Волшебник на все времена

--
Соседям  по лестничной площадке сын на несколько дней подбросил внучку.
Очаровательная барышня пяти лет. Хохотушка-болтушка.
Бабушка с дедом просто расцвели.
Каждый день они все вместе отправляются не прогулку в парк. Возвращаются с охапками ярких осенних листьев.
Девчушка непременно постучит ко мне и вручит свой букетик.

«Тепличка наша», так  мы её и зовём.
Одно сильно расстраивало соседку – внучка  приучена смотреть мультики с планшета.
   - У меня такое впечатление, что родители совсем ей никогда не читали сказок, она очень равнодушна к книжка,– жаловалась бабушка. – Пока мои нашли себе занятие, хочу сходить на книжную ярмарку. Не составите компанию?
   - С удовольствием.

 Книжная ярмарка  «Мир книг» в нашем городе теперь работает в ТЦ Столица.
Здесь изобилие книг на любой возраст и вкус.
Как приятно видеть в наши непростые дни  внимательные, светлые лица покупателей.
Вот и наш раздел – «Литература для детей. Сказки».
Без всяких сомнений протягиваю соседке яркую  книжку – «Сказки Шварца». Это совсем недавно выпущенный  сборник лучших сказок   Евгения Шварца с прекрасными иллюстрациями.
Моя спутница  улыбается и выбирает ещё пару книг этого удивительного автора в разделе – «Книги от букинистов».

Ещё при жизни Евгения Шварца назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти  его имя стало музыкой детства, добра и любви…
Все наверняка помнят, что  своё детство, детство своих детей проходило в просмотре фильмов и захватывающем чтении  добрых сказок мастера пера.
 
Произведения Евгения Шварца имеют удивительное свойство оставаться актуальными, как говорится, в любую погоду. Они  оказалась созвучны двадцатому веку, с его духом борьбы, потерь и находок; и тревожному двадцать первому…

В чем  секрет того, что такие работы автора, как  «Сказка о потерянном времени», «Два брата», «Снежная королева», «Тени», «Дракон»,  «Обыкновенное чудо», «Повести о молодых супругах» и многие другие, не теряют свежести и остроты?
На этот вопрос даёт исчерпывающий ответ его соратник, режиссер Николай Акимов: -  «...нашелся все-таки волшебник, который, сохранив власть над детьми, сумел покорить и взрослых, вернул нам, бывшим детям, магическое очарование простых сказочных героев — злых драконов и говорящих котов. Волшебник, ковер-самолет которого по вечерам поднимает сразу тысячу взрослых серьезных людей и мигом уносит их за тридевять земель в утерянный, казалось, мир — в мир сказки... На наше счастье, он оказался не просто волшебником, а добрым и умным волшебником, и, проделав путешествие в его сказочный мир, мы всегда возвращаемся, поняв что-то, чего не понимали, подумав о многом таком, о чем всегда не хватало времени подумать, и немного более склонные к хорошим поступкам, чем обычно».
Интересно и то, что в творчестве Шварца знакомые, старые сюжеты обретали новые черты и легко  вписывались в современный контекст.
Сюжеты известных авторов в работах Шварца стилистически искрились остроумными репликами. Многие реплики его героев  стали крылатыми фразами:
….Первый признак талантливого человека: он радуется чужому успеху.
….Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно.
…Такая уж должность королевская, что характер от неё портится.
…В молодости я ненавидел людей, но это так скучно!

Евгений Шварц однажды признался:
Меня Господь благословил идти,
Брести велел, не думая о цели.
Он петь меня благословил в пути,
Чтоб спутники мои повеселели.
Иду, бреду, но не гляжу вокруг,
Чтоб не нарушить божье повеленье,
Чтоб не завыть по-волчьи вместо пенья,
Чтоб сердца стук не замер в страхе вдруг.
Я человек. А даже соловей,
Зажмурившись, поёт в глуши своей.
Сам…

Именно особая творческая и  гражданская позиция автора присуьствует в его неподражаемо искренних книгах, наполненных глубоким философским смыслом, добром и светом, и тем, что знакомо по жизни и детям, и взрослым.

