Тарзан или расплата за доверие

В июле 1960 года папа и мама часто спрашивали меня, хочу ли я в школу.
Детский сад с обязательным сном после обеда, прогулками в губернаторском парке, луком в супе (который заставляли обязательно съесть), монотонностью и скукой, мне порядочно надоел. Хотелось творчества. Поэтому страстно желая получать новое, - развиваться и учиться, я дала согласие на этот новый этап своей жизни.  И часто спрашивала у родителей когда же начнутся занятия в школе.
Как жестоко я раскаивалась позже, когда это свершилось! Мама отвела меня в школу и очень волновалась, смогу ли я найти дорогу обратно.  А ещё каждый день предупреждала, чтобы я никуда не заходила, не разговаривала с незнакомыми людьми и ничего у них не брала. Учительница длинной линейкой оставляла на моей голове шишки, трепала за волосы, если я не могла ответить на вопрос...

Постепенно я познакомилась с такими же как я первоклассниками. И домой мы ходили «кучками» по 3-5 человек, обсуждая наши детские интересы: тетрадки, кукол, пирожки, игрушки. И вскоре я знала кто на какой улице куда свернёт. Когда шли по «центральной грунтовке» дети один за другим расходились по домам, и я оставалась совершенно одна. Оказалось, что я живу дальше всех. И мне было не по себе возвращаться домой в одиночестве. И дома я была одна, потому что и мама и папа работали, а брат был в детском саду.

Каждое утро меня будили в 6 часов. Потому что папа шёл на работу и заодно отводил меня в школу. Мы шли по лесной дороге (так было короче) в темноте. А кругом шумел чёрный лес. И мне было совсем не страшно, потому что впереди шагал мой сильный и умный папа. А потом я целый час на высоком крыльце школы ждала, когда откроют дверь.
Однажды зимой был сильный мороз. Небо было ясное, и еловые лапочки серебрились инеем в свете луны. Мы надели валенки и, как всегда, пошли лесной дорогой. Но оказалось, что на реке от мороза треснул лёд, и вода полилась подтёками поверх льда. Разлив был широким, но мелким. Папа первым перебежал на другой берег, и я долго не решалась перебежать за ним. "Только не падай. Удержись на ногах" - говорил он. Наконец я решилась и пробежала…
Весь день мы с ним ходили в мокрых валенках, он - на работе, а я в школе. И после этого я заболела ангиной. Меня долго не отпускали на улицу, а когда я поправилась, у нас во дворе уже жил новый друг – собака.

Тарзан появился внезапно. Просто папа как-то вдруг привёл его домой, сделал мастерски будку и сказал, что это теперь наша собака, - он Тарзана купил у соседа.
Тарзан совершенно чёрный и мохнатый. Длинная шерсть падала ему на глаза, приподнималась завитком, и виден был чёрный влажный нос. Когда он смотрел на меня, шерсть раздвигалась, открывался один умный карий глаз, а потом и второй. Он нетерпеливо "танцевал" на месте, ограниченном длинной цепью и видно было, что он очень хочет побегать, поиграть, попрыгать, «погладиться» и «угоститься»…
Мои подружки называли его Парзанкой, потому что ещё не все буквы чётко выговаривали…

Порода Тарзана ценилась у охотников, это был большой чёрный терьер, весёлый и всегда счастливый. Меня он заряжал радостью просто «от того, что ты живёшь», заряжал непосредственностью, естественностью. С ним я легче переносила наказания в школе и дома за моё плохое поведение, чистописание, забывчивость и непослушание.
Я очень любила Тарзанку, и, когда родители позволяли, гуляла с ним в лесу. Он носился между деревьями, среди кочек, повизгивая от радости, и его висячие чёрные уши взлетали в такт его скачкам. В конце лета мы разыскивали с ним ягоды, иногда находили грибы, травки, оригинальные корешки для поделок. А весной бегали по проталинкам. И от этого и он, и я были счастливы. Как немного нужно для счастья!

