C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Пробка от графина

За время службы в армии случались курьёзные (странные, смешные, забавные) случаи. Мне запомнился один из них, произошедший с моим товарищем.

Развод суточного наряда проводился на стадионе ровно в 17 часов под мелкую барабанную дробь воспитанника духового оркестра.

Дежурными по академии, невзирая на научные степени и научные звания, назначались лица преподавательского состава, в воинском звании не ниже подполковник – полковник.
Приняв доклад помощника, и поздоровавшись, новый дежурный проходил вдоль шеренги строя, проверял внешний вид заступающих и знание их обязанностей.
Ритуал развода обычно заканчивался фразой: «Дежурные по факультетам, прошу с докладами НЕ ТЯНУТЬ ! Недостатки устранять ПОСЛЕ доклада ! ».

В субботний летний день, дежурным заступал старший преподаватель, полковник ИВАНОВ.

В 20 лет, окончив с отличием ленинградское среднее инженерное училище, начал службу в понтонном полку на Одере в ГСВГ (Группа советских войск в Германии )
 и прошел ступени от командира взвода, до лучшего в полку командира роты.

 Офицер, любивший и нёсший службу так, что на поданный через два года рапорт о поступлении в академию, командир полка широким, размашистым росчерком пера наложил краткую резолюцию:
« Недавно прибыл, себя не проявил, ОТКАЗАТЬ!».
Логика командира проста: « Отпущу знающего и требовательного офицера, а с кем останусь поддерживать боеготовность части и проводить эти осточертевшие ежеквартальные проверки?»

Жизнь полна примеров, когда командиры задерживали, не отпускали знающих своё дело офицеров, а разгильдяям и неумёхам, чтобы избавиться от них, писали стандартные ангельские характеристики с переводом в другую часть и подписывали рапорта о поступлении в академию или адъюнктуру.
На следующий год, на просьбу о допуске к экзаменам, как окончившего училище с отличием, никто внимание не обратил, было не до него, все спешно готовились к переезду в какую – то Тмутаракань, а потом и рапорт не могли найти.

ИВАНОВ, чтобы вечерами  не терять время за бильярдом и пивом, записался в вечернюю школу и ещё раз повторил весь курс десятого класса, получил второй аттестат о среднем образовании и поступил на заочное обучение в строительный институт.
Пять раз писал рапорт, и всегда находились веские причины:
«неправильно реагирует на замечания старших - ОТКАЗАТЬ!»,
«до исправления указанного недостатка -  ОТКАЗАТЬ!».

В последний год, когда по предельному возрасту 27 лет, разрешено поступать на очное обучение, добился своего.
Командир рапорт всё же подписал («многие хотят, да не у всех получается») надеясь, что экзамены провалит и вернётся в часть с повышением на должность начальника штаба.
Имея цель в жизни, и зная как её добиться,ИВАНОВ  поступил в академию на специальность связанную с расчётом траектории движения ракет.

Траектория движения - НЕВИДИМАЯ ЛИНИЯ, но, сколько вокруг этой невидимой линии защищено кандидатских и докторских диссертаций, а сколько получено полковничьих бараньих папах и генеральских штанов с лампасами?

Академию окончил с отличием и был оставлен в адъюнктуру.
Защитил диссертацию, получил очередное звание, стал преподавателем дисциплины, без которой невозможна точность стрельбы «Теория вероятностей и математическая статистика ».
 Отношение к службе, заложенное в инженерном училище и понтонном полку осталось прежнее "ДЕЙСТВУЙ СТРОГО ПО УСТАВУ, ЗАВОЮЕШЬ ЧЕСТЬ И СЛАВУ!".

Дежурка, через которую ежесуточно проходят люди, спешащие как наказание отбыть эту службу, встречает всех характерным, устоявшимся  запахом табачного дыма.
Старые дежурные, утомившись в ожидании окончания наряда, стараясь хоть как-то ускорить время сдачи, порой в нетерпении открывают сейф, в специальных ячейках которого хранятся пистолеты офицеров и книга выдачи оружия.

