Быль
Моей бабушке Анне , родившейся в 1903г.,
пережившей две революции, две мировые войны,
родившей 6 детей и воспитавшей их, среди
которых была и моя мама.
Был у нас такой случай. Рассаживайтесь поближе, ребятишки. Вы уже повзрослели, стали парубками. Уже и на девчонок заглядываете. Пора вам знать, что в жизни бывают не только сказки. Человек рождается, учится, живет, работает, рождает детей и умирает.
Бабушка всегда собирала нас вечером, после насыщенного рыбалкой или игрой в «заройках» дня, укладывала спать в общую кровать. Мы – три ее внука, одногодки. В осенние каникулы мы с удовольствием оставались у бабушки. Она редко рассказывала нам сказки, да и родители тоже. Все были заняты, так сильно уставали на работе в смену, что не до сказок. Бабушка же считала, что нам нужно знать о том, какие в жизни бывают печальные истории.
Так вот, дело было в начале века. Люди только научились жить без крепостного права, стали появляться заводы и фабрики, появилась буржуазия, стало пахнуть революцией. Город наш небольшой. Жил в нем купчишка – Аполлинарий Федорович Хвостиков. Он держал две огромные, скобяные лавки, где все можно было купить: от гвоздя и подковы до любого вида ткани и сеялки. Дела у него шли хорошо. Он даже хотел прикупить себе небольшую баржу, чтобы возить зерно за границу. Сам купец родом из простых крестьян. В восемь лет поступил на службу лакеем в магазин к самому богатому купцу в городе – Петру Ивановичу Скоробогатому. Аполлинарий был парень покладистый, трудолюбивый. В детстве он получал много тумаков от своего властного хозяина. С годами он стал разбираться во всех сложностях торговли, и Петр Иванович был доволен, оставлял ему свою лавку.
У Петра Ивановича была дочка – Елизавета. Высокая, худая и злая, вся в его жену. В молодости Елизавета расцвела на один год, стала румяна и симпатична. У нее появились несколько женихов, стали свататься. Из-за своенравного характера, жеманства и претензии на хорошие манеры, Елизавета всем отказывала в браке. Годы шли, женихи перевелись, она стала сварливая, злая, ехидная и злопамятная. Петр Иванович измучился с ней, никак не мог куда-нибудь пристроить. Она не понимала в хозяйских делах, не хотела учиться, не любила читать, короче, купец сильно измаялся с ней. Тут купец и приметил Аполлинария, пообещав ему отдать лавку в приданое, если он женится на Елизавете. Аполлинарий, по молодости и жажде к богатству, согласился и взял в жены Елизавету.
Вскоре у них родилась дочь Машенька. Как сильно Аполлинарий любил ее, лелеял, и дочь выросла сильной, красивой и независимой гордячкой. Окончила гимназию, читала много книг, стала грамотнее и умнее отца. Стала стесняться его невежества на людях. Аполлинарий этого не замечал, выписывал для дочери самые модные платья и книги, при этом стараясь держать ее в строгости. Она начиталась книг о свободе и равенстве, о революции, стала нагло покуривать дома и родителей считала заскорузлыми обывателями.
И тут Машенька влюбилась в местного учителя с прогрессивными, как она считала, взглядами. Но что понимали в жизни эти наивные молодые люди? Они верили в любовь, в равенство людей, в счастье, которое скоро наступит на земле, - все эти идеи очень раздражали отца, но сила любви к дочери застилала ему глаза, и он душой и телом уходил в свою торговлю, в надежде, что переменятся взгляды у его Машеньки, и она станет его помощницей в делах.
Однако, все получилось совсем по-другому. Жениха Машеньки арестовали за бурную революционную деятельность и отправили в ссылку в Сибирь. Машенька со своим характером в тайне собрала кое-какие вещи и деньги и метнулась за любимым в Сибирь, где они вместе и обвенчались.
Ох, как затосковал наш Аполлинарий Петрович от бессилия что-либо изменить! Когда напьется, покалачивал свою жену за то, что она не научила уму-разуму свою единственную дочь. И себя, конечно, корил за то, что воспитал ее во вседозволенности.
Постепенно все успокоилось, Аполлинарий стал худеть, в его глазах появилась тоска. И вот пришла телеграмма, что его любимая дочь скончалась от чахотки в далекой Сибири. Аполлинарий поехал за ней, пройдя через все сложности, привез ее тело и похоронил на кладбище. Построил огромный склеп над могилой и затосковал. Месяц пил, другой... Забросил все дела в магазине, а уж о барже было забыто и подавно.
