Я родом из России. Глава V. Посвящения

ГЛАВА 5.  ПОСВЯЩЕНИЯ
АЛЕКСАНДРУ КУШНЕРУ ПОСВЯЩАЕТСЯ.

 ИРОНИЯ СУДЬБЫ
Не надо, бабочка, мне затруднять движенье…
Когда она мне предложила чаю, остаться надо было...
Александр Кушнер

Она молила, убеждала, умоляла:
– Любимый, выпей чай. Покушай шоколад.
Ах, ночь!  Какая ночь была…  Я так устала.
Не вздумай выходить один сегодня в сад.

Но я не выпил чай и шоколад не скушал.
Приученный с утра пить марочный коньяк,
Я в гневе закричал:
                – Ещё не умер Кушнер!
 И к домику в саду дойдёт он натощак.

И вот я на тропе, потрёпанный, но гордый,
Иду назло судьбе, назло себе иду!
Любимая, не плачь! А Вы, с нахальной мордой
Комар, летите прочь и вымойтесь в пруду.

Ирония судьбы! Почти у самой цели
Предательский удар, как выстрел – наповал!
На голову мою две бабочки уселись,
И я лицом в траву поверженный упал.

Какой позор! Какой конец бесславный!..
Я пробую ползти, пытаюсь закричать:
– Поймите, бабочки! Я человек!  Я – главный!
Какой вам прок вперёд мне двигаться мешать?!

Летите, милые! – прошу я, умоляю. –
Умру – зачем вам поражение моё?..
Зачем, когда она мне предложила чаю,
Я по гордыне не послушался её!

ГЛЕБУ СЕМЁНОВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ.
 ПРО КОТА И УПРЯМУЮ МУЗУ

 Я в доме один, не считая кота…
 Пью чай и сажусь у окошка...
 Г. Семенов

Я в доме один, не считая кота.
Сходить в кабачок не даёт нищета.
Пью чай и сажусь у окошка,
А кот ждёт соседскую кошку.

Коту хорошо, ну а мне каково?
Я днём, кроме музы, не жду никого.
Друзья и враги на работе.
И кот скалит зубы, напротив.

Послать бы всё к чёрту, забраться в кровать…
Но я продолжаю сидеть и гадать:
Кто первой пройдёт под окошком,
Упрямая муза иль кошка.

ИРЕНЕ СЕРГЕЕВОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ.
ВЕРШИНА КУЛИНАРНОГО ИСКУССТВА

Слаще спелого арбуза мне январская заря...
И. Сергеева

Я сегодня встану рано,
Белу баньку протоплю   
И зернистого тумана    
Миску полную налью.

Размешаю поварёшкой,
А примерно через час,
Посолю его немножко,
Процежу и вылью в таз.

Накрошу зари пахучей,
Небо сечкой нарублю
И чуть-чуть пикантных тучек
Для приправы наловлю.

Обваляю их в сметане
В первозданной тишине.
Выпить неба после бани
Предстоит сегодня мне.

ВИКТОРУ ТИХОМИРОВУПОСВЯЩАЕТСЯ
ТАКОВА ДЕРЕВЕНСКАЯ ЖИЗНЬ.

Не случайно на луковой грядке
меня батя когда-то нашёл…
Я своею судьбою доволен,
горожанин меня не поймёт...
В. Тихомиров
Горожанин, который богатый, –
О других говорить не хочу –
Свято верует в силу каратов,
Ходит в церковь, но чаще – к врачу.

Покупает и этим гордится
Дорогие вино и коньяк,
Но на луковом поле родиться               
Горожанин не может никак.

А в деревне иные порядки.
Здесь всё запросто – шли бы дожди!
А какие поэты на грядке!..
Хочешь ешь, хочешь в фартук клади.

Я своею судьбою доволен.
Горожанин меня не поймёт.
Потому и на луковом поле
Не посеется и не взрастёт.

