Ярославль 7. Карабиха

Осенью 1990 г у жены  на работе была организована трехдневная экскурсия в Ярославль. В программу кроме самого города были включены Толгский монастырь и Карабиха.  Здесь пойдет разговор только о Карабихе.               

Конечно, за те два часа, что мы были на территории музея, всего нам увидеть не удалось. К тому же погода не очень позволяла прогуливаться под открытым небом. Поэтому мой рассказ будет больше касаться зданий и их интерьеров.               

Итак, начнем.   Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877 гг.) - русский поэт, тонкий лирик, свято любящий природу родного края, сочувствующий простому народу.                Начав рассказ о Карабихе, нельзя не сказать несколько слов о жизни и творчестве поэта. Знакомство с землей ярославской началось для маленького Коли с осени 1824 года, когда он вместе с родителями впервые приехал в родовое имение Грешнево.

Отец поэта, отставной майор, был человеком суровым, его любимой утехой служила охота, что позднее не раз нашло отражение в стихах Н. А. Некрасова.               

Жизнь простого люда мальчик познавал, убегая тайком от отца за пределы усадьбы. Сколько интереснейших приключений ожидало ребенка: игры со сверстниками, купание в Волге, рыбалка, походы в лес за грибами и ягодами. Юноша не просто сочувствовал своим друзьям, а пропускал через сердце их жизнь и судьбу. От того любовь к своему народу, милому сердцу краю сквозит в каждой строчке поэта.               

Многое дала Некрасову мать, Елена Андреевна - женщина очаровательная и образованная. Она, отлично владевшая иностранными языками, знавшая литературу, музицировавшая, старательно занималась с детьми, прививала им любовь к прекрасному и развивала эстетический вкус. Николай Алексеевич очень любил свою мать.                С

Ярославлем Николая Алексеевича связывала Ярославская гимназия, где он получал образование. После гимназии будущий поэт  некоторое время жил дома и сопровождал служившего исправником отца в деловых поездках.

Юношескому сердцу требовались новые эмоции, тонкая душа поэта жаждала впечатлений, и вот 16-летний мальчик спешит в Петербург, увозя с собой «заветную тетрадку стихов, суровое напутствие отца и воспоминание о самом дорогом для него - нежном прощании с матерью». Отец Некрасова мечтал о военной карьере сына, но вопреки его воле юноша начал готовиться к поступлению в Петербургский университет, впрочем, экзамены в него провалил. Оставшись один в чужом городе без друзей и поддержки, молодой человек брался за любую работу. Судьба свела его с людьми из окололитературных кругов.               

Николай Алексеевич начал писать стихи и заметки для различных газет и журналов. В 1840 г. Некрасов опубликовал свою первую тетрадь стихов «Мечты и звуки». С этого момента, пожалуй, можно всерьез говорить о литературной карьере классика, он даже сочинял водевили для Александрийского театра. Начались  публикации в «Современнике», последовала суровая цензура. Впрочем, дела Некрасова настолько пошли в гору, что он вместе с И. И. Панаевым приобрел тот самый журнал «Современник».               

Плодотворным оказалось сотрудничество с женой компаньона-литератора — Авдотьей Яковлевной Панаевой, в соавторстве с которой Некрасов написал 2 огромных романа «Три страны света» и «Мертвое озеро».               

В 50-х годах Некрасова начало подводить здоровье. Вместе с Панаевой он едет за границу. Их нелегкие отношения, ссоры, сменявшиеся перемириями, постепенно сошли на нет. Наверное, Авдотья Яковлевна все же сыграла значительную роль в жизни поэта, он ее по-своему любил. А о чувствах писательницы было бы интересно прочитать в ее мемуарах.               

Была в жизни Николая Алексеевича еще одна любовь - светлая, чистая и последняя. Зинаида Николаевна, дочь умершего рядового солдата Викторова.   Некрасов привез свою подругу в Карабиху летом 1875 г., всячески баловал ее. «Платья, театры, совместная охота, всяческие удовольствия. Девушка стала музой для поэта, разделяла его интересы, училась понимать творчество своего старшего друга. А когда болезнь подступила вплотную, тратила все силы на уход за Некрасовым.                Зная о неприязненном отношении своих родных и близких к Зинаиде, Николай Алексеевич настаивал на церковном браке. После многочисленных отказов священников Некрасова и его избранницу все же обвенчали по канонам военного духовенства, поставив прямо в доме церковь-палатку. Рассказывать о творчестве поэта не входит в мою задачу, поэтому перехожу к рассказу о Карабихе.               

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Кара;биха» расположен в деревне Карабиха Ярославского района Ярославской области, в 15 км южнее Ярославля, близ посёлка городского типа Красные Ткачи. На его территории расположены старинная усадьба, ряд хозяйственных построек и два парка.               

