Человек с дозиметром - часть 5 - ИД-0, 2

Предыдущая часть:
http://proza.ru/2020/10/27/1712
===========
    ИД-0,2 или индивидуальный дозиметр, был предшественником ДК-0,2 и представлял собой миниатюрный, с шариковую ручку, прибор для измерения полученной дозы в миллирентгенах. Сердцем прибора был конденсатор, помещённый в газоразрядную герметичную камеру. При прохождении через камеру заряженной гамма или бета-частицы, газ ионизировался, появлялся разряжающий конденсатор ток, сдвигавший подвижную обкладку, что проецировалось оптическим преобразователем в окуляр, через который и считывалось показание. Глянув в окуляр, можно было увидеть, какую дозу получил человек, носивший ИД-0,2 или «накопитель», как его просто называли в народе. Максимальное значение – 200 миллирентген (см. иллюстрацию).
 
    Примерно такую картинку я увидел на уроке русского языка, попросив у сидевшего рядом Сергея один из двух ИД-0,2, который он вертел в руках. На мой вопрос: «Где взял?» Я получил ответ: «И не спрашивай!». Тогда я попросил попользоваться на время. При первичном осмотре, я заметил, что стрелка дозиметра на нуле, и без надлежащей зарядки, оба накопителя попросту бесполезны. «Если зарядишь оба, получишь один из них попользоваться»,- прошептал мне Сергей. «Договорились!» - ответил я и после уроков пошёл в «Арсенал» к нашему школьному военруку, на уроках НВП которого я видел подобные «игрушки». Тот был добрым дядькой, подполковником в отставке и бывшим танкистом. Он сразу достал мне подобный войсковой комплект из шкафа. Его комплект содержал накопители по 50 Рентген (слишком крупная купюра, неразменная в нашей местности) и зарядное устройство для них. Разъёмы и гнёзда для зарядки, к моей радости, были идентичными. Но, это было только полдела.
 
    Батареи, шедшие к войсковому прибору, были старого образца и давно вышедшие из строя, примерно 20-летней давности. Но мне пришла в голову идея, как «оживить» устройство, и я поделился ею с военруком, которому это пришлось по душе.
 
    Для реализации моей идеи, пришлось купить две большие батарейки по 1,5Вольт и сделать для них футляры из папье-маше с контактными группами, как у оригинальных войсковых элементов. Это заняло у меня 1 день. На следующий день, снова после уроков, я пришёл к нашему военруку со своей «конструкцией» и двумя накопителями, которые надо было зарядить. Приняв в учёт, что в магазине продавались батареи с напряжением 1,5В, а войсковые когда-то были по 1,2В, и молясь Богу и уповая на военные стандарты, чтобы не сжечь «последнюю надежду», я соединил всё, соблюдая полярность. Подполковник разрешил мне проверить работоспособность своего прибора на зарядке моих накопителей. Я вставил первый ИД-0,2 в разъём и щёлкнул тумблером. В зарядном устройстве загорелась лампочка подсветки, прибор работал. Я, глядя в окуляр первого ИД-0,2, покрутил подстроечным резистором, чтобы стрелка отклонилась до нуля. Дал посмотреть в окуляр военруку. Он был «на седьмом небе от счастья», судя по его выражению лица. После успешной зарядки второго накопителя, он поспешно сложил комплект и вернул его в железный несгораемый шкаф в «Арсенале». Дальнейшая специализация в армии для меня была решена в этот день. Это была осень 1988 года, последнего года моей учёбы в средней школе.

    Я носил накопитель постоянно, в наружном кармане школьной формы. Где бы я ни был, он был со мной, и в относительно чистых районах, и в загрязнённых, и при работе за компьютерным ЭЛТ – терминалом, и дома, при просмотре ТВ. Первый раз он разрядился до нуля уже через несколько месяцев. Это составило примерно 810 миллирентген/год (0,81 Рентген/год). А при делении и переводе в ежечасную дозу, индицируемую всеми электронными часами, висевшими на видных местах Гомеля – 0,093 миллирентген/час. До Чернобыльской Аварии природный радиоактивный фон у нас, в Белоруссии, был 0,012-0,002 микрорентген/час, то есть фоновая радиация увеличилась примерно в 50 000 раз(!). Теперь читающим сей «шедевр» становится ясным, почему народ поговаривал об эксперименте по выживанию.
--------------
    P.S.: Побывав летом 1988года у родственников в Адлере, и посетив Кургородок, где «Чернобыльские» отдыхали в 1986 году, я, к удивлению и недоумению своему, обнаружил ведущиеся ремонтные работы в номерах, где они (и мы) проживали. Это – материал для размышления.
==============
Следующая часть:
http://proza.ru/2020/11/23/1317

-------------------------------


Рецензии