ИГОРЮ ШКЛЯРЕВСКОМУ ПОСВЯЩАЕТСЯ.
 ТОВАРИЩ МОЙ

Кеперь его не проведёшь,
мчит, закусивши  удила,
Кричит стене:– Ну, как живёшь?
Кричит столбу: – Ну, как дела?
И. Шкляревский
   
Мой друг – ярчайший из людей!          
Народ любил и понмал…
Но телеграфный столб-злодей
Ему на голову упал.

Теперь – с отметиной на лбу –
Его так просто не возьмёшь!..
За сто шагов кричит столбу:
– Здорово, Вася! Как живёшь?!

ГАЛИНЕ ГРИНКЕВИЧ ПОСВЯЩАЕТСЯ.
ЧЁРНЫЕ МЫСЛИ

Белая простынь, не смята постель. Сумерек просинь,   дождя канитель.
Зов замирает в недвижной ночи.Это потеря.… Кричи, не кричи.
Г. Гринкевич. «Утрата»

Я умираю под хохот дождя.
Чёрные мысли по нервам скользят.
Чёрные тени на чёрной стене
Чёрные рожицы делают мне…
Ты не пришёл. Перестала я ждать.
Белая простынь не смята опять

НАТАЛЬЕ ИВАНОВОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ.
В СУМЕРКАХ

Когда в окно метель стучится…
Мне Ахмадулина читает свои любимые стихи.
Н. Иванова. «Разговор с книгами»

Когда метель звенит извёсткой
И сумрак бродит под окном,
Я не мечтаю за напёрстком
И не тоскую за вином.

И не варю себе пельмени,
Но ожидаю при свечах,
Когда божественный Есенин
Придёт весь в песнях и в стихах.

И дождалась! Мы с ним в беседе
Всю ночь приятно провели.
И про друзей, и про соседей
Слова душевные текли.

С тех пор мне в сумерках не спится.
Волненье, дрожь меня берёт...
А вдруг Тургенев постучится,
А может, Пушкин подойдёт!

МОЕМУ ПОКОЛЕНИЮ.

РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ ВО ВРЕМЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
АЛЛЫ ПУГАЧЁВОЙ
Когда в марте 2009 г. шла пресс-конференция А. Пугачёвой,
в Тихвине на канале «Россия» почему-то не было звука…

Не пишется ни сердцем, ни рукой.
Не хочется, хоть вывернись и тресни!
Слова мои не строятся строкой
И не желают становиться песней.

На столике программа передач
И сигареты в импортной коробке.
Терзаю пульт, ищу футбольный матч,
И вдруг – она! На двадцать третьей кнопке.

И круглый стол, как будто эшафот.
И маски, маски, змеи, росомахи…
А женщина, которая поёт,
Совсем одна и голова на плахе.

И микрофоны…
Это ж сколько их?!
И все кричат, все обнажают жала.
А звука нет…
Он есть в «Вестях ночных»,
Есть в «Новостях», но нем канал, где Алла.

Не знаю, что случилось в небесах,
Кто перерезал звуковые нити…
Смотрю в экран, ловлю печаль в глазах.
Ищу друзей и вас, последний зритель!

Я ненавижу сплетни и нытьё.
Но горько мне, невыносимо плохо.
Редеет поколение моё!
Становится минувшею эпохой.
И я швыряю строчки в тишину,
Вжимаясь в кресло, точно в катапульту…
Она поёт… Я недоступен сну
И не хочу воспользоваться пультом.

МОРЯКАМ–ЧЕРНОМОРЦАМ         
Младшему брату Виктору и его
друзьям-однополчанам посвящается.

Нептун и поныне Бог!
От прошлого нет лекарства…
Три года – нормальный срок
Для века морского братства.

Усталых не надо слов!
Пусть память пожмёт ладони…
Лишь тихо:
                – Ты помнишь, Вов?!
И грустно:
                – Конечно, помню…

Андреевский реет флаг!
Нептун преклонил колени…
Мы вместе с тобой, моряк!
И в жизни, и в сновиденьях!

