А неудача предвещала счастье впереди

                         ЭК2  ВОСПОМИНАНИЕ О СЧАСТЬЕ (ВН)

                    А НЕУДАЧА ПРЕДВЕЩАЛА СЧАСТЬЕ ВПЕРЕДИ

                                                                                   Стремятся люди на чужбину,
                                                                                   Но мне милей родимый уголок:
                                                                                   Простор полей, степей равнины
                                                                                   И мой любимый городок.

         
         По образованию я агроном, а по профессии -- цветовод открытого грунта. В течение 25-лет вела научную работу с цветами в двух ботанических садах. Результатом многолетних наблюдений за новыми видами и сортами цветочных растений явилась моя книга "Цветоводство открытого грунта", изданная Марийским книжным издательством в 1994 году. В предлагаемой читателям публикации помещён отрывок из повести автора "Жизнь среди цветов". Ч. 2. Гл.5 Триумф интродуктора, в которой  рассказывается о некоторых событиях, связанных с публикацией книги "Цветоводство открытого грунта".

         Моя рукопись книги "Цветоводство открытого грунта" побывала в нескольких издательствах. В одном из них она пролежала больше года, была отредактирована и полностью подготовлена к изданию, но не поступила в набор из-за отсутствия финансовых средств. Тогда уже началось лихое время скачков в денежной сфере. Помню, как я ездила поездом, чтобы забрать рукопись из издательства. Был декабрь, страшный гололед. Пересадка в Зеленом Доле. На перроне на подступах к поездам огромные сплошные наледи. Подошедший поезд остановился на дальних путях. Пассажиров с вокзала к поезду вышло немного. Я каким-то образом осталась одна в самом хвосте поезда. Было совсем темно, и я, ничего не понимая, в страхе села в последний вагон. Поезд тронулся. Переходя на ходу поезда из вагона в вагон, я долго не могла найти своего места. (А ведь возраст мой был уже предпенсионный, здоровье же оставляло желать много лучшего). Наконец, один добрый человек сжалился надо мной и помог мне найти и свой вагон, и свое место. Моя полка была нижняя, но под ней, в ящике, оказался склад угля, и проводник в течение всей ночи периодически будила меня, чтобы достать уголь. На место приехала утром со страшной головной болью. Хорошо, что в издательстве обошлось без проволочек, правда, долго искали второй экземпляр моей рукописи. Вечером выехала назад. И вот, что удивительно, билет брала в кассе вокзала, но снова мне попалась полка над углем. И снова меня будили всю ночь.

        И как же я была рада возвращению в любимый город! Помню, как сойдя с поезда утром, я шла от вокзала по улицам, укрытым белоснежным покрывалом, и на душе у меня было так же светло, как и в окружающем мире. Все мое существо переполняло радостное чувство освобождения от пут неудавшейся попытки.

        А в сумке у меня лежало сокровище в виде двух тяжелых папок в красном и коричневом переплетах, сокровище для родного города. И было такое оптимистическое чувство, что все равно, несмотря на неудачу, постигшую меня сейчас, впереди ждет победа, и я еще смогу преподнести в дар любимому городу и его жителям свое творение – читайте, учитесь, украшайте еще краше наш Красный город* новыми роскошными цветами!

        Любимый город! Это не просто слова, нет, это горячее чувство живет во мне еще с 1972 года, когда впервые я приехала в Йошкар-Олу из Таджикистана. Помню, как мы вдвоем с маленьким сыном пешком шли от вокзала к центру и как с каждым шагом, с каждым поворотом, город очаровывал меня все больше и больше. Какое чудо, какая красота! Город из сказки! Город из сказки! – писала я тогда в своем дневнике. (Как жаль, что не сохранилась эта запись). Широкие просторные улицы, современная архитектура, почти неправдоподобное спокойствие даже в самом центре, отсутствие людского, так ненавистного мне обычно, столпотворения. И цветы, кругом цветы, такие красивые. (Предполагаю, что в то время в озеленении города работала Нина Ивановна Зорина, о которой я, много лет спустя, узнала, как об известном мастере своего дела).

