Я родом из России. Глава I. По следу Совести

ГЛАВА 1. ПО СЛЕДУ СОВЕСТИ

МОНОЛОГ ПОГИБШЕГО СОЛДАТА

Я вернулся с войны в отчий дом как погибший за Родину.
Попрощаться с семьёй девять дней после смерти дано.
И калитку открыл. И колодец прошёл и смородину,
И продрогшими пальцами стукнул в родное окно.

Застонала изба. Пёс завыл за дощатым курятником.
В тот же миг зеркала повернулись к холодной стене.
И седой капитан, не стесняясь, начальство крыл матерно.
Бедолага не знал, как сказать старикам обо мне.

А потом я ушёл поклониться Престолу Господнему.
И сказал мне Христос: – Выправь плечи. Ты – русский солдат!
Не пристало бранить пацанов, жизнь отдавших за Родину.
Убиенным в бою полагается белый наряд.

И открылись врата – и побрёл я дорогой неведомой.
Позади горизонт – на земле он всегда впереди.
И увидел свой взвод возле самого светлого терема.
И услышал: – Привет! Ну, чего рот открыл?.. Заходи.

Я рванул..Побежал… К лучшим людям из лучшего прошлого.
Сколько выпито слез – и совсем не по нашей вине.
И рассвет полыхнул. И захлопали звёзды в ладоши нам –
Взвод восполнил ряды. Только Мишка Стрельцов на войне.

Жизнь не выдала нам ничего, кроме рода и племени.
А судьба расшибала ещё не окрепшие лбы.
Мы учились стрелять – на любовь просто не было времени.
И несли тяжкий крест – класть друзей в именные гробы.

И погибшие мы, но не павшие духом и совестью,
Собрались в тишине навсегда и на веки веков!
Я вернулся с войны рассказать взводу свежие новости
И приказ получил – доложить, как там Мишка Стрельцов.

Я вздохнул и сказал: – Два раненья Стрельца не исправили:
Он такой же чудак – всё считает себя молодым.
Разреши, командир, нам с ребятами выпить за здравие,
Чтоб последний из нас на земле был подольше живым!

ТИХВИН, 9 ДЕКАБРЯ*

В час суровый за отчий дом
Не ходил я на силы тёмные.
Не писа;л под сплошным огнём
Окаянные похоронные.

По воронкам средь мёртвых тел
Не искал боевых товарищей.
И не видел через прицел
За околицей танк пылающий.

Я – другого календаря!
Не достались мне «зори тихие».
Но девятого декабря
Я всегда говорю о Тихвине.
   
Здесь, на месте былых боёв,
Повстречал я её высочество.
Здесь когда-то имя моё
Повзрослело и стало отчеством.

Отчего же душа болит?!
Тяжко ей, неспокойно, боязно.
Будто мчится она в Аид
Полуночным электропоездом.

А вокруг, да по всей Руси!
Тьма могил неизвестных воинов…
У кого бы узнать, спросить?..
Нашим душам больнее больного! 
         
*9 декабря – день освобождения Тихвина
 от немецко-фашистских захватчиков.

БАЛЛАДА О ГОРЬКОЙ РУССКОЙ ЗЛОСТИ

Я не злоба.Я – горькая русская злость!
Это мой флаг взлетел над Рейхстагом.
Сколько крови моей молодой пролилось
По фронтам, по тылам, по ГУЛАГам…

Это я в сорок первом шагнула на дот
И воскресла в пылающем танке.
Мне Гастелло доверил свой главный полёт,
И меня не купить за полбанки.

Я свинцовой иглой вся прошита насквозь,
Но – живая! По воле Господней.
Я – нормальная русская горькая злость! –
Вот взяла и проснулась сегодня...

ВСЁ ВОЗВРАЩАЕТСЯ

Как мило верить в доброго царя,
О будущем мечтать на сон грядущий
И, отрывая лист календаря,
Надеяться, что новый будет лучше.

Не слышать вздора, глупостей, вранья.
Друзей встречать вопросом о погоде.
Всё возвращается на круги на своя,
А молодость тем временем уходит.