11 МАРТА 1995 г.
Памяти брата Юры

Прощай, братишка мой, прощай!

В другой стране обетованной,
Где нет ни подлости, ни зла,
Найдёшь себе покой желанный
В озёрах Света и Тепла.

Тебе его недоставало
У нас, в сумятице мирской…
Пусть небо будет покрывалом,
А звёзды – чистою рекой!

Прости меня, великодушно,
За то, что в сутолоке дел
Твою истерзанную душу
От ран избавить не сумел.

За недомыслие расплата
Пришла по Млечному пути
И увела с собою брата

Туда, откуда не прийти!
НА СМЕРТЬ ВЕТЕРАНА ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ
Памяти Б. Н. Смирнова

Хороший человек покинул нас.
К вратам небесным выстлалась дорога.
Ему не надо будет перед Богом
За жизнь свою
краснеть и прятать глаз.

На небесах, где свято всё и строго,
Он будет ждать совсем другой приказ…
ВСПОМИНАЯ ПОЭТА
Памяти Владимира Высоцкого

Он у судьбы не шёл на поводу.
Был впереди и ей торил дорогу.
Его просили не хрипеть в аду,
А он не смог и был отправлен к Богу.

И Бог спросил: «Что делать мне с тобой?
Кем хочешь быть: безумцем иль мессией?»
Поэт вздохнул и пробасил трубой:
– Вели вернуться грешником в Россию!

ТВОРЧЕСКИМ ЛЮДЯМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСВЯЩАЕТСЯ…
ЗЕМЛЯКАМ
   В 2020 году ЛИТО «Земляки» г. Пикалёво. Бокситогорского р-на .Ленинградской обл.
   исполнилось 60 лет.

С юбилеем, друзья!
«Земляки!» –
Вот же… слово какое хорошее!
Чуть печально, как поле некошеное…
Величаво, как русло реки…

А поётся-то как: «зем-ля-ки»!

Что поэзии нет – ерунда!
Не бывает романтика бывшего…
Ваше творчество будет всегда,
Потому что оно от Всевышнего!

С НОВЫМ ВЕКОМ, «АВТОГРАФ»! *
Декабрь 1999 г.    
               
С Новым веком, господин «Автограф»!
С Новой эрой, господа поэты!
К чёрту маски! К чёрту меч Дамоклов!
Ночь всегда венчается рассветом…

Наступает новая эпоха –
Счёт пошёл на тысячелетья…
Нет в своём Отечестве пророка!
И не будет в будущих столетьях…

Без вины не может быть прощенья.
Без прощенья – горестна улыбка.
Друг ошибся – что за преступленье!? –
Преступленье – упрекать ошибкой!

С Новой эрой, господин «Автограф»!
Бьёт Пегас копытом у порога…
К чёрту маски!..
К чёрту меч Дамоклов!
Будем жить! – Так велено нам Богом…

КРЫЛАТЫЙ КОНЬ ПО ИМЕНИ АВТОГРАФ

Когда спят музы – души холодны!
Ни песен, ни тетрадок со стихами…
Могучий Марс, суровый бог войны,
Гремит копьём с двенадцатью щитами.

Когда спят музы – не горят сердца!
Не слышно их биенье под луною.
И нелюбовь – проклятие Творца,
На землю брызжет чёрною слюною.

Когда спят музы – злобствуют умы.
И процветают леность и покорность.
Небытие рождается из тьмы,
Где правят бал неискренность и вздорность…

Когда спят музы – ужас будит нас.
Внизу – Аид, на небе – меч Дамоклов.
Но – гимн богам! – есть в Тихвине Пегас!
Крылатый конь по имени Автограф! *

*  Говорить об «Автографе» можно до  бесконечности… Он был создан при Тихвинском районном Доме культуры в год 200-летия со дня рождения  Александра  Сергеевича Пушкина. В тот юбилейный  1999 год комитет  по культуре правительства Ленинградской области выпустил
сборник стихов «А. С. Пушкину потомки посвящают…»,  в который вошли произведения победителей одноименного  конкурса, ну а тихвинские авторы заняли в этом  сборнике достойное место!

К ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТИЮ А.Е. ДУДЧЕНКО

Друзья мои!
Многопочтенный зал!
Вы помните – вначале было слово.
Потом явились Пушкин и Бальзак,
Есенин, Блок, Булгаков и Маршак
И Дудченко из града Пикалёво.

Прошу всех встать и прокричать «ура!»
И ощутить торжественность момента.
Нам повезло – счастливейшим из смертных:
Мы можем видеть Мастера пера
И награждать венком аплодисментов.

И шутки ради или просто так,
Без ведома Кремля и Пентагона,
Без толстых крючкотворцев из ООНа
В подъезде тёмном снять с него пиджак
И в Эрмитаж загнать с аукциона.

Ах, Александр Евгеньич, дорогой!
Совсем нетрудно раствориться в быте –
Уснуть, проснуться, отобедать, выпить…
А ты спешишь талантливой рукой
Мгновенья наши превращать в событья.
ПРИШЕДШАЯ СО ЗВЕЗДЫ

Ларисе Виноградовой

Улыбнитесь, Лариса Вадимовна!
Не терзайте плакучий платок.
В Вашу честь Муза песню сложила нам,
Да такую, что в горле комок.

Сколько троп и дорог перемерено,
Сколько пролито зла и добра,
Сколько строчек в бумагу посеяно,
Чтобы стать королевой пера.

Грациозная русская женщина,
Вы лукавы и чуть озорны.
И при этом безумно божественны,
И, к чему притворяться, умны!

Улыбнитесь, Лариса Вадимовна!
Человек необычной судьбы,
Вы милы, и немного завидно нам…
Вы – пришедшая к нам со звезды!

ТАТЬЯНЕ ОЛЕЙНИЧ

У полярников –  олени,
У романтиков – атланты,
А у Танечки Олейнич* –
Муза, песни и таланты.

Вот плывёт она по сцене
И теплеют день и вечер.
Свет касается коленей,
На её ложится плечи.

Зритель смят и очарован. –
Звёзды справа… звёзды слева.
Микрофоны жаждут слова –
Перед ними королева!
*Татьяна Олейнич – режиссер РДК г. Тихвина

ИГОРЮ ДОЛГОВУ*

Грустно очень, что в мире суровом
Нескончаемо бытиё…
Властвуй, Игорь! не силой, а словом –
И прославится имя твоё!
*Игорь Долгов (04.04. 1930 – 22.11.2013) – поэт.

ДИАЛОГ В ТОРГОВОМ ЦЕНТРЕ
ПАМЯТИ ИГОРЯ ДОЛГОВА

– Поэты уходят в Лету!
В ту самую, что Забвенье... –
Шепнул продавец буфета,
Мне в прошлое воскресенье.

И громко: – Морская рыба
Под водочку бесподобна!
– Нет, – отвечаю, – спасибо,
Не надобно…  не угодно…

А он мне: –  Да ради Бога!..
А хочешь на память книжку?! –
Подписано " Игорь До;лгов." –
Поэт! Но не в этом фишка.

Живуча она, зараза!
В огне не горит – хоть тресни!
Вот крест те!
                Сжигал три раза…
Из пепла вставали песни!

Бери и на жизнь не сетуй!
Да рыбки купи для суши…
Поэты уходят в Лету…
А возвращаются в души…

В НОЧЬ ДОЖДЛИВУЮ, НЕПОГОЖУЮ…
 ИЛИ ТАНЕЦ СО СЛОВОМ
Галине Николичевой*

В ночь дождливую, непогожую
Не спешите считать года.
Не Судьбиною – волей Божию! –
Вы в поэзии навсегда.