Представить себе его полное собрание сочинений невозможно…
 
Мы возвращались с книгами домой в  приподнятом настроении. Перебивая друг друга, вспоминали фильмы из далёкого прошлого.
По его сценариям были поставлены фильмы «Первоклассница», «Золушка», «Дон-Кихот», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «Тень»
А какие актёры в них снимались!
Вспоминались -  Янина Жеймо, Фаина Раневская,, Евгений Леонов, Олег Янковский, Александр Абдулов…

Это было не простое путешествие в прошлое, но и неожиданно проявившаяся  общность интереса к биографии и творчеству Волшебника.

Мои соседи  совсем недавно прочли в
электронной библиотеке: - «Шварц Евгений Львович - Живу беспокойно. (из дневников)».
А я как раз сейчас смакую его последнюю книгу - «Московская телефонная книжка».*

В этом издании размещён полный текст воспоминаний, снабженный комментариями и именным указателем.
Исходным материалом для портретов современников, как уже отмечалось, послужила обычная алфавитная книжка, куда в течение многих лет записывались телефоны людей, с которыми изо дня в день общался драматург. В основном это были писатели, артисты, режиссеры, музыканты, художники.
Записи от  «А» до «Я» в этой потрёпанной телефонной книжке -  яркие миниатюры о людях, об ушедшей  эпохе.
Это воспоминания  человека наблюдательного, тонкого, ироничного, но  при этом   деликатного и доброго.

… Иду по улице с поднятой головою.
И, щурясь, вижу и не вижу я
Толпу, дома и сквер с кустами и травою.
Я вынужден поверить, что умру.
И я спокойно и достойно представляю,
Как нагло входит смерть в мою нору,
Как сиротеет стол, как я без жалоб погибаю.
Нет. Весь я не умру. Лечу, лечу.
Меня тревожит солнце в три обхвата
И тень оранжевая. Нет, здесь быть я не хочу!
Домой хочу. Туда, где я бывал когда-то.
И через мир чужой врываюсь я…

Скептики пытаются навязать мысль, что творчество Шварца сейчас не пользуется массовым спросом, что он безнадежно отстал от проблем нынешней жизни
Они видимо прошли мимо того факта, что  изданы его четырехтомник и однотомник с дневниками, статьями и письмами, с юношескими стихами.
Читаешь  его книги и понимаешь - Волшебник способен сказать современному человеку  очень многое. - «Евгений Львович предлагал людям вникнуть в смысл жизни, увидеть суть и, пока не поздно, уничтожить ростки зла в своих душах».
Что может быть актуальнее…
О себе автор пишет:
…Я прожил жизнь свою неправо,
Уклончиво, едва дыша,
И вот - позорно моложава
Моя лукавая душа.
Ровесники окаменели,
И как не каменеть, когда
Живого места нет на теле,
Надежд на отдых нет следа.
А я все боли убегаю
Да лгу себе, что я в раю.
Я все на дудочке играю
Да тихо песенки пою.
Но твердо знаю я:
Недаром послана на землю
Ты, легкая душа моя.

Ближе к вечеру, поливая цветы на балконе, услышала приятное щебетание из окна  соседей
   -  Бабуля, я сама, сама. Я сейчас тебе по картинкам расскажу свои любимые сказки. Это так интересно…

Устами младенца, как говорится, глаголет истина.
---
*«Московская телефонная книжка. Дневники
1942–1955 годы». Автор: Шварц Евгений Львович. Редактор: Толкачева Е. В.
Москва. Изд-во АСТ. 2020 г.
**. Евгений Львович Шварц -
Писатель, поэт, сценарист (род. 21. 10. 1896)
Писатель скончался от инфаркта в январе 1958 года. Его прах покоится на Богославском кладбище северной столицы
--


Рецензии
Здравствуйте, Дина. Какого замечательного сказочника Вы вспомнили, он не только на все времена, но и для всех возрастов. И чем страше становишься, тем любимее, тем сильнее наслаждение от очень точных образов.

Елена Гвозденко   18.11.2020 12:02     Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы, Елена.
Чем старше, тем дорожи ЕГО
искромётность и доброта.
Признательна.

Дина Иванова 2   18.11.2020 12:57   Заявить о нарушении
дорожЕ.
Пардон.

Дина Иванова 2   18.11.2020 12:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.