Дети хотят быть взрослыми

                “ С детских лет стать взрослыми спешили мы…”
               
                Н.Доризо
   
      Все события,описанные ниже,не выдумка и не фантазии. Я сама их наблюдала.
               
                Август1978г на даче.
   
       Наташа сидела на кровати и разговаривала с зеркальцем. Она кокетливо прихорашиваясь смотрела в зеркало и говорила:
-Ах, какая я красивая, красивая я, очень красивая! Но пора на работу, красавица!
 Она пересела на другой конец кровати и вновь заглянула в зеркальце:
-Здравствуйте, Оксана Юрьевна, привет Владимир Михайлович, добрый день всем!  Рада всех видеть! Хорошая погода и хорошее настроение, правда? Приветливо улыбаясь зеркальцу и кивая головой, Наташа любовалась собой.
-Ой, звонок, побежала к своим второклашкам!

          Наташа снова пересела на другой конец кровати.
- Здравствуйте, дети, садитесь и откройте тетради. Я сейчас проверю, как вы выполнили домашнюю работу.
- Молодец Юля!  Как красиво ты все написала!
- И ты Юра, молодец!
Далее похвалила, глядя в зеркальце Петю, Сашу, Колю и Олю. И вдруг лицо Наташи исказилось в жестокой гримасе. Она долго рассматривала себя в зеркальце, придавая лицу угрожающее выражение и наконец произнесла:
- Что и следовало ожидать, Вовочка снова не выполнил домашнего задания.
-Это что тетрадь? – насмешливо спросила она.
- Откуда здесь жирные пятна? Ты что в тетрадь сало заворачивал?
- Мама пирожки положила в портфель?
        Наташа все больше и больше сердилась на воображаемого Вовочку.
- Двойка, нет кол - торжествующе сказала Наташа
- Дневник давай, вызову твоих родителей в школу, пусть знают, какой у них сын!
- Я напишу письмо на работу твоих родителей накажут! Их уволят, у Вас не будет денег, вот тогда твоя мама не будет в портфель класть пирожки и твои тетради будут чистыми, ехидно заметила Наташа с улыбкой глядя в зеркало.
- Я напишу президенту и твоих родителей посадят в тюрьму, а тебя сдадут в детский дом.
- Плачешь? Ты, наконец понял, что надо выполнять домашнее задание и тетради должны быть чистыми- радостно воскликнула Наташа.
Она улыбнулась своему отражению и мягким вкрадчивым голосом сказала:
- А сейчас, дети мы с вами кое-что обсудим. Все смотрят на меня, а не на Вовочку.
- Скоро 8 марта! Кому надо подготовить подарки и поздравить в первую очередь?
- Петя, говори- ободряюще улыбаясь предложила Наташа.
- Маму? Нет, Петя, неправильный ответ1 Кто хочет высказаться?
- Саша? Что скажет нам Саша? Бабушку? Нет, нет, нет и нет!
- Учительнице надо подготовить подарок и поздравить её в первую очередь- поучительным тоном произнесла Наташа.
- Так, взяли дневники и записали дату моего дня рождения = деловым тоном предложила Наташа.
         Наташа училась во втором классе и образ учительницы представляла именно таким. Главное преимущество профессии учитель, она видела в его возможности поощрять и наказывать.
      
  Дети, как губка впитывают в себя поведение взрослых и нередко копируют их не только в играх, но и в реальной жизни.
                2002-2003 г.г.
       
    Таня часто оставляла своего сына Трофима на попечение дедушки и бабушки.  Дед пользовался у Трофима особым авторитетом. Трофим заметил, что деда многие побаиваются, а это значит, что он важный человек (такая точка зрения у Трофима). Этот” важный человек” в общениях с людьми использовал только ненормативную лексику. В итоге, в 4 года Трофим успешно копировал деда в реальной жизни. Он даже кашу не мог попросить без матерщины. Очень хотелось ему, чтобы его боялись.
               
                Май 2013года
         Настя, анализируя своим детским умом деятельность сотрудников разных магазинов, пришла к выводу, что самый значимый человек в магазине — это кассир. Кассиру все отдают свои деньги, и у него есть игрушка (кассовый аппарат). Именно кассира она собиралась скопировать в своей будущей жизни.    Когда, на выпускном вечере, Настю спросили:
- Кем ты хочешь стать, когда вырастишь?
 Она, не задумываясь сразу гордо ответила:
- “ Кассиркой!”
      