И вот она – незримая черта!
За ней огни последнего причала.
– О Господи! – прошу я у Христа, –
Дозволь спастись и жизнь начать сначала.

Ты видишь сам, разруха, мрак кругом.
Хотя признаться в этом неприятно.
Всё возвращается: Гоморра и Содом,
А молодость уходит безвозвратно.

Господь ответил:  – Рад бы, да нельзя!
Со временем шутить никто не вправе.
Одна и та же самая стезя
Приводит на Голгофу и ко славе.

Дом не построить, сидя у костра.
И не согреть холодными сердцами…
Всё возвращается:  и дни…  и вечера…
А молодость не меряют годами!

ТРИПТИХ

Давай поговорим о доброте!
Откроем окна.  Двери – нараспашку.
Наденет солнце свежую рубашку
И в дом войдёт к живущим в темноте.

О милости давай поговорим!
О грустном вспомним, но совсем немного.
Врагов простим – как велено нам Богом.
И жизнь свою любимым посвятим.

***
Стихи замёрзли. Мир сошёл с ума…
Бредёт усталость по годам-ступенькам.
И прошлое стареет помаленьку,
И за зимою следует зима.

Нет лучших дней, и ночи все плохи.
И не простить, и не прийти с повинной.
И женщина глуха, и слеп мужчина,
И на губах погибшие стихи…

***
Не позабудь любимой дать тепла…
Борьба за власть, погоня за карьерой –
Всё мимолётно, всё сгорит дотла.
Но будут у тебя любовь и вера.

И мудрый кот под дубом вековым
Цепь разорвёт и позовёт в дорогу.
Ты будешь жить и жизнь давать другим,
Но не забудь быть благодарным Богу!

К ВОЗВРАЩЕНИЮ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Неужели и нас удостоит Господь благодати?!
Не за веру, увы! – Свята Русь, а народ без креста.
Но как много свечей, поминальных свечей у распятий!
И за каждой душа. И у каждой своя высота.

А Господь – он один! И Россия – одна во вселенной!
Есть кого возлюбить. Есть за что умереть в свой черёд.
Всё вернётся на круг Плоть и кровь наши грешные бренны,
Но бессмертна душа! И её Матерь Божия ждёт.

СКАЗ ПРО ТО, КАК ОДНАЖДЫ БЕЛУЮ ЗАВИСТЬ СДЕЛАЛИ   ЧЁРНОЙ.
И ЧТО ИЗ  ЭТОГО ВЫШЛО

Не всякая правда рождается скоро.
Иную до смерти хранят на груди.
Не каждое яблоко - символ раздора,
Не всякая туча приносит дожди.

Жила-была Зависть. В такой-то деревне
В таком-то году – молода и бела!
С рассветом вставала. И к зорьке вечерней
Всегда успевала закончить дела.

Скотина накормлена – козы, овечки…
И убрано в доме, пирог на столе.
Котёнок Пушок развалился у печки,
И небо прильнуло к усталой земле.

А Белая Зависть на мягкой кровати
Мечтает о счастье, о солнечных днях.
О том, как сошьёт подвенечное платье
И вышьет лебёдушек на рукавах.

А утром однажды, подобно принцессе,
Лицо окропит ключевою водой.
И всё будет так, как написано в пьесе:
И принц молодой, и дворец золотой!

Но очень не нравилось бабке Глафире,
Как Белая Зависть романсы поёт.
У ней-то самой – грязь в холодном сортире
И сорной травою зарос огород.

И бабка Глафира пришла к бабе Дуне,
А та пригласила Фому и Петра.
И сопли летели, и брызгались слюни,
И брага в стаканы лилась до утра.

– Ну, что будем делать? – спросила Глафира.
– Придумаем что-нибудь, – фыркнул Фома.
А Пётр засмеялся: – Историю Мира
Листай перед сном, дорогая кума!

Возьмём бочку с дёгтем. А дальше всё просто:
Испачкать ворота – всего-то делов…
И Белая Зависть от липких вопросов
Сама почернеет, поклясться готов.

