Выступление на V Всемирном Конгрессе финно-угорски
г. Ханты-Мансийск, 28 июня 2008 года.
Возврат к истокам, как путь
разрешения межнациональных проблем
В последнее время в нашем обществе ведутся дискуссии о причинах совершения преступлений на межнациональной почве, о проявлениях фактов экстремизма и межнациональной розни. Эти причины кроются в неблагополучном социально-экономическом положении основной части населения, в дискриминации малых коренных народов в вопросах сохранения и развития языка, низком уровне общей культуры, а также в отсутствии целенаправленной государственной национальной политики, как в стране, так и во многих регионах.
Особенно остро стоит проблема роста националистических настроений среди молодежи, которые поддерживаются некоторыми политиками с помощью лозунгов «Россия для русских», «Русские – основа России, нерусь – ее паразиты» и другими. Эти лозунги и другая националистическая риторика в отношении того или иного народа тиражируется в средствах массовой информации, которые освобождены от политического и общественного контроля, но не сформировали этику самоограничения, терпимости и взаимного уважения.
Националистическая риторика активно используется нашими политиками в период избирательных компаний. Порою призывы политиков к насилию и дискриминации завуалированы выражениями «давно пора…», «тех надо выгнать…», «какие-то там малые народы…». Объединение финно-угров, судя по высказываниям в средствах массовой информации, насторожило некоторых чиновников в России. Они стали заявлять, что резко активизировались Финляндия, Эстония и Европейский Союз на тему финно-угорских народов, что это очевидно спланированная система мероприятий. Опасения эти напрасны, так как в планах развития финно-угорских народов мало политики, они направлены на сохранение и развитие родного языка и культуры.
У каждого народа есть национальные особенности – язык, культура, традиции, обычаи, а так же формы их выражения через средства массовой информации. Представители общественных и неправительственных организаций занимаются развитием этих направлений, исходя из целей и задач своих уставов.
В XXI веке особенно актуальным стал вопрос: куда пойдут малые народы при переходе от государственных национально-территориальных образований к негосударственным национально-культурным автономиям? Как поострить правильный диалог при многообразии культур и цивилизаций? Это при условии вмешательства в наши культуры алкоголизма, наркомании, разврата, жестокости и насилия, которые заменили национальное мнение нашей молодежи на другое и способствуют активной ассимиляции. Сегодня многие финно-угорские народы России стоят на грани своего исчезновения, если ассимиляция пойдет такими же темпами.
Но если наша Конституция начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…», то надо создавать условия для сохранения языков и культур всех народов, проживающих на территории России. Это важное условие взаимообогащения, взаимной дружбы и избегания межнациональных проблем. Нельзя признавать одну культуру самой важной, финансировать только ее развитие, а другие национальные культуры признавать второстепенными. Иначе будет проявление шовинизма – стремления распространения языка и культуры своего народа на другие этносы, искореняя у них национальную самобытность.
В национальной культуре любой народ ярко проявляет свою индивидуальность, основанную на высокой духовности. Замена национальных культур многочисленными, порою противоречивыми законами не дает результатов. Ведь люди разных культур мыслят несколько иначе и поступают несколько иначе.
Понятия «закона» в России и в Европе также изначально разные. В Европе слово «закон» означает порядок, который граждане устанавливают сами для себя на основе традиций и обычаев, практически речь идет об обычном праве. Поэтому там не допускают даже мысли, как обойти или не выполнить закон.
Представление о беззаконной сфере жизни там не находит никакого отклика, так как законы люди устанавливают для самих себя.
У нас в России понятие «закон» - это предел, граница, за которую нельзя переступать. Но, как и все запретное, заграница закона так привлекательна и заманчива, что провоцирует большинство населения на неподчинение закону или на его обход любыми путями.
Изжить подобное представление способна самобытная национальная культура народа, направленная на культурный рост каждого своего представителя.
Малые народы России стоят сегодня в начале долгого пути осознания как дееспособных наций со всеми правами и обязанностями. Этому предстоит учиться, преодолевая особенности уклада традиционного общества. Построение основополагающих принципов демократии даст возможность проявления малых народов России в сфере экономики, культуры, образования. Здесь необходим диалог между властью и национальными организациями. Но кто будет вести этот диалог? Ликвидировано Министерство по национальной политике, поэтому национальными проблемами на уровне государства практически никто не занимается. Свертывается национальная политика в регионах, оставлено без внимания социально-экономическое развитие мест традиционного проживания малых коренных народов. Нет достойного представительства коренных народов и национальных меньшинств в выборных органах власти, их влияния на решения, принятые органами власти и управления на всех уровнях.
