ЕГЭ, две темы Я и другие. Разговор с собой

Опубликованы некоторые темы сочинений для ЕГЭ. Две из них: «Я и другие», «Разговор с собой».

Две темы – о личности, точнее: о самостоятельности человеческого духа. Этой проблеме посвящена вся наша великая литература Х1Х века, от Грибоедова с Чацким и Пушкина с Онегиным до Бунина и Блока.

(Раскрытие этих тем логичнее начать со второй, она является основой для раскрытия первой темы, которая к размышлению героя о себе самом подключает других – любимого, друга и так далее).

Чацкий удивлен реакцией Софьи на его воспоминания о детстве: неужели все его слова так колки «И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Он отвечает, что тогда «ум с сердцем не в ладу».

Так и есть. Во время подготовки к дуэли с Ленским Онегин наедине с собой недоволен своим поведением. Но перевешивают внешние обстоятельства, и смертельный поединок состоялся. Печорин, герой Лермонтова, с удивлением осознает себя, в сущности, палачом и допрашивает о том свою судьбу… Ответа не получил.

Его получил самый спокойный герой нашей литературы - Илья Ильич Обломов. Удивляясь своему безволию, он тоже допрашивает судьбу и получает ответ – в большой главе «Сон Обломова» в романе Гончарова. Оказалось – все заложено в воспитании, в образе всей жизни.

Потом терзаются тем же вопросом герои Льва Толстого и особенно Достоевского, герой которого почти осознает, что не вполне самостоятельно действует, словно кто-то совершает безумное его руками.
В рассказах Чехова четко обозначена проблема: человек или общество? Окружение формирует поведение («Ионыч») или личность влияет на создание общественной обстановки («Человек в футляре»)?

В литературе ХХ века эта же проблема несоответствия поведения и идеала заботит совершенно непохожего на вышеупомянутых персонажей. Герой повести Фадеева «Разгром» бывший шахтер, партизан Морозка остро переживает свою расхлябанность и ненужность, но сумел преодолеть себя и вместо того, чтобы еще больше напугать толпу, – усмиряет ее, ощутив себя правильным, хорошим партизаном.

Сосредоточенность на своем внутреннем мире не является самоцелью. Она выявляет неудовлетворенность собой и приводит к выводу о необходимости нравственного совершенствования.

Почему в советской литературе эта тема исчезла? Потому что личность слилась с другими в коллективном труде. Самое яркое проявление этого слияния – борьба, война.

Наша задача – найти себя в мирное время, найти себя в творчестве, и необязательно в художественном творчестве. Любое ремесло становится творчеством в умелых руках.

Есть и еще один путь самосовершенствования – аскетизм. На этом пути к самому себе человек уединялся ради углубленной молитвы, даже замуровывался, поселялся на столпе или в пещере. Но это удел уникальных, особенных людей, призванных к такому подвигу. Повествования о таком пути вдохновляли русских людей, являясь единственным их чтением. Но все понимали исключительность такого способа поведения и стремились занять такое место в жизни семьи и народа, чтобы хоть как-то соответствовать духовной жизни героев-аскетов.

Такая русская традиция. Такой была Святая Русь.




 
 
 
 


Рецензии