        Нельзя сказать, что я не видела больших городов и поэтому Йошкар-Ола так очаровала меня. Как раз наоборот – пять лет я училась в Казани, видела Москву, Ташкент, Алма-Ату, Фрунзе, Душанбе и др. Но ни один город не произвел на меня такого волнующего впечатления, чтобы воскликнуть – город из сказки. А вот Йошкар-Ола произвела.

        Дальнейшие обстоятельства сложились так, что в итоге книга была издана местным государственным книжным издательством, по требованию которого рукопись пришлось переделывать в третий раз, уже в качестве книги для массового читателя. Я вынуждена была исключить самую дорогую моему сердцу первую часть, где речь шла о теоретических основах итогов интродукции цветочных растений в Марийской республике.

        Тем не менее, согласие местного издательства опубликовать рукопись явилось для меня великим благом. Можно сказать, что мне сказочно повезло во второй раз. (Первым великим везением было поступление на работу в Ленинабадский ботанический сад).

         Книга вышла в свет в конце ноября 1994 года. И первый её экземпляр был вручён мне в издательстве в канун дня моего рождения редактором издательства. Такое вот совпадение! Я прижала своё сокровище к груди, и всем сердцем ощутила миг необыкновенного счастья.   

         Когда я беру в руки свою книгу, на душе у меня становится тепло. Во мне поднимается гордое чувство исполненного долга. Может быть, это и громкие слова, но иначе не могу выразиться. Становится радостно от сознания того, что результаты нашего труда стали достоянием людей. Мы -- и те, кто подбирал и привозил растения, и те, кто сажал и ухаживал за ними, и тот, кто наблюдал за их ростом в новых условиях – все мы работали увлеченно, с полной отдачей своих сил и способностей. Мы привлекли в коллекцию множество новых ценных и красивых растений, изучили их поведение в наших условиях, сделали выводы о пригодности выращивания. И все полученные знания отдали людям. Глядя на первую страницу обложки книги, я как бы погружаюсь в тот прекрасный мир, который окружал меня все годы работы в дендрарии. Вспоминается все только самое хорошее. И мой уединенный рабочий уголок, пусть и не надежно изолированный от шума повседневности садовской жизни, но все-таки в котором я могла хоть на какое-то время укрыться от людской суеты и остаться наедине со своими мыслями. И мой новенький, светлый, такой удобный рабочий стол с оранжевой настольной лампой, и стеллажи книг вдоль стены за моей спиной. Вспоминается и мой коллекционный участок прямо перед окнами административно-лабораторного корпуса – весь в цветах летом, идеально прибранный, с пластами свежевскопанной земли в междурядьях – осенью и укрытый белой пеленой – зимой. Вспоминаются и мои уединенные прогулки в обеденный перерыв в лесной части сада.  Только редкие записи в дневнике остались мне на память о том, пусть очень трудном, но прекрасном времени.

                Из дневника, 21 октября 1986 года

        Вчера был чудесный день поздней осени. На удивление, ясный, солнечный, светлый. Наверно во время предзимья редко бывают такие яркие, тихие, теплые дни. В обеденный перерыв гуляла по лесу близ дороги, напротив административного корпуса. Совсем рядом с жильем, но совсем в другом мире. И впервые за много-много дней, месяцев и даже наверно лет почувствовала возрождение былого настроения, вдохновения молодости, состояние успокоения и умиротворенности. Подумалось – как хорошо, что снова сюда вернулась, и как хорошо, что впереди много-много дней пребывания здесь и, следовательно, возможности общения с природой.

 


Рецензии
Только редкие записи на память о прекрасном. Ценнее и нет. Альбиночка,добрый день,
здоровья и цветов, цветов, море цветов. А в Лен. облсти дожди,дожди ,дожди и нет
еще тепла. А дорожки сада в лужах. Простужаюсь не выходя их дома. Не сдаюсь, жду выхода в свои две соточки. Но солнцу никак не пробиться сквозь туманное марево.
Забежала и убежала. Елена.

Елена Шихова-Карпова   25.04.2024 13:44     Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.