Придя с развода, новые, желая быстрее отпустить своих товарищей, обычно считают общее количество пистолетов, сверяют с записью в книге, подписывают рапорт и не позже 18 часов докладывают начальнику академии о приёме дежурства.
Далее начинается рутинная служба определенная Уставом Внутренней Службы и инструкциями начальника строевого отдела.

Писатель Куприн Александр Иванович, великий знаток армейской жизни, окончил кадетский корпус и Александровское военное училище, созданное специально для сирот потомственных дворян и готовившее офицеров для службы в пехотных частях.
В романе «Юнкера» описаны порядки, существовавшие в училище - СУРОВАЯ ДИСЦИПЛИНА И ОТЧЁТЛИВОСТЬ, всегда стояли НА ПЕРВОМ МЕСТЕ.
Главное, что впитывалось всеми –НЕУКОСНИТЕЛЬНОЕ соблюдение требований Устава и воинских порядков, а именно:« что КАСАЛОСЬ СЛУЖБЫ, не допускалось НИ МАЛЕЙШЕГО ПОСЛАБЛЕНИЯ, даже среди приятелей,
 зато вне службы, это было дружеское обращение на «ТЫ».

На левой стороне рамки пистолета Макарова, вплоть до 1967 г на заводе выбивались 5 -6 цифр и буква, по которой определялся год выпуска оружия.
Полковник ИВАНОВ, не обращая внимания на телефонные звонки  спешивших доложить о приеме, лично сверял каждый пистолет, а помощник диктовал из книги все цифры и буквы.
Пистолетов больше сотни и часы, висевшие на стене, давно пробили 19.
 Убедившись в наличии всех пистолетов и полном соответствии маркировки, расписался в книге, закрыл сейф на замок, а ключ положил в свой карман. Теперь за оружие отвечает он лично.

Стал принимать имущество.
На опись (перечислявшую столы, стулья и прочее) висевшую в рамке на гвозде при входе, никто при приёме дежурства не обращал внимания, но согласно УГКС -  Устава Гарнизонной и Караульной Службы этот, ЗАСИЖЕННЫЙ МУХАМИ ЛИСТОК, после подписания и утверждения его печатью начальника строевого отдела, приобретал СТАТУС ДОКУМЕНТА обязательного для исполнения.

 Опись: сейф для оружия, телефон, часы настенные, кушетка.
Стол, два стула, подставка под графин  (тарелка, взятая из курсантской столовой)
и сам ГРАФИН, всё есть, но СТОП, а ГДЕ ПРОБКА?
Графин без пробки это не графин!
В Википедии чётко, по военному, дано определение:
« Графин - широкий книзу, стеклянный прозрачный сосуд с длинным узким горлом, закрывающийся ПРОБКОЙ!».

У дежурного, безучастно сидевшего на кушетке и ждавшего с нетерпением окончания сверки оружия, услышав вопрос полковника  «...а где пробка?», тревожно екнуло сердце.
Смутившись, растерянно пожал плечами и пробормотал: «Да, я вчера и внимания не обратил. Была ли вообще эта пробка, а может быть, её и не было».

Стали искать. Отодвинули тяжелый сейф с оружием, вытерли своими кителями и брюками вековую паутину и пыль, скопившуюся в углу.
Проверили под кушеткой, столом и стульями, но её проклятущей в комнате не было. Дежурный готов послать помощника в магазин купить графин, но это было время, когда мы строили «развитой социализм», догоняли Америку, но руки не доходили до производства самых простых вещей тем, кто охранял, строил и догонял.
Главное – «Жила бы страна родная и нет других забот!»
Строго соблюдался Кодекс охраны труда, а потому хозяйственные магазины, в которых ничего не было, закрывались ровно в 19 часов.