Вдруг Аполлинарий бросил пить, стал чаще появляться в городе, вот только стал постоянно разговаривать сам с собой и с кем-то будто бы спорить. Когда с ним здоровались, он никого не узнавал и все был занят своими мыслями, своими разговорами. Он практически не спал.
Стал Аполлинарий собираться в дальнюю дорогу. Из его речи стало понятно, что он разговаривает и спорит со своей дочерью, с Машенькой. Он стал объяснять людям, что душа ее вселилась в его тело, видит мир его глазами и просит не пить больше, так как если он заболеет и умрет, то и она с ним погибнет. А ведь ей так хочется еще увидеть мир, ведь она умерла молодой и ничего не видела – как мир прекрасен. Он спрашивает: «А как же ты раньше этого не замечала?». А Машенька отвечает: «Была молода, жизнь не ценила, красоты не видела, пренебрегала советами родителей». И теперь она хочет посмотреть на мир глазами отца, как он прекрасен, как поют птицы, какие есть города, страны, люди…
Стал собираться Аполлинарий в дорогу: продал два магазина, положил деньги в банк, отписал супруге проценты у нотариуса, а сам сел в поезд и, переговариваясь между собой и Машенькой, помчался в Париж.
А за окном бескрайняя серая Россия: деревянные дома-полустанка, каждый через пятьдесят-сто километров, низенькие домишки выцветшего цвета с маленькими окошками, по пояс вросшими в землю. Единичные телеги, загруженные сеном и бескрайние леса и степи. Кое-где обработаны поля, золотиться рожь. И небо, яркое, красивое. Стал Аполлинарий умиленно улыбаться, раскрыв глаза все шире и шире. Машенька все говорит ему: «Не спи, батюшка, не пей, батюшка, смотри, какая красота-то!». Отец отвечает: «Неужели ты ее не видела раньше?». «Видела, да не осознавала», - отвечала Машенька. «Вот и то-то» - произнес вслух Аполлинарий. Народ удивляется, смотрит на него и крутит у виска указательным пальцем.
Поезд миновал границу с Россией. Аполлинарий как будто бы попал в другой мир. Дома каменные, выкрашенные, кругом дороги, дома, поля, упитанные коровы. Что ни станция – то обязательно ресторан или буфет, и народу много, причем прилично одетые, бедных не видать, как будто и нет в этой стране попрошаек. Аполлинарий удивляется и спрашивает у других: «А нищие у вас есть? А воры у вас есть?». «А как же, есть, - отвечает ему, - но их так мало, что они стыдятся своего положения».
Что за народ, думает Аполлинарий. И на рынок пойдет, а там полное изобилие и цены, порой ниже, чем в России. Проехал Румынию, Болгарию, Австрию, Чехию и добрался до Парижу. Там города огромные, замки высокие, дороги, вымощенные камнем, народ опрятный, на каждом углу кафе и ресторан, все улыбаются, доброжелательные. Аполлинарий спрашивает у них: «Что такое? Неужели у вас царь такой?». А в ответ говорят: «Нет у нас царя. Парламент». Что за диво! «Народ выбирает депутатов, а депутаты думают, что нам делать, чтобы нам лучше жилось». И думают они с Машей, что так и надо жить, работать, учиться.
Аполлинарий вернулся в наш городок. Ходит по городу и кричит: «Долой царя, созывай парламент, долой воров, давай работу, давай учиться, дороги строить, долой воров, долой царя». Люди вокруг все видят, урядники упрятали его в каталажку. Аполлинарий не буйный, посидит и опять отпустят. И снова за свое. «Работу, учиться, долой воров, долой царя». Урядник с жандармом посоветовались и пришли к выводу: политический, и упрятали Аполлинария в сумасшедший дом. Нашпиговали таблетками. Совсем исхудал наш Аполлинарий: не ест, не пьет, все спорит и разговаривает с Машенькой.
Так потихоньку и умер. Но ребятишки малые, которые бегали и смеялись вокруг него, кое-что усвоили. И зерно революции поселилось в их сердцах. Зерно сомнения и неправильности жизни. Вот и появились в нашем городе бунтовщики. А виной тому стал полоумный Аполлинарий со своей несчастной Машенькой.
Ну вот и все, ребятишки, давайте спать. А правда это или не быль, это вам судить. Должны быть такие люди, которые, сами не желая того, вкладывали бы в душу ребенка тягу к свободе и к справедливости.
Свидетельство о публикации №220110502145