Бездарный ученик

Подошёл конец учебного года: долгожданная пора школьников, окончание нудных уроков, домашних заданий и других скучных обязанностей. Самое время строить планы на последующие три месяца и придумать, куда направить свою безудержную энергию. Лето для школьника – это полная свобода, стремление к мечте и возможность стать по-настоящему счастливым. Шумный рой учеников вылетел на улицу, и в школе стало тихо и безлюдно. Только из учительской раздавались звуки, за дверями которой проходило негласное совещание преподавателей. Решали кого из девятиклассников зачислить в 10 класс.

После отсева большей части группы, поступило предложение от физика, удалить ещё одного воспитанника, Илью Пронина. «На мой взгляд – это самый бездарный ученик», – объяснил физик своё решение. И закончил фразу: «Удивляюсь вообще, как он доучился до 9 класса». Основная часть учителей отнеслись нейтрально к рекомендации физика, но были и те, кто поддержал инициативу, например, классный руководитель вспомнила, с каким трудом выбивала с его родителей нужную сумму для ремонта класса. Кто-то ещё: припомнил плохое поведение.

Практически отчисление школьников подходило к последнему этапу, пока не вошёл в кабинет учитель по украинской литературе Софрон Игнатьевич Третьяков, уважаемый в школе педагог, член Национального союза писателей Украины и доброй души человек. Но, когда услышал, кого решили отчислить, то сильно рассердился, спросив у всех: «Вы хоть понимаете, кого выгоняете? Парень бесспорно талантлив, по литературе лучший! А то, что не силён в физике, так это вопрос к преподавателю». Гневно произнёс литератор, посмотрев с укором на физика. И затем сказал в его адрес: «А вы, господин хороший, тронете ученика, я вас следом отчислю. Таких, как Пронин – единицы, а таких, как вы – очередь, на бирже труда – убедитесь в этом». 

Как обычно, быстро пролетело лето. Прекрасные сентябрьские дни чуть скрашивали тёплые воспоминания о каникулах. Вернулись воспитанники повзрослевшие, загоревшие и совершенно разные. Встреча с друзьями и родными стенами вызывала радость и восторг. Но лето ещё не отпускало, отражаясь на их лицах, в виде витающих мыслей и безучастном внимании. Когда по школе разнеслась новость о приезде областной комиссии с проверкой, то постепенно сознание стало возвращаться в образовательное русло.

Более осведомлённые говорили, что проводятся проверки в тех школах, откуда мало абитуриентов поступают в высшие учреждения. Основное внимание уделялось выполнению образовательной программы, качеству работы учителей и успеваемости учащихся. Беседа с педагогами, состояние их дел очень раздосадовало инспекторов. Особенно после ведения урока физиком, наблюдатели устроили всем учителям разнос. Уже в принципе мнение по этой школе было сформировано. Зашли на последний урок по литературе, зная, что в этом классе преподаёт заслуженный литератор, потому, сделали хотя бы видение, что они ещё что-то собираются посмотреть. Посему их вердикт уже был решён. Обозлённые, сели за свободные парты.

Урок по литературе посвящался чтению украинской классики, и Софрон Игнатьевич вызвал читать в слух Илью Пронина. Илья воспроизвёл стихотворение Аркадия Гавриловича Родзянко отрывок «Два века». В обыкновенной манере: не совсем громко, но уверенным голосом с бархатистой хрипотцой, постепенно заворожил всю аудиторию. Текст был не совсем понятен, однако с правильным произношением интонаций и выдержки пауз, смысл ощущался. Глава о «патриотизме, духе и о пантеоне искусств» сильно затронула одного из наблюдателей, и у него безудержно покатились слёзы. Смущённо вытерев глаза и щёки, и чтоб никто не заметил слабости строгого мужчины, опустил лицо. После прочтения элегии, Софрон Игнатьевич сдержанно поблагодарил Илью и продолжил объяснение прочитанного.

Когда звонок оповестил о завершении урока, забыв о суровой комиссии, учащиеся прямиком двинулись к выходу, эмоционально обсуждая планы на сегодня. Школа, как муравейник – вдруг ожила, и конец занятий предвещал о приятных минутах в не четырёх стен. Наблюдатели, уже менее раздражённые, тоже стали выходить из класса. Лишь строгий инспектор, неожиданно подошёл к Илье и протянул ему руку, произнёс: «А ты, молодчина, здорово прочитал произведение». И, замешкавшись, достал кожаный блокнот, из которого вынул визитку с золотым тиснением, и отдал Илье со словами: «Если что, обращайся, в случае каких-либо вопросов». И положив руку ему на плечо, напоследок сказал: «Это же надо, как ты меня растрогал!». Попрощался с педагогом, и пошёл к своей группе.

Спускаясь по ступенькам на первый этаж, контролёры в этот момент зевали, будто бы только проснулись. Одна сотрудница поделилась своим хорошим самочувствием от урока; другой инспектор, подтвердив её слова, высказал своё впечатление: сравнив чтение ученика с просмотром интересного фильма. Последним подытожил оценку строгий наблюдатель: «Этому парню, как раз самое место фильмы комментировать». Проходя мимо учительской, и совсем забыв о провинившихся учителях, инспектора направились к выходу из здания.


Рецензии