Энола Холмс, 2020

В семье не без детектива

Пока весь кинобизнес стонет от последствий *наступивших и предстоящих* коронавирусной пандемии, стриминговые сервисы почти не ведают печали. Они лишь злобно хихикают и пуляют один проект за другим, планомерно распухая от денег и подписчиков.

Компания Netflix, которая в этом году и так порядочно потрепала мои нервные клетки «Сестрой Рэтчед», высралась телефильмом под названием «Энола Холмс». Нет, вы не ослышались: Энола. Холмс. Сестра Шерлока и Майкрофта Холмсов, шестнадцатилетняя прогрессивная феминистка, решившая доказать всему миру, что не только её братан шарит в этой вашей дедукции.

Фильм снят Гарри Брэдбиром по сценарию Джека Торна, который, в свою очередь, адаптировал роман американской писательницы Нэнси Спрингер «Расследования Энолы Холмс. Дело исчезнувшего маркиза». Нэнси написала к настоящему времени аж шесть книг о расследованиях Энолы. Персонажа писательница выдумала, частично основываясь на собственной жизни, частично, бл*ть, без зазрения совести покусившись на фамилию самого крутого детектива.

О сюжете

Шерлок *Генри Кавилл* и Майкрофт *Сэм Клафлин* Холмсы, повзрослев, покинули родовое гнездо: поместье Фернделл Холл, отправившись в Лондон. В поместье осталась их мать Эудория *Хелена Бонем Картер* и младшая сестра Энола *Милли Бобби Браун*. Батя Холмсов уже давно помер и к своему счастью не увидел, что натворили его раздухарившиеся бабы.

Пока братья покоряли Лондон, Энола росла под опекой матери, которая учила дочь не вполне традиционным для викторианской леди вещам: наукам, практической химии, джиу-джитсу, языку цветов, логическому мышлению. И, самое главное, мать учила Энолу, что та всегда и со всем сможет справиться сама. *Ведь, если прочесть наоборот английскую вариацию имени Enola, то получится alone – один.*

Мать и дочь прекрасно ладят друг с другом, живя как близкие подруги, которые поддержат и помогут, но никогда не вторгнутся в личные границы. И всё-то у них идёт шоколадно-мармеладно до шестнадцатого дня рождения Энолы. Проснувшись, та понимает, что мать куда-то исчезла, оставив неясные карточки-подсказки, закодированные сведения и шифры, а из Лондона вот-вот приедут старшие братья, взволнованные пропажей Эудории.

Прибывший Майкрофт приходит в ужас от внешнего вида поместья, которое две прогрессивные овцы запустили до состояния джунглей, решив не снисходить до какой-то там уборки, когда провидение уготовило им высшую суфражистскую долю. Двойной радостью для Майкрофта оказывается и опекунство над строптивой сестрицей, воспитанной в духе свободы и феминизма. Шерлок более лояльно относится к детективным потугам Энолы найти их мать, но даже он решает ничего не делать, когда Майкрофт вызывает свою знакомую мисс Харрисон *Фиона Шоу* директрису пансиона для благородных девиц, где Эноле предстоит научиться быть истинной леди.
 
Поняв, что надо решить всё самой, Энола встаёт на лыжи и сбегает из поместья в Лондон. Но в поезде она встречает молодого и смазливого маркиза, Виконта Тьюксбери *Луи Партридж*, которого ищет родня, и на которого охотится жуткий мужик в шляпе-котелке. Скорешившись с маркизом по пути в столицу, Энола решает найти мать, а заодно – помочь незадачливому лордику живым слинять от нанятого убийцы. 

Плюсы

Если расценивать фильм и книги как фанфик и вольное отступление от канонiчного мира сэра Артура Конан-Дойла, то смотреть можно. И даже нужно, коли у вас в семье затесались девочки-подростки, всё ещё мокреющие от мысли о мужике, как о главной и единственной ценности в жизни. 

