпустили с основной работы – не хватало здоровых преподавателей для ведения занятий в музыкальном колледже. Хорошо то, что в делегации остались представители всех восьми голосовых партий хора.
Дальше все было если не отлично, то точно – хорошо. Вылет без задержек, мягкая посадка. После прилета и получения багажа персональный автобус до гостиницы «Измайлово». Только на обед немного опоздали (так нас ведь подкормили в полете). Расселили нас в двухместные номера 4-хзвездочного корпуса «Вега». Повсюду действовал масочный режим.
Выступление коллективов хоров-дипломантов состоялось по плану – 5 октября на сцене Московского государственного академического театра «Русская песня». Это огромное здание бизнес-центра со зрительным залом на 1000 мест и сценой шириной 30 метров.
Интересными были не только сами выступления конкурсантов. 12 хоровых коллективов были разделены на 3 блока. Выступление каждого блока заканчивалось мастер-классом одного из известных хоровых маэстро: заслуженный деятель искусств РФ, профессор В.Л. Живов, заслуженный артист РФ, профессор В.О. Семенюк, почетный работник высшего профессионального образования России, профессор Д.А. Онегин. Каждый из них давал сначала свою общую оценку выступавшим коллективам, а затем собственно мастер-класс на примере одного из прозвучавших произведений с использованием соответствующего хорового коллектива. Маэстро показывал свое видение исполнения. В основном это касалось нюансировки распевания отдельных фраз, слов или даже букв.
На нашем коллективе не экспериментировали. Хотелось бы думать, что по причине сложности что-то улучшить в нашем исполнении, но скорее всего - из-за множества других причин. Мне кажется, на заключительном этапе организаторы фестиваля решили показать не только уровень профессионализма, но и всю палитру любительских хоров: разного возрастного состава, с инструментальным сопровождением и без, были хоры даже с использованием элементов фольклора (официально участвовали в фестивале только академические хоры), а один хор вообще всю свою программу исполнил под электронную запись целого оркестра. Конечно, как-то ранжировать такие хоры не представлялось возможным – все получили дипломы I степени.
Как я уже упоминал, в фестивале также участвовали театральные, танцевальные, цирковые коллективы и духовые оркестры. Всего в Москву на фестиваль пригласили более тысячи человек, живущих по всей стране: «от Москвы до самых до окраин». Например, покидая столицу, мы ехали в аэропорт в одном автобусе с театральным коллективом из города Вилюйска, расположенного на Камчатке. Расстояние - 9 часовых поясов. Среди хоровых коллективов, самым дальним от Москвы оказался хор из поселка Берёзовка Хабаровского края. А вообще, по словам организаторов, во всех этапах фестиваля-конкурса приняло участие более 250 коллективов из 80 регионов России.
Если коллективы дипломантов показывали себя каждый своим коллегам, т.е. хоры хористам, театральные коллективы театралам, танцоры танцорам, циркачи циркачам, то лауреаты готовили общий гала-концерт, который был показан всем участникам 7 октября. В 2-хчасовой программе режиссерам удалось представить 20 коллективов всех жанров. За основу были взяты несколько сцен из драматических произведений (Женитьба Бальзаминова, 12 стульев и др.), а на втором плане (сцена театра была увеличена в глубину) в то же время в качестве фона показывались танцевальные, цирковые и другие номера с сопровождением и участием в сценах лауреатов среди духовых оркестров. Иногда второй план перемещался на первый. Техническое оснащение театра позволяло мгновенно менять декорации и манипулировать ими. Последние сцены, стихи, хоры концерта были посвящены героизму нашего народа в Великой отечественной войне. Зал был заворожен и содержанием и исполнением. Представление закончилось овациями и громкими продолжительными аплодисментами исполнителям, режиссерам и организаторам.
6 октября был день экскурсий и посещения концертов профессионалов. Наш коллектив посетил музей выдающегося композитора, дирижера и пианиста С.С. Прокофьева, который был открыт только для нас (у музея был официальный выходной). Во второй половине дня дипломанты прослушали часовое выступление Государственного духового оркестра России (Кремлевский оркестр) под управлением Андрея Колотушкина, а потом состоялась творческая встреча с художественным руководителем и дирижером Государственной академической хоровой капеллы имени А.А. Юрлова, профессором, зав кафедрами Московской консерватории им. П.И. Чайковского и Российской академии музыки им Гнесиных, народным артистом России Геннадием Александровичем Дмитряком. Повествование маэстро перемежалось (иллюстрировалось) исполнениями произведений хором. На сцене было 40 человек, но списочный состав хора, по словам руководителя в 2 раза больше. Исполнение отличное. Все произведения отличались своеобразием и энергичной динамикой, ни какой монотонности. Как говорится – не заснешь (на концерте).
В программе пребывания в Москве у нас, естественно, было и свободное время. Молодежь старалась использовать его по полной программе. В столице ведь есть, где или как его провести. Ну, а те, кому за 60+, да еще с большим хвостиком, старались лишний раз не рисковать. Тем не менее, пребывание на фестивале оставило в памяти всех участников самые приятные воспоминания.
8 октября наша капелла благополучно, казалось, вернулась в Архангельск. Предстояли две недели самоизоляции (карантина).
Свидетельство о публикации №220110501593
Алексей Голяков 02.12.2020 21:37 Заявить о нарушении