У папы был друг – дядя Андрей. Они служили в армии вместе и были друзьями. А позже они вместе дома строили, встречались семьями по праздникам… и им было что вспомнить. А с его дочкой мы вместе учились и сидели за одной партой в школе…
Папа брал Тарзана на охоту в лес, куда они с дядей Андреем ходили, - учил собаку  разыскивать в болоте дичь, выслеживать на деревьях белок. (Фотографии этих походов сохранились, а вот дичи - добычи я не видела никогда).

В сентябре я пошла во второй класс. Учились мы во вторую смену и домой я возвращалась в темноте. Дом наш стоял на окраине города, и пройти темноту леса одной – было для меня серьёзным испытанием…
И как-то получилось, что Тарзан иногда провожал меня в школу. Однажды он не пришёл домой. Мы долго искали его, а потом его нашла тётя Аня, во внутреннем дворе «Северной гостиницы». Он что-то охранял. Тарзана спустили с поводка, и он прибежал с тётей Аней домой.
Идя в школу я не брала его с собой, но однажды он сорвался с цепи и догнал меня уже по дороге, вертелся под ногами, и от радости повизгивал. Возвращаться домой не было возможности, - могла опоздать в школу и получить очередное взыскание. И я приняла решение зайти к подруге и попросить оставить Тарзана у них до окончания уроков. "А потом мне будет не так страшно возвращаться в темноте..." - это было серьёзным аргументом. И мы так и сделали, заперли Тарзанку в сарае–дровянике, и ушли заниматься. Возвратившись со школы, я не обнаружила Тарзана на месте. Я поискала его и решила идти домой. Надо ли рассказывать как была тяжела дорога домой без моего любимого Тарзана! Я шла и заглядывала за каждый дом, за углы заборов, звала его по имени, и плакала…
Дома его не было. Прибежал он только к утру. Папа и мама просили больше не брать его с собой. Всё-таки дорога до школы дальняя и неизвестно, кого он повстречает по пути. Тем более что появились службы по отлову бродячих собак. И я прониклась их словами  и поняла, как мой друг был  ценен для меня.

На следующий день после уроков мы с моей подругой пришли к ней делать уроки. У них было трое детей и всегда было о чём поговорить. Я была шокирована огромным синяком на щеке её мамы.
Мне никто ничего не сказал. Только подруга обмолвилась, что папа ревнует маму… Мама холодно отнеслась к нашему появлению и попросила больше не оставлять собаку в сарае, а если оставляете, то предупреждать. По детской наивности я своеобразно приняла эти слова, решив, что мне "разрешено..." и надо лишь предупреждать всегда тётю Клаву.
А через месяц Тарзан снова догнал меня по дороге в школу. Отправлять его домой было бесполезно. Никого в доме не оказалось, - подруга уже ушла в школу, и предупредить о собаке я, на свою беду, никого не смогла, кроме Саши, - брата подруги, который был занят своими мыслями. Ждать тётю Клаву было некогда. Войдя во двор, я снова заперла собаку в сарае, подумав, что я быстренько отучусь и заберу Тарзана оттуда.
После уроков, конечно, помчалась за Тарзаном. Но его нигде не было. Сарай оказался пуст. Больше Тарзана я не видела. Он не пришёл ни ночью, ни к утру, ни через неделю, ни через месяц… Конечно все искали Тарзана, папа ездил на «Спецавтобазу», но собака бесследно пропала… Позже подруга сказала, что дядя Андрей на верёвке увёл Тарзана куда-то… А брат добавил: "Ушёл на охоту с Тарзаном..."

Что было дальше я не знаю, но позже родители мне категорически запретили проходить по улице, где стоит дом его друга, говорить с его дочерью и сидеть с ней за одной партой ... Да я и сама с тех пор стороной обходила их дом. Я ничего не понимала, а свои решения и поступки я тогда анализировать не умела… Мой детский разум отказывался вместить то, что человек смог переступить черту нравственного и бережного отношения к другим живым существам.