Ну, что приумолкли? Ещё по стакашку! –
И злая усмешка слетела с лица.
И взвизгнули петли, и дверь нараспашку,
И горе-трава зацвела у крыльца.

А Белая Зависть покрылась позором.
И чёрною жабою стала она…
Не каждое яблоко – символ раздора,
Не всякая правда смертельно больна.

ЗАЛОЖЕННАЯ СОВЕСТЬ

Решил я совесть сдать в ломбард.
Зашёл в шикарный зал.
В смятенье бросил робкий взгляд
На тучных вышибал.

– Ну-ну! – сказал хозяин-«шкаф». –
Чего раззявил рот?!
У нас не пьют на брудершафт,
Ты перепутал вход.

Блеснуло золото в зубах,
Забрызгало слюной…
А я, в поношенных штанах,
Голодный и больной,

Решал единственный вопрос:
Предать иль не предать?
Как будто пачку папирос
Пришёл на хлеб менять.

Но «шкаф» был опытен, умён,
Нахален, как паук.
Занёс меня в реестр имён
И совесть – хлоп в сундук!

– На, получай за вещь сполна
И дальше падай вниз,
Тебе дарует сатана
Бессовестную жизнь.

Я пропустил его намёк,
Квитанцию в карман:
– Мерси, мусьё!
– Прощай, совок!
Да здравствуй, Нью-Иван!

И вот я в новеньких штанах –
Гуд монинг! Видерзейн! –
На незнакомых языках
Приветствую друзей.

Лечу в Нью-Йорк. Качу в Париж.
В Канаду. В Амстердам.
Верчу дела. Блюду престиж.
Хожу по головам.

Сметать преграды на пути –
Неслабая стезя…
Да только в отчий дом войти
Без совести нельзя.

Я поражён, сражён, побит,
А бес мой – тут как тут.
– Спеши в ломбард, – мне говорит.
И поднимает кнут.

Знакомый зал.
Всё тот же «шкаф»,
Да я – не дуралей!
Со мною пили брудершафт
Потомки королей.

– Здесь вещь моя! – кричу я в лоб. –
Вот деньги, документ…
Давай скорее, остолоп,
Высчитывай процент.

«Шкаф» заскрипел.
Что взять с него…
Открыл ногой сундук.
Но не увидел ничего
Ни в нём я, ни вокруг.

Лишь только старые штаны.
Да пыль. Да таракан…
А «шкаф» глядел со стороны
И водку лил в стакан…

ДОРОГА В НИКУДА

Война Миров – дорога в никуда …
В преддверии Великого Суда
Собрал Всевышний подданных своих.
Про жизнь спросил и о делах земных.

И гром гремел, и бледен был Господь.
Француз ответил:
– Миром правит плоть!
– Мы не согласны! – возразил еврей…

А русский молча выпил за друзей
И положил горбушку на стакан…
А мусульманин руку на Коран.
И лица в ожиданье напряглись…

Господь воздал, и души вознеслись…
Блажен, кто верою и помыслами чист!
– А как же мы?! – воскликнул атеист.
И погрузилась, суша в океан…

Познали Господа потомки обезьян

БАЛЛАДА О БЛАГОРОДНЫХ МЕТАЛЛАХ
   
Господь дал людям серебро.
И злато дал! И всё – с избытком…
А Сын Его погиб под пыткой –
За то, что веровал в Добро.
За то, что знал всё наперёд,
«Распни, распни!..»  – кричал народ.
   
Компьютер заменил перо,
Но не избавил мир от злобы…

Однажды Злато высшей пробы
И высшей пробы Серебро,
Кольцо и дамский медальон,
Попали на аукцион.

– Ну вот! – съязвило Серебро, –
Ты – лот четвёртый, я – десятый.
Сейчас вальяжные ребята из антикварного бюро
Почертыхаются слегка и продадут нас с молотка.

– Глупцы! Гореть им всем в огне!
Причём в аду! – сказало Злато. –
Я знало Понтия Пилата,
А перст его был братом мне.
Мы ужас сеяли и страх…

– Мой друг! Ты сбрендило никак! –
Расхохоталось Серебро. –
Ну, где теперь твой прокуратор?!
А я касалось губ Сократа,
Шепталось с женщиной его.
А мудрость, золотце, не власть:
Купить нельзя и не украсть!..