Каким сквозняком, непонятно, но в «Энолу Холмс» сумели-таки засосать вполне неплохих актёров. Собственно, они-то и вытащили общее сюжетное убожество и туповатые диалоги, опять же, подходящие под жанровое своеобразие подросткового романа. Хелена Бонем Картер великолепна в любой роли, и я уж не знаю, какое амплуа окажется не по зубам этой чёткой косматой тётке. Фионе Шоу роли чудаковатых баб уже как родные: после «Убивая Еву» я в этом абсолютно уверена. А Генри Кавилл навсегда покорил моё сердечко *нет, не «Ведьмаком»*, когда почти целые сутки колупался, но собрал-таки компьютер, о чём снял долгий и нудный видеоролик. Смазливый качок – это хорошо, но умный смазливый качок – это, я вам скажу, круто. К тому же, Генри с видимым уважением отнёсся к роли даже такого «девчачьего» Шерлока Холмса, не уронив достоинства сыщика. *А вот Максим Матвеев в роли Холмса очень и очень плох. Но об этом в отдельной статейке, когда наш говносериал уже полностью выйдет. Пока смотрю и плачу, кровавые слёзы вытирая.*

Молоденькая и миленькая Милли Бобби Браун хороша в образе дотошной девочки-подростка Энолы. Ей хочется дать поджопник за капризность и излишнюю дерзость, а потом – искренне пожалеть, когда она рыдает от обиды, отчаяния и страха. Энола прогрессирует и меняется по ходу повествования, превращаясь из бойкого хамоватого зверька, выращенного в закрытой среде, в неординарную личность, способную найти свой путь и не свернуть с него.

«Энола Холмс» - очень красивый, яркий и вкусный с точки зрения операторской работы фильм. Свежая сельская местность противопоставляется кирпичным джунглям Лондона, изрыгающим чёрный дым из тысяч и тысяч домовых труб, и грязные подворотни с амбарами, внутри которых могут таиться невероятные вещи, и гротескно-обезличенный пансион, призванный подавить идентичность воспитанниц в угоду стандартам времени; фамильное гнездо, где долгое время были беззаботно счастливы мать и дочь, и вылизанное поместье Виконта Тьюксбери, - каждая локация продумана до мелочей, которые оставлены на виду, чтобы зритель мог их подметить и посмаковать. Очень красочно, интересно и приятно это всё разглядывать, порой даже отвлекаясь от действий и слов персонажей.

Композитором заделался Дениэл Пембертон, который клепал музыку для «Меча Короля Артура», поэтому звуковой ряд у «Энолы» очень неплох, хорошо запоминается и прекрасно совпадает с темпом повествования.

Ещё один милый приём – разрушение четвёртой стены. За это дело отвечает Энола, и её реплики, зачастую комичные, добавляют фильму движа, сближая героиню и зрителей.

Минусы

Наследники Конан-Дойла справедливо ох*ели от такого расклада и рванули в суд. По их сведениям в фильме были использованы произведения сэра Артура, ещё не ставшие достоянием общественности, да и вообще… Сестра у Майкрофта и Шерлока? Мамка-феминистка не в себе? Shto blyat`?!

За Майкрофта обидно просто до зубного скрежета. Его сделали рафинированным джентльменом-диктатором викторианской эпохи, воплотившим в себе всё плохое, что может быть в мужчине: снобизм, злобность, нетерпимость к другим, заносчивость и жестокость. Что уж говорить о необъяснимой мизогинии даже в отношении собственной сестры, которую Майкрофт проявляет с их первой встречи в фильме и до финала, оставшись непримиримым последователем дурацких правил.

Тут как бы дым из всех щелей пойдёт уже с самых первых кадров, когда появляется Энола: вся такая феминистическая, независимая, борзая *оборзевшая* после многолетней отсидки в поместье, которое они с мамкой расх*ячили играми в бадминтон прямо в библиотеке, химическими опытами и прочей лабудой. И якобы именно эта лабуда и делает Эудорию и Энолу не в себе особенными, экстраординарными, не такими, бл*ть, как все.

Превозношение себя любимой, которое лейтмотивом звучит добрую половину «Энолы Холмс», начинает сперва надоедать, потом подбешивать, а потом и вовсе заставляет то и дело смотреть на время, чтобы понять, сколько ещё мучиться.