Экономическое положение многих малых народов привело к отрешенности, отстраненности от проблем сохранения родного языка во многих национальных семьях. Но владение материнским языком, его сохранение через всю жизнь и передача как наследие, следующему поколению является основным вопросом для национального существования каждого народа и дружбы между народами. Сейчас ситуация сложилась так, что семья и школа отошли от воспитания подрастающих поколений, церковь и гражданские институты к воспитанию не приступили. Молодежь оказалась наедине с двумя воспитателями – телевизором и улицей. Но основой воспитания всегда были национальный язык, культура, обычаи, традиции чему учат, прежде всего, семья и школа. Поэтому возврат к своим истокам – один из путей решения проблемы преступности на межнациональной почве.
Сейчас в обычный уклад жизни народов на одной территории резко вмешались деньги. Когда представители всех национальностей имели примерно одинаковый уровень жизни, резких проявлений межнациональной розни не было. Когда предприимчивые представители южных окраин, пользуясь ситуацией в стране, резко разбогатели, они возомнили себя «князьями», «авторитетами», начали нагло, вызывающе вести себя, нарушать законы, унижать местных жителей словом и действием. Постепенно стал создаваться симбиоз богатства с их бескультурьем, безнаказанными нарушениями закона, что стало приводить к межнациональным эксцессам. Порою коррумпированные местные органы власти нередко советовали местным жителям не связываться с этими богатыми людьми, а сами не принимали к ним мер за нарушения закона. Вот этот симбиоз денег и разнузданности, бескультурья, неуважения местных обычаев и традиций, неуважения к женщинам, к старшим, становится одной из причин межнационального взрыва.
Терпимость народов или этносов не может быть безграничной, это показал исторический опыт многих стран. Очень важно, чтобы представители этносов, особенно их руководители и политики были терпимы к другой культуре, другим национальностям, другому взгляду, другой позиции. Всегда надо исходить из того, что свой взгляд никогда нельзя признавать окончательным, со временем он может быть изменен.
Отношение к людям другой национальности, к другой религии каждого человека зависит от уровня его общей культуры. Эта культура формируется с молоком матери и зависит от условий, в которых формируется личность. Если человек знает и любит родной язык, свою культуру, строит свою жизнь на вековых канонах уважения родителей, старших, любви к детям и на базе труда, он никогда не проявит агрессивность к представителям другой национальности.
Не допустить межнациональной розни может труд, когда люди востребованы, зарабатывают деньги, создают семьи, рожают детей, тогда от них уйдут проблемы межнациональных отношений.
Другой важный момент профилактики межнациональной розни – это реакция здорового общества, где высока цена морали нравственных устоев, где другой человек важен собеседнику, его надо выслушать и понять, независимо от его языка и национальности. Это основа морали, основа диалога и терпимости, как признака образования и культуры, а не признака идеологии.
Выступление на пленарном заседании конгресса
29 июня 2008 года, г. Ханты-Мансийск
Тверские карелы претендуют
на дальнейшее существование
Я назвал тему своего выступления: «Тверские карелы претендуют на дальнейшее существование». До настоящего времени основной груз ответственности по сохранению карельской культуры и языка в Тверской области взяли на себя и несут областная национально-культурная автономия и 9 районных автономий тверских карел. Им приходится везде и всюду доказывать очевидное: тверские карелы живут, они есть, они говорят на родном языке, поют свои песни, у них своя национальная культура. Цель активистов проста и трудна: пока государство и бизнес не в полной мере взяли на себя эту ответственность, как можно дольше сохранить тверских карел, как этнос, в условиях глобализации.
Процессы демократизации общества, начавшиеся в последнее десятилетие XX века в Российской Федерации, способствовали возрождению национального самосознания народов. Идет осознание каждым человеком своей причастности не только к большому и сильному государству, но и к конкретному народу.