Два лота, страшно дорогих,
В хвальбе не ведали предела.
И Матерь Божия смотрела
Печально-горестно на них.
Вовек не видела добра
Она от злата-серебра.
   
Назавтра грянула война.
И было царствие Булата.
И продалось за водку Злато,
А Серебро – за горсть зерна.

И Бога вспомнили они.
И гвалт толпы: «Распни, распни!..»
И слёзы были у креста…
Добро и Зло – в одной упряжке!
И, может, в нищенке-бродяжке
Душа воскресшего Христа…
А люди гибнут за металл…
– Прости, Отец, их! – Сын сказал.
ЛАМПАДА
Притворяться святыми не надо.
Все грешили когда-то немного…
Верой-правдой служила я Богу
И была неподкупной лампадой.

А когда Бога в доме не стало
И убрали иконы с божницы,
Погасили меня…  И светиться
Я, заплёванная, перестала.

– Свет твой вреден! – сказали мне строго,
Отобрали чины и награды.
И добавили тихо: – Так надо!
Умер Бог! Слава новому Богу!

Тотчас ангелы миру явились.
Впрочем, было так... Много раз было.

И безмолвную, ту, что светила,
Опрокинули те, что молились!

НЕ ПОМНЮ, НЕ ЗНАЮ…
ИЛИ ПРЕДЧУВСТВИЕ АПОКАЛИПСИСА

Не помню, куда я ехал…
Кричало, взывало эхо:
– Не время сейчас молиться!
Сын первого человека –
Презренный братоубийца.

И камни поднялись в воздух,
И задрожали звёзды,
И понеслась потеха…
И ужаснулось эхо.
Умолкло. Но было поздно.

Всё в прошлом!.. И всё так будет!
Ни звёзд, ни судей, ни судеб!..
И солнце глядит сурово
На мёртвых… И Божье слово:
«Не троньте Каина, люди!»

Не помню, куда я ехал,
Не знаю, что стало с эхом…
О Боже! Дозволь мне проснуться….

АПОКАЛИПСИС.
МОНОЛОГ СОЛНЦА

Господь мне сказал: «Свети!» –
Всё просто, и всё понятно.
Быть нужным всегда приятно.
Почётен огонь в пути!..

И сотворил мне твердь. *
И сделал своей звездою.
Земля была молодою,
Не ведала слова «смерть».
 
«Свети!» – повторил Господь.
И появились люди.
Хорошее да прибудет!..
Восславьтесь, душа и плоть!

Прошли миллионы лет.
И вот человек однажды
Сказал: «Солнце зрит не каждый,
А Господа просто нет!»

И всё!.. Помню шквал огня…
Господь Тьму вернул обратно.
Холодный Мир лёг на ватман –
Без веры и без меня…

*Небесная твердь - небо, небесный свод.

ГОРИЗОНТ
 Памяти безвременно ушедших из жизни
                русских поэтов.

Есть мачты, паруса – да ветра нет!
Есть горизонт – да лодка на приколе…
Жить на чужбине, лес валить в неволе,
В могилу лечь в расцвете сил и лет –
Такая у поэтов русских доля!

Напрасно ветер бьётся взаперти,
Пытаясь вырваться и разорвать оковы.
Ему ль не знать – действительность сурова!
И гаснут звёзды на её пути.
И горизонт недосягаем снова

РАЗМЫШЛЕНИЯ У РАЗБИТОГО КНИЖНОГО ШКАФА

Вот ты и умер, книжный шкаф!
Неужто твой философ прав
И сбудутся его пророчества?
Но, право, умирать не хочется! –
Недолюбив, недомечтав…

От человечества устав,
Земля запросит одиночества
И первозданной тишины,
И книги будут сожжены…
И пыль захватит власть на полках…
Не тронут душу у ребёнка
Герои сказочной страны…

И овдовевшая двустволка
У обезглавленной стены
Какой неведомо страны
Замрёт под тяжестью вины
За то, что разбудила волка
Посредством пули и курка,
По воле пьяного стрелка
В угоду царственным подонкам.