А через 52 года мне позвонил дядя Андрей и попросил телефон моего отца, уехавшего в Архангельск строить свою новую жизнь. Где он взял номер моего телефона – не понятно. Оказалось, что у него умерла жена, тётя Клава... Он сообщил мне об этом и как-то глухо, со спазмами в горле сказал, что сильно ревновал её к моему отцу… Дальше разговор не получился… Я продиктовала папин телефон и положила трубку, наивно полагая, что мы ещё встретимся и поговорим на эту тему…
Папе тогда было уже 85 лет…

И только сейчас, спустя шесть лет после этого звонка, я поняла то, чего не понимала по своей детской наивности и безмятежности. Ведь он увёл Тарзана в лес и застрелил из охотничьего ружья, никому ничего не сказав… (Об этом говорили незаметные нотки в голосе дяди Андрея, и желание поговорить с папой, и явное позднее раскаяние…) И никто из его семьи не обмолвился об этом…
Внезапное осознание этого страшного поступка подвигло меня написать этот рассказ, потому что я вдруг поняла, что там скрывалось ещё что-то страшное и необъяснимое и моё детское счастье, радость и безмятежность дорого стоили моему доверчивому и весёлому другу.  А в свои 8 лет я ничего не смогла сделать... Меня просто не слышали.

И произошло то, что происходит при стрессе, я сильно заболела, всё «схлопнулось» - закрылось каким-то «блоком», забылось, ушло глубоко в подсознание… (Превратилось в «Якорь» как говорят психологи, который исказил и психику и поступки…) И именно тогда, в детстве, я уничтожила в себе любовь, привязанность и радость жизни тем, что постоянно ждала, всю жизнь ждала Тарзана... ждала его счастливого повизгивания, даже когда сгнила и разрушилась его будка.
И долго, очень долго я не могла заводить у себя в доме животных. А мужчины мне казались непредсказуемыми самодурами.

Поступки людей, выигравших жуткую Вторую Мировую Отечественную войну были не всегда человеколюбивыми. Не считаясь с мнением других людей, они творили то, своё, правильное… от чего потом всю жизнь им было стыдно и гадко на душе и на сердце… И они хранили это и жили с этим! Во истину, человек, не осознающий что и зачем он делает – разрушает сам себя! И расплата за эти безжалостные, страшные и разрушительные поступки, настигает рано или поздно.
Энтропия… Беспорядок порождает разрушения!!!
И мне надо найти в себе силу и любовь и простить этого не нашедшего себе покоя, и разрушившего всё лучшее вокруг себя, человека, у которого эгоизм и гордыня затмили свет разума и Бога!
 
Я поняла, что папа не выдержал этого предательства. Его внутренний мир потерял краски, смысл жизни. И, папа сначала сильно запил, а потом бросил всё и всех и уехал в Архангельск и начал жизнь с «чистого листа»… Позже мне он сказал, что его все предали. И самым жестоким был для него удар, полученный в спину от человека, с которым он дружил и доверял ему свои сокровенные идеи и мысли…
Со временем папа нашёл в себе внутреннее равновесие, и часто говорил: «Если бы заново начать жизнь, то я никогда бы не пил и не курил, даже по праздникам…»

P.S.
Прошло время. И осознав то, чему меня учит эта ситуация, я поняла, что не умею до сих пор слушать и слышать окружающий мир, людей. Слышу только саму себя, свои собственные желания и не умею соразмерять мнение своё и мнение других людей. "Не перевариваю мужчин" и их непредсказуемость.
Синяк на щеке у тёти Клавы, как «предупреждение о жестокости» - было, но почему я его не прочувствовала, и это предупреждение не заставило меня остановиться и задуматься над тем, что взрослый человек находится в сложной и тяжелой ситуации искушения, - он ревнует, а это (как в танке - зашоренность) нарушает психику, делает неадекватными поступки, проявляет внутреннюю агрессию и жестокость. И первыми под эту "горячую руку" попали мы с Тарзаном.


Рецензии