При таком принципиальном сменщике, ситуация становилась какой- то неопределённой, тревожной и безысходной.
Помощник дежурного, капитан из адъюнктов, пытался разжалобить разговорами о больной жене, голодных детях сидящих на лавках и ждущих кормильца, но это во внимание полковником  не принималось.
Для подписания рапорта и доклада, нужна пробка от графина, а её нет.

В конце 30 –х годов в нашей стране было широко развито движение ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) подготовившее к началу войны тысячи парашютистов, летчиков и связистов.
 
Обязанности начальника академии убывшего в отпуск, исполнял генерал СИДОРОВ.

Во время войны, будучи молодым  человеком
увлекался  изобретательством, занимался в радиокружке. Окончив школу, поступил учиться в воздушную академию.

             К началу войны соотношение в самолётах и танках было таково:
 
               КРАСНАЯ АРМИЯ        ГЕРМАНИЯ            СООТНОШЕНИЕ               
               
      САМОЛЁТЫ        10 700            4800                2.2               
 
         ТАНКИ        15700             4400                3,6

Но, у немцев все самолеты и танки имели радиосвязь, а у нас, вплоть до 43 года, лишь сотни!!! единиц на всю родную Красную Армию.

В истребительной авиации, в бою командир звена имел только один вид связи с подчиненными -  ПОКАЧИВАНИЕМ КРЫЛЬЯМИ!
В танке Т 34 радиостанция занимала много места.
 Если без станции можно разместить 4725 патронов для пулемёта, то со станцией, всего 2898, на 1827 шт. меньше. Конечно, брали патроны.

СВЯЗЬ внутри танка осуществлялась НОГАМИ. Ноги командира всегда лежали на плечах механика - водителя. Давит на левое плечо - поворачивай налево, давит на правое - вправо, сжал коленями голову водителя - стой!
Сунул кулак пропахший соляркой, заряжающему под нос, тот без слов понимал, надо бронебойным, а растопырил пятерню, размером с совковую лопату, заряжай осколочным.

Изобретение предложенное первогодком - курсантом, ныне ставшим генерал -лейтенантом , начальником факультета , доктором наук , заслуженным изобретателем , позволило в кратчайший срок изменить ситуацию и летом 1943 года, после Сталинградской битвы, в небе над Кубанью все самолеты имели связь.
Теперь в бою слышали не только командира, но и немцев, кричавших в панике своим летчикам: « Ахтунг, ахтунг, в небе Покрышкин! »

В субботний, летний вечер к генералу пришли гости, хозяйка пироги напекла, стол накрыла. Гости в весёлом предвкушении выпивки и закуски, обсудили все новости, погоду, здоровье, а « САМ », после 19 часов стал почему - то задумчивым, рассеянным и не дает команду «Всем за стол!».
Время за 20 часов, а доклада от дежурного нет.
Случись, срочно быть в академии, то, чтобы вызвать единственную машину УАЗ –ик, на которой утром привозили генералов на службу, а вечером развозили по домам, алгоритм вызова был прост как угол кирпичного дома.
Звонили начальнику строевого отдела, тот дежурному в парк, дежурный по телефону вызывал шофера из казармы, пока солдат дойдет, заведет, прогреет и доедет до конца Васильевского острова, уйдет не менее часа.

Генерал звонит домой начальнику строевого отдела: «Что случилось, нет доклада ?»
Тот в дежурку и с места в карьер: «Почему не докладываете?»
Полковник ИВАНОВ, уверенный в своей правоте, спокойно отвечает:
«Оружие принял без замечаний, но при приёме имущества в комнате дежурного, согласно описи, ПОДПИСАННОЙ И УТВЕРЖДЕННОЙ ВАМИ, обнаружил недостаток- отсутствует пробка от графина. Ищем пробку»
«Какую пробку, какой графин? Срочно докладывайте генералу о приёме!»