       В своих играх, наедине, Настя копирует маму, которая много говорит по телефону.  Настя прикладывала к уху мнимый телефон, деловито шагала по комнатам:( июнь 2010 года, Насте 4 года)
- Алло! Привет, это я! Где ты вчера была, я тебе звонила. У вас дождь идет?
У нас тут такой ливень прошел. Представляешь, по улицам реки текут! Но ты не беспокойся, небо уже синее, солнце светит, вода скоро куда-то подевается. Мне на работу надо, а там такой сотрудник появился от которого воняет. Надо поговорить с начальником, пусть его куда-нибудь переведут. Не должна же я терпеть его противный запах. Ты пойдешь сегодня на работу? А вам платят зарплату? Я купила дочке ролики, а ты что купишь своему сыночку? Он у тебя послушный? А соседи у тебя хорошие? ....?.....!.... Это может длиться час.
     Настя считала, что быть мамой, это много говорить по телефону.
       
        Еще несколько слов о Трофиме. На вид симпатичный и приветливый мальчик, но с извращенным пониманием, что значит быть мужчиной. Отец его был человеком трусливым и жестоким. Ему хотелось смелого сына. Он вывозил малыша в 2 года в лес ночью и оставлял его там одного и если малыш плакал, то жестоко его наказывал и грозился навсегда оставить в лесу. Трофим был свидетелем того, как его отец избивал его маму. И за это отца никто не наказывал.
В 10 лет Трофим боялся до ужаса темноты.( 2009) Ему страшно даже было войти днем в парадное. Он не стал смелым. Назначение мужчины видит в насилии над более слабыми. Так робкие и трусливые в жизни стараются напугать более слабого. Трофим часто пугал свою младшую сестру и бил её исподтишка.

      Дети нередко присутствуют при разговорах взрослых. Взрослым тетям и дядям кажется, что ребенок их не слушает.
      Даша, ученица второго класса (ноябрь,2003г.), оказалась невольным, но очень заинтересованным слушателем горячего обсуждения недостатков учителей. Кто-то громогласно заявил, что таких учителей в тюрьму сажать надо.
Даша на следующий день отнесла заявление директору школы с просьбой посадить учительницу в тюрьму, так как она на уроках пьет чай.
Даша считала, что назначение взрослых выискивать недостатки у других и сажать их за это в тюрьму
                Май 1991г
           Маша часто присутствовала при разговорах двух сестер, которые с наслаждением сплетничали о свекрови. Маша решила тоже попробовать себя в этом жанре.
- Бабушка, а ты любишь мою маму?
- Конечно люблю, она же твоя мама!
- А она тебя не любит! Радостно сообщила Маша, стараясь заинтересовать бабушку беседой. 
- Почему?
- Ты же её всё заставляла делать!
- Что же я заставляла её делать?
- Пеленки стирать! Вот!
Бабушка рассмеялась:
- Действительно, зачем их стирать эти пеленки? Пошли Маша гулять!
- Лучше ответь из чего сделаны облака “… из молока, из ваты, из бумаги белой мятой?”
-  Из дождя и снега! Радостно сообщила Маша.
- Молодец! А давай наблюдать, как облака меняют форму. Смотри я вижу медведя.
-Я тоже вижу медведя, ой он уже стал собакой!
 Маша и бабушка долго наблюдали за облаками, а потом довольные прогулкой
 возвратились домой.
       Думаю,что никто не будет возражать,что дети продукт нашего воспитания. А  воспитываем мы детей своим поведением и стилем общения в семье.Мне кажется уместным закончить свой рассказ отрывком из стихотворения Анатолия Мовшовича   
           Не жалейте время на детей,
           Разглядите взрослых в них людей,
           Перестаньте ссориться и злиться,
           Попытайтесь с ними подружиться.
 
       


Рецензии
Добрый день, Тамара! С большим интересом прочитала Ваши наблюдения за детьми. А ведь совершенно верно: они всё перенимают от взрослых, и нередко плохое.
С уважением,

Людмила Каштанова   29.03.2023 05:30     Заявить о нарушении
Выходит не напрасно изложила свои наблюдения,если вызвала у Вас, Людмила, большой интерес! Спасибо за отклик! Всех благ Вам желаю

Тамара Чаплинская   29.03.2023 20:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.