А у нас во дворе

Цикл «Громушка»
Ижевск 1969г.
И каждый раз, когда на Родине бываю,
Я вижу - нет двора, давно в асфальт вкатали -
И дома нет, где тетя Поля нас гоняла,
"Шоб клумбу новую, заразы! Не топтали"...
(Натали Лирук)

На улицу вышел трехлетний Ильдарик, в белой панамке, штаны на лямках, на ногах сандалики, а руках большой кусок хлеба с маслом, сверху посыпанный сахарным песком и вспрыснутый водичкой, чтобы песок не просыпался. «Че, Ильдарик- еврейская пироженка у тебя?»- спросили мы его. «Да-аа, очень вкусная»,- ответил он, откусывая большой кусок. Мы и сами знали, что это вкусно. Вместо сахарного песка бабушка иногда мне намазывала варенье. Особенно вкусное было малиновое. А иногда брала два печенья "Юбилейное", одно из которых мазалось сливочным маслом, а второе малиновым вареньем, и складывала начинкой вовнутрь. Вкуснотища неописуемая. Малиновое варенье бежит по рукам, капает на цветастую рубашку в клеточку. Пальцы слипаются, и ты бежишь на колонку, чтобы попить воды и главное -  вымыть руки. «Дяденька, включите колонку»,- просишь ты, так как у самого еще нет сил, включить ее. Сильная струя холодной воды бьет по лицу, вся рубаха мокрая, зато чистая, и тебе не попадет от бабушки.

«Ильдарик, пойдем с нами играть в секретики»,- кричали из кустов сирени девчонки чуть его постарше. «Не-ее. В секретики я играю только с мамой. Она по секретику говорт, что ты Ильдарик красивый" А я ей отвечаю: «Нет, мам, ты у меня самая красивая». Когда родители были молодыми, а деревья и дома были выше, детских площадок во дворе не было, а был полуживой забор, возле которого росли огромные пуховые тополя, проводить время во дворе для нас было самым лучшим развлечением. Игра в «Секретики» особой популярностью пользовалась у девочек, но мальчишки иногда, когда не играли в казаки-разбойники, тоже секретничали. Заключалась игра в следующем: нужно было спрятать в земляной ямке что-то, представлявшее для нас ценность. Это мог быть яркий фантик от конфет, марка от конверта или крыло бабочки. «Секретик» необходимо было закрыть стеклышком, закопать и замаскировать. О секрете знали лишь посвященные. Информацию передавали шепотом, чтобы никто не узнал. Время от времени можно было раскопать и посмотреть на «клад» сквозь стекло. Выглядело это для нас таинственно и привлекательно. Ведь вещицу нужно было не просто положить, но и красиво оформить. «Света, ты какой фантик положила в секретик»,- просила ее подружка Галя. «Фантик от конфет «Гусиные лапки»,- ответила та. «Я их кушала, мне мама покупала, они бе-ее»,- сказала Галя. Конфеты «Гусиные лапки» представляют собой карамель с начинкой из густой ореховой пасты. «Гусиные лапки» были изобретены как конфеты от плоскостопия и поначалу продавались только в аптеках. Название появилось из-за особой походки детей, страдающих плоскостопием: они шлепают ножками, как гуси, особенно когда бегают. Вряд ли это правда. Рядом с "секретиком" сидел наш кот Васька и смотрел в ямку, думая: «Для меня они что ли ее вырыли, счас я в нее схожу…»

Многие девчонки собирали фантики от конфет, а пацаны этикетки от спичечных коробков, так как собирать марки было для нас дорого. Сначала я пытался отдирать этикетки от спичечных коробков, но они у меня рвались, а, узнав, что их продают в наборах по 50 штук в киоске «Союзпечать», стал их покупать там. Эти этикетки печатали - для филуменистов. Тогда киоски "Союзпечать" были для нас местом пополнения коллекций этикеток, марок, значков! «Тетенька, у вас спичечные этикетки есть?»- спрашивал я в «Союзпечати» «Есть мальчик, набор этикеток про космос, за 15 копеек»,- отвечала она.
«Спасибо, я собираю отечественные автомобили»

Прошел час. «Света, Света, кот Васька наш «секретик» раскопал и туда накакал. Нету у нас больше «секретика»,- кричала Галя. «Ну, и ладно другой сделаем. У тебя еще фантики есть?» «Есть, Галя, от конфет «Раковые шейки» «Фу, я их не люблю»,  сказала Галя, грозя Ваське кулаком. Он сидел на тополе, и сверху смотрел на то, что творится в нашем дворе.  «Ильдарчик, иди домой, скоро мультики по телевизору начнутся»,- кричала в форточку его мать. Мультики было магическим словом, двор мгновенно пустел.
-Мам, мам,  смотри у меня на рубахе божья коровка сидит.
- Ильдарик, посади ее на ладошку и скажи «Божья коровка, черная головка, улети на небко, там твои детки кушают котлетки, сказала мама, гладя его головке.
-Мам, смотри, полетела к своим деткам. А почему ее божьей зовут?

- Потому что она очень полезная, уничтожает вредную для растений тлю. За сутки божья коровка может съесть около 200 насекомых. И урожай на полях остается нетронутым, поэтому коровку и окрестили божьей, то есть посланной самим Богом для помощи людям. Ну, и мы с тобой пойдем кушать котлетки.

«Старый двор не меняют года,
Изменились девчонки, мальчишки.
Тут осталось бродить навсегда
Моё детство в коротких штанишках.
Я могу хоть всю вечность "голить"
В "догонялки" на узких дорожках.
Слышать: "Быстро уроки учить!" -
Голос мамы моей из окошка.
В это детство уже не войти,
Где «секретики», «жмурки» в беседке.
Где хотелось скорей подрасти,
На дверном косяке ставя метки»


Рецензии