Фараон-Солнце и его фаворитка

В парной статуэтке, запечатлевшей фараона и его зазнобу – вечный сюжет роденовский. На коленях у царя – таинственная звезда его двора, о которой узнали мало и чудом – Кийа. В последние годы правления Ахнайати (Эхнатона) изображения его с царицей – блистательной Нафтит (Нефертити) очень трогательны и полны нежности, но их всё меньше. А уж такую страсть мастер мог бы изобразить только в сцене с наложницей. Был рельеф и с царицей на коленях мужа, но не в духе: «как сизый голубь с горлицей да залетели в горницу, уж цельный час целуются, воркуют там, милуются».

У египетских владычиц особый статус – нигде и никогда царицу, главную жену фараона и её детей не изобразят с одной из гаремных дам и её детьми. Кийа – не ровня живой богине. Не зная, как раздвинуть узкие рамки условностей и вывести милую из тени, фараон думал-думал – да и дал ей царские регалии. Он был большой затейник по части издания новых норм в богословии и этике. Его бы энергию – в издание свода законов, но этим много позже займётся один из его преемников – муж сестры царицы Хоремхеб.

В синей короне «хепреш» и укороченном «под мужское» платье в стиле «египетский ампир», с опахалом в руке маленькая чаровница всюду идёт по пятам за фараоном – он в двойной красно-белой «тиаре». На деле она была кем-то вроде пажа при царе – например, наливала ему вино в чашу (как раз казнили «законного» царского стольника и кравчего). А когда у эпатажной четы появился ребёнок, дошло до того, что они вышли с ним на особый балкон – «Окно явлений», откуда фараон с царицей и дочками от неё бросали сановникам наградное золото (и как они никого не убили?).

И, разумеется, он охотно катал красотку на своей сияющей колеснице.
Имя Кийа чудом найдено на винных сосудах от 9-го года правления «еретика», а ещё – на обломках гипсовых «шпаргалок», которые раздали тёмным рабочим на стройке города Солнца и по которым они вырезали надписи на языке предков, т.е. языке богословов, культовом в то время. С 9 года юная шапсет аат (титул главных фавориток) – хозяйка огромных виноградников в западном краю изобильной нильской Дельты, деловая особа.

У матери фараона тоже была хватка – в своё время она, дочь двух мелких храмовых чинов и вдруг стала царицей! У той свои мастерские, связи с иноземными дворами, а вавилонский царь пытался влиять на фараона через неё. Напрасно. Фараон и знать не хотел, что там творится за пограничными плитами города Солнца – он-то в раю.
В грёзах жила и царица с юной сестрой-забиякой и шестью царевнами. Нафтит ни разу не писала депеши египетским союзникам за границей. Египет давно «терял» Азию, и фараон в дурмане чьих-то советов думал, что ему уже и нечего терять.

В оазисе Та-ша жило немало царских жён, и среди них – дочери и сёстры иноземных царей. И пока фараон без ума от элегантной Нафтит и от маленькой красотки Кийа, они – вечные невесты. Но какими же козьими тропами добилась свидания с фараоном не имеющая видного положения при дворе шапсет? Не знал ли он её с детства? Нафтит и та стала царицей не со дня коронации мужа, а она из клана новой династии. На 12-м году правления, зимой, после показного приёма данников и пленников, начальник полиции новой столицы раскрыл заговор против царя.

Военачальника Майа фараон казнил, но довольный этим временщик Туту водил его за нос в своих делах с иноземцами. В том, что царь творит дальше, есть какое-то исступление, нечеловеческий гнев – гробницы казнимых громят в прах. С этого года по всей стране он вводит единый культ Солнца, а по сути – себя самого, хотя храмов в честь нового бога ничтожно мало. Но он не в силах вернуть жизнь одной из своих маленьких дочерей (её смерть оплакивала вся семья), и это приводит его в ярость. Он одержим идеей своей божественности и заявляет людям и обожаемой царице, что на том свете их ждёт не суд Осириса, а он сам, как владыка и жизни, и смерти.

А через два года он находит во дворце свою «девочку из виноградника», или она его находит. И прельстительная Кийа получает в дар от «богоцаря» роскошную Южную усадьбу – за то, что одолела его чёрную тоску, а затем и Северный дворец с садом, зверинцем и легионом пёстрых ручных птиц с Нила. Она победно гуляла по двум огромным садам с резными пёстрыми павильонами или резвилась в северном саду, кормя крошками лебедей, уток, удодов и зимородков. У царицы был свой дворец и угодья, разбросанные по стране, даже свой маленький флот, поэтому явление Кийа не означает сразу войны за сердце царя.