Слово нежное. Слово лёгкое
Закружилось, взлетело  в высь…
Ночь упала в болото топкое
И Вы заново родились.

Слово доброе и великое.
Пригласило на танец Вас.…
Пусть часы непрерывно тикают! –
Пусть поёт, и танцует вальс.

Дождь прошёл, дни пришли погожие! …
Не спешите считать года!
Не Судьбиною – волей Божию! –
Вы в поэзии навсегда.

*Галина Николичева – Тихвинская поэтесса

О ЛАДЕ И СЛАВЕ
Владу Курочкину*

Задыхаюсь, пью горечь-отраву.
И молюсь…
И кричу невпопад…
Думал я, правит музыкой Слава.
Оказалось, командует Лад…

А метель белой известью сыпет…
И термометр уснул на нуле…
Слава служит богам на Олимпе,
Лад разносит тепло по земле.

Но ложится на землю пороша,
И мороз…и зима в полный рост.
Много песен у Лада хороших!
А до Славы две тысячи вёрст…

Задыхаюсь, пью горечь-отраву.
И молюсь…
И кричу невпопад…
Думал я, правит музыкой Слава.
Оказалось, командует Лад…

*Влад Курочкин – тихвинский бард.
По паспорту – Владислав,
Друзья зовут Славой.

К ЮБИЛЕЮ Р.Д.К.

Сегодня праздник…
Здравствуй, Р.Д.К!
Нам довелось служить одной эпохе.
Поэты, музыканты, скоморохи
Питают жизнь – как озеро река.

Так было и так есть на все века! –
От колыбели и до самой смерти…
Иссякнуть могут нефтяные верфи,
Но никогда поэзии строка…
5 марта 2005 г.

ДОМА И ДВОРЦЫ
К шестидесятилетию Тихвинского
Районного дома культуры. 2013 г

Артист из Златоглавой,
Известный всем и всюду,
Приехал к нам за славой
И подхватил простуду.

«Районный дом культуры, –
Сказал в сердцах, – и что же?!
В Москве архитектура
Громадней и дороже! –

Из стали и бетона,
В огнях, афишах, фресках.
В изысканных колоннах,
Надраенных до блеска…

А в вашем доме блёкло!
У вас – никчёмный зритель!
И желтизна на стёклах…
И скучно! – извините!»

И попросил вахтёра
Дать жалобную книгу…
Вахтёр царапнул взором,
Сложил из пальцев фигу
И выложил артисту,
Без всякой режиссуры:
– У вас – Дворцы министров!
У нас – Дома культуры!

ХАНДРА. ОБРАЩЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ

Когда хандра терзает грудь
И добирается до горла,
Не торопись в последний путь,
Напейся лучше, раз припёрло!
 
Мир без поэзии жесток,
Но нет её в кругу почётном…
Вот потому придумал Бог
Поэта, пьяницу и чёрта.

Ты не щадил своих коней
И запрягал в чужие сани.
Но никогда кровавой дани
Не подносил царю теней!

Мир без поэзии жесток,
Но нет её в кругу почётном…
Вот потому придумал Бог
Поэта, пьяницу и чёрта.

Хандра лютует, давит грудь
И добирается до горла…
Кричи!.. Напейся, раз припёрло,
Но не спеши в последний путь!

Мир без поэзии жесток,
Но нет её в кругу почётном…
Вот потому придумал Бог
Поэта, пьяницу и чёрта.

ПОСВЯЩЕНИЕ ДРУЗЬЯМ

Служить не дворцам – красоте!
Уметь говорить со вселенной.
И самой высокой мечте
Дать веру, надежду и верность.

Творить и хранить чудеса.
Смеяться, когда всё неладно…
Без ветра мертвы паруса,
Печален корабль без команды.

И если душа не поёт,
Нет солнца и месяц не светел…
Друзья мои, полный вперёд!
Покуда вы есть, я – бессмертен.


Рецензии