Некрасовскую усадьбу часто называют «единственным в Ярославской области усадебным комплексом второй половины XVIII – начала XX вв., сохранившим свой первоначальный архитектурный облик». Изначально на этой территории располагалось село Богородское, принадлежавшее известному роду князей Голицыных. По заказу владельцев в 40-е года XVIII в. начинается строительство усадьбы. Проходит время, сменяются поколения, в итоге родовое имение Голицыных остается практически без хозяев, потихоньку ветшает. Такой ее и покупает Николай Алексеевич Некрасов. Все хозяйственные заботы об усадьбе взял на себя брат классика – Федор, поселившийся в Большом доме. Сам Некрасов скромно занял Восточный флигель, используя его в качестве летней дачи.               

После революции судьба бывшей барской усадьбы не многим отличается от аналогичных «дворянских гнезд». Ее национализируют, позднее здесь размещается совхоз «Бурлаки», санаторий, детский дом. К счастью, почти сразу после войны усадьбу все-таки признают памятником истории и культуры.      

5 декабря 1946 года было принято постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по увековечиванию памяти Н. А. Некрасова в связи со 125-летием со дня рождения». Ярославскому облисполкому было поручено реставрировать усадьбу «Карабиха» и организовать в ней мемориальный музей Н. А. Некрасова, который стал филиалом краеведческого  музея.               

 4 сентября 1987 года музей-усадьба Н. А. Некрасова был преобразован в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» с филиалами в Абакумцево и Грешнево. Мой рассказ касается только Карабихи.               

Теперь, что представляет собой усадьба. .Ансамбль усадьбы включает жилые и хозяйственные постройки, 2 парка - регулярный и пейзажный, систему прудов с каскадом.               

Основной архитектурный ансамбль усадьбы состоит из главного (Большлго)  дома   и двух флигелей,  ранее объединявшихся между собой 2-х этажными галереями.               

Начнем с  Большого дома, в нем  сохранились планировка и элементы оформления интерьеров, относящихся к концу XVIII - началу XIX вв. Здания флигелей сохранили элементы более раннего периода, например, фрагменты барочных наличников и оконные проемы с полуциркульным завершением в Восточном флигеле, характерные для XVII - начала XVIII вв.               

Большой дом изумительно красив и изящен, он действительно похож на миниатюрный дворец. Белый, лаконичный, парадный вход и просторный балкон на втором этаже обрамлены колоннами, над зеленой крышей возвышается круглый бельведер с тонким шпилем, с этой легкой башенки обитатели и гости усадьбы, должно быть, любили обозревать окрестности. На первом этаже Большого дома посетителей встречает владелец имения - Н.А.Некрасов- бюст поэта работы М. Ф. Чижова.               

Экспозиция начинается на втором этаже, куда мы и поднимаемся.  идем в гости к семье брата поэта - Федора Алексеевича Некрасова, которая жила в большом доме.                Комнаты Большого дома, как впрочем, и Восточного флигеля, смежные.  Мало что сохранилось от прежней обстановки, мебель и прочие вещи сотрудники музея кропотливо собирали по бывшим разоренным усадьбам. И пусть большинством из этих предметов владели не сами Некрасовы, в них все же присутствует дух времени. Некоторые вещи подарили родные семьи поэта.               

Входим в кабинет его брата.  Сначала Федор Алексеевич был управляющим имения. В 1867 году поэт переписывает купчую на брата, и Федор Алексеевич становится владельцем всей Карабихи и окрестных пустошей. Заслуживает внимание корзина для бумаг,  на каждой грани которой вырезаны инициалы «Н.Н.». Корзина принадлежала Н.А.Некрасову, была привезена Федором Алексеевичем из Петербурга после смерти поэта.               

Коллекция следующих комнат разнообразна и выдержана в духе дворянских усадеб: изящные гарнитуры, многочисленные раритетные книги и журналы в тяжелых шкафах, большая коллекция фотографий и портретов, картины и гравюры, документы, предметы обстановки и милые безделушки, очень много зеркал в резных рамах, непременные рояль и карточный столик, камин и часы с боем. Повсюду охотничья тематика: оружие, чучела птиц.               

Симпатичная комнатка-пенал, оклеенная малахитовыми обоями в полоску, которая принадлежала племяннику поэта Константину Федоровичу Некрасову, здесь стоит обратить внимание на большой секретер с письменными принадлежностями и интересный шкаф с книгами.               

Как я писал выше, поэт жил в восточном флигеле,  к рассказу о нем я и пе-рейду. В Восточном флигеле также интересная экспозиция, здесь особенно ощущается некрасовский дух. Продолговатый небольшой кабинет поэта,   личные вещи, массивные шкафы. На застекленной конторке рукописи и до-кументы, на стенах старинные фотографии Некрасова, его родных, друзей. Впрочем, Некрасов предпочитал работать в большой зале с мраморным камином. Здесь все так же стоит турецкий полосатый диван, одна из немногих вещей, действительно принадлежавших поэту.

 Рассказывать подробно об интерьере всех комнат восточного корпуса дело бесперспективное. Лучше об этом рассказали  бы фотографии,, но, увы…                Вот и всё.       


Рецензии