И в обычных-то семьях главная жена и любимая наложница чаще жили душа в душу, а раздельные памятники – условность. Но царь пытался уравнять статус обеих своих любимых женщин. И Кийа на 16-м году правления своего фараона надела корону ровно так же, как Хи-шапсауа (Хатшепсут), строя из себя дочь Амона, цепляла на себя бородку фараона. Священный змей короны был её пропуском на «рауты» при дворе. История любви фараона и фаворитки легла в основу повести «О двух братьях». Но, как и в той повести, реальная жизнь хваткой наложницы кончилась плачевно, а карьера «младшего царя» с треском рухнула.

Не более двух с небольшим лет она грелась в лучах славы и любви своего владыки, а затем пала жертвой его гнева. Фараон велел стереть о ней память всюду – до последней пылинки. И сановники не избегали этой участи – так бывало не раз. Но кто столкнул «зарвавшуюся» наложницу с её «малого трона»? У матери царя был крутой нрав, но к тому времени она умерла. А при дворе жила её дочь – Бак-йати (Бакетатон), сестра фараона. В наши дни доказано – она была матерью всем известного Тутанхамона, а вовсе не Кийа.

У Кийа (она тёзка царевны, если её краткое имя образовано от "Бак-йати") была дочка, и, по мнению Перепёлкина, звали её Май-йатис (Меритес). Её назвали в честь старшей дочери от царицы – Май-йати (Меритатон), но чуть-чуть иначе. Царевна носит имя «возлюбленная Солнца», а дочка наложницы – «возлюбленная отца»: слова «диск Солнца» и «отец» играют роль каламбура, тем более что фараон и бог, и отец. При сносе имён Кийа и её ребёнка с памятников на их месте выбили имена старшей, а иногда и третьей дочери фараона и как бы «их» дочек от своего же отца.

Не мудря особо, дочь Кийа именовали в честь «мам», но с добавкой «Та-шерау» (Ташерит), т.е. «маленькая», «младшая». Браки отцов и дочерей, братьев и сестёр в царских домах многих древних стран – норма. Но когда Аман-хатпи III (Аменхотеп) брал в жёны двух своих дочек, это были взрослые дамы, а не маленькие дети.
У «еретика» не могло быть внуков. На то, чтобы совсем ещё юная родная дочь неминуемо погибла бы при родах и дитя с нею, не пошёл бы и самый свирепый и безмозглый египетский тиран. Ахнайати правил лишь 17 лет и скоро после расправы над своей фавориткой умер.

Его прах из разгромленной фанатиками гробницы был унесён и тайно захоронен в роскошном саркофаге, ярком, как тульский глазурованный пряник – это был гроб, отнятый у Кийа и переделанный на имя царя. Гроб прятали в убогой скальной могилке, прикрыв золотыми ширмами из погребения его матери. Рядом в ряд стояли алебастровые сосуды-канопы с головой Кийа и характерным для неё модным паричком со «ступеньками». На лбу у этих голов остался след от отколотых царских змеев. На крышке саркофага самоцветами выложены строки молитвы Кийа к царю, как к владыке загробного мира:

Сказывание слов Кийа:

Буду обонять я дыхание сладостное, выходящее из уст твоих,
Буду видеть я милость твою ежедневно – это моё желание.
Буду слышать я голос твой сладостный северного ветра,
Будет молодеть плоть моя в жизни от любви твоей.
Будешь давать ты мне руки твои с питанием твоим,
Буду принимать я его, живущий правдою!
Будешь взывать ты во имя моё вековечно,
Не надо будет искать его в устах твоих,
Мой владыка Нафхафрурия Ваэнра,
Будешь ты вековечно вечно живым, как диск Солнца,
Для двойника великой любимицы
Царя и государя, живущего правдою, владыки Обеих Земель,
Нафхафрурия Ваэнра, отрока доброго Солнца живого,
Который будет тут жив вековечно – Кийа.


На снимке: Эхнатон и его фаворитка: парная статуэтка из известняка. Высота - 39,5 см.Египет, XVIII-я династия, Новое царство, Телль эль-Амарна. Египетский национальный музей в Каире. Первый этаж, Зал 8-й. Инв. № JE 44866

Источники:
Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта. Переворот Амен-хотпа IV, Тайна Золотого гроба, Кэйе и Семнех-ке-рэ: к исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. Издательство "Наука", 1984 г.


Рецензии