Но хищно лязгнули клыки…
И души – в крик! И небо клочьями…
Вся в ранах, шрамах, кровоточинах,
Земля решит, что жизнь закончена,
И распадётся на куски.
***
Что ждёт нас в мире бестелесном?
Вольготен будет или тесен
Нам уготованный приют?..
Какие растворятся двери?
Но, может, каждому по вере
Не подадут, а воздадут?

Там поздно думать о премьере!
Не будет зрителей в партере.
И лампы в зале не зажгут.
Неужто сбудутся преданья?
И Тот, кто выше всех по званью,
Придёт вершить Великий Суд…
Но, может, предсказанья врут?

БАЛЛАДА О ЦИФРАХ,
ИЛИ ГРИМАСЫ СТАТИСТИКИ

Колонки цифр ворвались в тронный зал.
Переполох поднялся во дворце.
– Наденьте маски! – Дьявол приказал. –
Мы в тридевятом дантовом кольце.
 
Здесь шум и гам. Здесь страшная жара.
Больную душу ставлю на зеро…
Я ложь глушил стаканами вчера,
А нынче правды вылакал ведро.
 
Колонки цифр построились стеной,
Привычный мир ломая и круша.
– Пришли за мной… Они пришли за мной! –
Вопит моя заблудшая душа…
 
Всё! Ставки сделаны… Жду Страшного суда.
И  слышу шёпот: – Выпало зеро!
– Вы чем-то недовольны, господа?
Я нынче правды вылакал ведро!
 
Колонки цифр взорвали тронный зал.
– Снимите маски! – Дьявол приказал…

СТРАННЫЙ СОН

Странный сон вижу я: черти с духами
Безобразничают, дуют в ухо мне:
– Выпей, друг! Насладись «беломо;риной».
Ты сегодня прощаешься с Родиной!

«Вы чего», – говорю, – завелись с утра?»
– А того! – говорят, – пировать пора!
Силы тёмные, силы несметные
Одержали победу над смертными.

Извиваются тропочки узкие,
Колобродят берёзки нерусские.
И нахально зовут в заведения
Легкомысленные привидения:

– Эй, мужик, заходи, кушать подано!
Русь твоя с молотка будет продана.
Слишком долго сидел ты на привязи,
Думал, кто-то другой воз твой вывезет.

Но сорвался с цепи, как шатун-медведь.
И коня задрал и свалил на ведьм…

– Вы чего? – повторяю в смятении.
– А того! – шелестят привидения.

Я зевнул и очнулся в полиции.
Значит, точно – дошёл до кондиции,
Раз мерещатся всякие глупости.
Вот сейчас поколотят и выпустят.

Так и вышло. Шагаю довольный я.
Слава Богу! Страна наша – вольная!
Босиком по родным по колдобинам
Мимо памятника русским воинам.

Прохожу всю дорогу центральную
И сворачиваю на Вокзальную.
Там пивнушка. Там – Варька Рогожина!
Дух ядрёный! И всё как положено…

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛАМПОЧКИ

 Её прообраз  мощностью в сорок Ват,
 светил в туалете одной городской квартиры…
 но однажды засиял так…

Я не помню – когда и откудова
Появилась у нас эта лампочка.
Может, с Вологды, может быть, с Чудова…
Но не важно – не светская дамочка.

И светила по первости тускло так.
Может быть, не старалась особенно.
Сорок Ватт в электрических мускулах
Не спешили знакомиться с Родиной.

Туалет, впрочем, дело интимное.
И светить в нём особенно нечего.
Сделал дело своё по-спортивному –
И гуляй, и приятного вечера!

Я свалился в постель раньше времени.
Рядом пиво поставил прохладное.
Засыпаю, но чувствую теменем:
Что-то в доме творится неладное.

Я поднялся, обул ноги в тапочки,
Опорожнил бутылку до донышка.
И бегом в туалет, там же – батюшки! –
Лампа светит что ясное солнышко.