Справедливости ради следует сказать, что здесь я впервые увидела столкновение двух взглядов на феминизм: радикального и центристского. От имени радикалов выступает мамашка Холмса, Майкрофта и *простихоспади* Энолы, Эудория. Она организовала кружок бой-баб, которые тайно приходят в её поместье и что-то там обсуждают. Она помогла создать подпольную лабораторию по сборке бомб для привлечения внимания к принятию билля о реформе любой ценой. Она уверена, что ценность собственной личности неоспоримо высока, и ей не стоит поступаться даже ради спасения другого. Если кто-то мешает тебе на пути – переступи через него и иди дальше. Она постоянно внушала Эноле, что неспроста её так назвала – её дочь со всем способна справиться одна, и уж тем более нельзя ей сворачивать с пути в угоду мужчине. Короче не мама, а какой-то майор Пейн в шляпке с вуалькой.

Сама Энола, сперва напитавшаяся мамкиных умозаключений, в начале фильма ведёт себя как непоследовательный полудурок, хамя обоим братьям, не успев разобраться, что Холмс в общем-то, настроен к ней дружелюбно. Энола самонадеянная и сверх меры уверена в своих возможностях по поиску матери, впервые попадая в огромный город, где никого не знает. Её детективные навыки оставляют желать лучшего, а вся неординарность сводится к познаниям основ шифрования и поиску мамкиных тайнописей. Но, встретив разных людей *вроде темнокожей феминистки-преподавательницы джиу-джитсу*, а также обломав себе рога в пансионе Мисс Харрисон, куда Майкрофт её всё-таки определил, Энола понимает, что одна – не значит одинока. Что можно и нужно порой прибегать к помощи других, самой помогать слабым, давать шанс окружающим на выражение собственного мнения.

Несмотря на желание авторов создать детектив, детективная линия у них получилась полудохлая, недоваренная и до того скучная, что при развязке я могла улететь на жопной тяге на Плутон – настолько по-дурацки вышло. По сути так всегда бывает, когда хочешь одной рукой схватиться и за сисю, и за писю: замесить феминистский фильм с понятным и выстроенным повествовательным ходом и вместе с тем забацать лихо закрученный детектив с неплохими загадками. Тут каГбЭ что-то одно получается. В данном случае всё ушло в феминизм, ну и ладно. Хоть одно направление не хромает.

Головоломки как в какой-то бл*дской игре «Нэнси Дрю», которая тоже выпила у меня немало крови. Шифры, номера, цифры – всё на уровне класса третьего, на крайняк пятого. Угадать злодея можно запросто, если напрячь мозги, но сделать это будет мешать феминистская повестка фильма, в которую тоже, сука, придётся вникать. Поэтому, когда настаёт время, главгад появляется, забористо играя на рояле из кустов, и вы только охереете от тупости того, кто замутил такой идиотский детективный закрут.

За мужиков в целом тоже обидно: так и видно, что создатели намеренно обходят романтический интерес Энолы к юному Маркизу, чтобы девчонки-зрительницы ничего себе там не надумали. При этом Энола поначалу то и дело обзывает Маркиза тупым и несуразным, хотя путёвых диалогов у него в разы больше, а выглядит он, как какой-то, сука, Дориан Грей – залюбуешься. Были моменты, когда Энола рисковала скатиться до уровня Майкрофта в ненависти к противоположному полу, но на счастье этого не произошло. Но могло бы, могло бы – по лезвию ножа ходили, не побоюсь этого слова.

Итого

Ни в коем случае не воспринимайте «Энолу Холмс» как часть оригинальной вселенной сэра Артура, если не хотите свалиться с приступом плача, изрыгая проклятия в адрес той Нэнси, которая умудрилась такое вот написать.

В качестве писательской фантазии «Энола Холмс» - отличный фильм для девочек-подростков, которые текут с Элджея, Крида, Эдварда Каллена и иже с ними, полагая, что вокруг члена, эдакого столпа земного, должна вращаться их жизнь.
Жаль, что в моё время не было такого вот кинишка, позволяющего девочкам понять, что каждая из них уникальна, бесценна, что мы все можем найти свой путь и не позволить обществу, заскорузлым ценностям и прочей белиберде продавить себя на «правильную», но чужую жизнь. В этом плане создатели молодцы, и я рада, что с каждым годом среди девчонок становится всё больше интересных, неординарных и уверенных в себе. В Нашей Необъятной, где стыдно быть не замужем после 25, стыдно не родить до 30, стыдно много учиться, стыдно быть разведёнкой и вообще, слово СТЫДНО является багровым клеймом на лбу у каждой второй девушки и женщины, очень важно с детства прививать девочкам тягу к знаниям, независимости и осознанию собственной важности. 



Рецензии