«Товарищ подполковник, вы на меня голос не повышайте, я при исполнении обязанностей  и действую СОГЛАСНО ИНСТРУКЦИИ подписанной и утверждённой ВАМИ!
Дежурство приму, но в рапорте, на имя начальника академии, мной будет указано;- ПРИНЯЛ с обнаруженным недостатком, СОГЛАСНО ПРИКАЗУ  начальника строевого отдела».
«Товарищ полковник, пишите все что хотите, но срочно докладывайте!»

В казармах дежурные и дневальные в этот вечер не смыкали глаз, в коридорах стояла тяжелая, как перед грозой тишина, ждали прихода дежурного по академии
Всюду наводили порядок, драили туалеты, учили обязанности и положения Устава Внутренней Службы.
 Полковник ИВАНОВ, согласно инструкции обошел казармы всех факультетов, проверил практические действия наряда в случае пожара или объявления тревоги. Порядок в спальном помещении и чистоту туалетов.
На кухне, в присутствии старшего повара, проверил закладку в котел всех полагающихся по норме продуктов. После снятия врачом пробы и его подписи в специальной книге разрешающую выдачу, ему принесли пищу приготовленную для курсантов.
Уходя сделал замечание повару: «Ужин хороший, но мало перца и лаврового листа»

Через день, как обычно, полковник  проводил занятия с курсантами.
А в это время по коридору, взволнованно ходил нач. кафедры, останавливался у дверей аудитории, смотрел на часы и с нетерпением ждал звонка на перерыв, чтобы сообщить лично, что полковника ИВАНОВА срочно вызывает в кабинет начальник факультета полковник ПЕТРОВ; доктор технических наук, будущий член – корреспондент Академии наук СССР, с которым полковник ИВАНОВ на научных семинарах не раз вел жаркие споры, а вне службы, обоих связывала семейная дружба и при случае могли позволить употребление...
В кабинете представился: «Полковник ИВАНОВ, по вашему приказанию прибыл!»
Начальник факультета встал, принял строевую стойку «смирно» и произнёс:
 «За отличное знание Устава Внутренней Службы и  неукоснительное   исполнение   будучи дежурным, начальник академии объявляет ВАМ благодарность с занесением в личное дело!»
Полковник ИВАНОВ ответил: «СЛУЖУ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ!»

Пригласив сесть, уже по -дружески: «Я сейчас пришел от начальника академии, он попросил объявить ТЕБЕ благодарность, НО МНЕ в приказном порядке им было сказано:« Полковнику ИВАНОВУ БЛАГОДАРНОСТЬ ОБЪЯВИТЬ, но больше НИКОГДА, ни при каких обстоятельствах, ни в какие  наряды НЕ НАЗНАЧАТЬ!»

Так, за ревностное отношение к службе, негласным распоряжением начальника академии, полковник ИВАНОВ был отлучён от всех нарядов, вплоть до ухода на пенсию, о чём никогда не пожалел.


Рецензии
Владимир!
Очень интересно про сигнализацию в танке. И как хорошо придумано: сжатый кулак и растопыренная ладонь, ведь прямо в точку.

Я учился в экономическом ВУЗе, но «Теория вероятностей и математическая статистика» изучалась нами довольно серьёзно (возможно не так, как ракетчиками и артиллеристами).
Преподавал бывший фронтовик, Величко, артиллерийский офицер, с контузией, немного дёргал щекой.
И так же дёргались от страха перед этим предметом большинство наших студентов. У меня это был один из любимых предметов.

С уважением,

Саша Щедрый   09.02.2023 16:28     Заявить о нарушении
Саша! А как тебе НЕВИДИМАЯ ЛИНИЯ - вокруг которой защищено сотни кандидатских и докторских диссертаций, получены сотни бараньих папах и штанов с лампасами ?
С уважением, Владимир

Владимир Харченко   09.02.2023 18:21   Заявить о нарушении
Юмор понятен, Владимир!

В других отраслях науки тоже "невидимые линии" встречаются, хотя и пореже.

Саша Щедрый   09.02.2023 20:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.