Активную работу по сохранению языка и культуры тверских карел проводят областная библиотека им. Горького и библиотеки в местах их компактного проживания. Однако во всех библиотеках области из общего многомиллионного книжного фонда насчитывается всего около 7 тысяч книг на карельском языке (семь наименований) и около 3 тысяч книг по истории тверских карел (шесть наименований). Все эти книги изданы национально-культурной автономией с помощью наших друзей из Финляндии и Республики Карелия.
В то же время нет необходимой поддержки по изданию и распространению книг на родном языке, как со стороны государственных структур, так и со стороны органов местного самоуправления. Также нет поддержки местным музеям по сбору, сохранению, реставрации уникальных национальных экспонатов.
Национально-культурной автономией тверских карел совместно с Лихославльским педучилищем и Тверским государственным университетом проведена большая работа по подготовке педагогических национальных кадров. К сожалению, эти кадры оказались невостребованными, так как карельский язык, как предмет, в школах не изучается, он преподается факультативно.
От имени делегации тверских карел мы предлагаем включить в резолюцию пункт о внесении в бюджеты или программы разных уровней разделов по поддержке родных языков финно-угорских народов. Мы хотим, чтобы родной язык был включен в школьный компонент обучения с дополнительным финансированием на обучение, издание учебной и методической литературы, повышение квалификации национальных кадров и другие расходы.
Мы предлагаем записать в резолюции создание на базе сельских домов культуры в местах компактного проживания финно-угорских народов Центров национальной культуры, где их нет, определив статус и финансирование. До настоящего времени идет устойчивое обнищание и сокращение клубных учреждений в местах компактного проживания тверских карел. Существенно ослаблена их материально-техническая база, прекращена деятельность передвижных учреждений культуры. Нет гастрольно-концертной деятельности, практически прекратились фольклорные экспедиции в места их компактного проживания работников культуры и сотрудников областного Дома народного творчества.
Надо просто заставить государственных и муниципальных служащих, работников бюджетной сферы ежедневно выполнять свою конкретную работу, исходя из должностных обязанностей.
Мы можем еще некоторое время сохранить карельский язык и культуру, если сохраним их основу – карельскую деревню. Сейчас в Тверской области насчитывается 591 карельская деревня. Но по данным ученых-демографов демографический потенциал тверских карел к настоящему времени подорван настолько, что карельское население себя не воспроизводит, и в обозримом будущем воспроизводить не будет. Мы предлагаем включить в резолюцию положение, в котором определить крупные карельские села и национальные сельские поселения как приоритетные, включив их в программы и проекты развития сельского хозяйства.
Я полагаю, что Государственная Дума РФ должна законодательно решать эти и другие подобные задачи, что сплотит народы в высокообразованное общество. Россия сегодня – хозяйка V Всемирного Конгресса, но выступающий депутат Государственной Думы не отличился гостеприимством, сделав политические выпады. Верю, что эта попытка расколоть единое финно-угорское движение не удастся, так как делегаты Конгресса выступают за взаимопонимание и толерантность между народами.
Пользуясь уникальной возможностью, от имени тверских карел благодарю организаторов Конгресса за гостеприимство и радушие. Мы благодарны Консультативному Комитету финно-угорских народов, международному финно-угорскому движению за развитие и укрепление связей с родственными народами. Республика Карелия оказывает нам помощь в обучении национальных кадров, проведении учебных семинаров с преподавателями карельского языка и работниками культуры.
Мы благодарны созданному в Финляндии «Обществу друзей тверских карел» и его председателю Эркки Хатакка за помощь в издании учебников на карельском языке, в подготовке педагогических кадров для изучения карельского языка. По инициативе Общества был снят фильм, который познакомил жителей Финляндии с тверскими карелами. Фильм вызвал большой интерес. В течение нескольких последних лет организуются поездки жителей Финляндии в Тверскую Карелию, что способствует укреплению дружественных связей между родственными народами.
В результате совместных усилий энтузиастов до настоящего времени карельский язык преподается в школах, педучилище, издаются книги на карельском языке, издается единственная в области национальная газета «Karielan sana», проводятся фестивали карельской культуры.
Мы верим в то, что за сохранение карельского языка и культуры ответственность в ближайшее время в полной мере возьмут государство и бизнес. Тверские карелы претендуют на дальнейшее существование, вчерашнее выступление Президента РФ вселяет нам надежду на это.
Свидетельство о публикации №220110601070