От макушки до пяток просвеченный,
Словно в суд заявился с повинною,
Я на стенку, а стенка-то с трещиной,
И страшенный паук с паутиною.

Я за дверь. Свет за мною – в прихожую.
Голова сразу кругом поехала.
Мне – хозяину! – пьяною рожею
Угрожает небритое зеркало.

Завопил я и ринулся в комнату,
Спотыкаясь, петляя по-заячьи.
На стакан наступил перевёрнутый,
Чертыхнулся в сердцах на ночь глядючи.

Тут окурки пошли из-под плинтуса.
Заскулила посуда за вёдрами.
И дурацкое дерево фикуса
Посмотрело совсем не по-доброму.

Как такое стерпеть безобразие!
Я сорвал с ног дырявые тапочки…
Спите мирно, Европа и Азия!
Взмах руки… И ни света, ни лампочки.

А потом, наклонясь над осколками,
В полумраке, но в полном спокойствии
Я сказал: – Ах, какие мы – тонкие! –
И напился с большим удовольствием…

ЗАКОН ЗЕМНОГО ТЯГОТЕНИЯ

Велик закон земного тяготения
И справедлив – когда есть парашют…
Мы с лучшим другом в день его рождения
Зашли в кафе под вывеской «Приют».

Купили водки, сигареты «Невские»
И закусь взяли и открыли рты.
И друг сказал: – За марки, за немецкие,
Я в Ленинграде брошен был в «Кресты».

А нынче сын мне подарил сто долларов,
Каков нюанс! Что скажешь, старина?!
Невестка, правда, почернела здо;рово.
Куда ни глянь – везде её слюна.

Мы закурили…После водки выпитой
Душе и телу сделалось теплей.
И память возвратила пережитое…
И я сказал: – Не надо про детей!

Они в рывке, а мы с тобой в падении,
И до земли каких-то пять минут…
Велик закон земного тяготения,
Но нам достался рваный парашют.

ЗАКОН РАВНОВЕСИЯ

Чашу заклеишь – бокал разобьёшь.
Это закон равновесия.
Если есть правда, должна быть и ложь!
Так почему же не весел я?

Горе и радость, огонь и вода –
Вехи, столбы пограничные...
Власть у судьбы не забрать никогда
Без равновесия личного!

Задан вопрос, но не найден ответ! –
Возгласы… мат… междометия…
После заката приходит рассвет,
После забвенья – бессмертие…

Чашу заклеишь – бокал разобьёшь.
Это закон равновесия.
Если есть правда, должна быть и ложь!
Так почему же не весел я?

ПАМЯТИ ЖЕРТВ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ ТРАГЕДИИ*

Девочке Тане четыре годочка.
Девочка Таня проснулась вдруг ночью.
Мамочка, мама! – всплакнула девчушка. –
Дай мне попить.
Мне не спится…  Мне душно…

Но не ответил ей голос знакомый.
Что же случилось?  Нет мамочки дома?
С преданным другом – тряпичным медведем -
Маму искать побежала к соседям.

Долго ручонки в квартиры стучали.
Двери железные не отвечали.
Звёзды погасли, луна не светила.
И тишина… и могилы… могилы…

Всё. Просыпаюсь. Вползаю в сознанье.
Жив и здоров!.. Не в тюрьме.  Не в изгнанье…
Ночь на исходе. Грядёт воскресенье.
Боже!  За что мне такие виденья?!

Встал. Закурил. Выпил самую малость…
Дочка в кроватке во сне улыбалась.
Дедовы ходики время считали –
Прошлое с будущим соединяли.

Сон. К чёрту сон! Настежь окна и двери.
Я не хочу! Не желаю! Не верю!
Было не так всё. Вот первые строчки:
Спит сладко-сладко, ручонку под щёчку,
Девочка Таня… И близится Пасха…
Жаль, что Чернобыль - не детская сказка…

*Чернобыльская трагедия – это печальный урок для человечества.Самая грандиозная техногенная катастрофа
 произошла 26 апреля 1986 года, на 4-м блоке Чернобыльской атомной электростанции в небольшой городке-спутнике под названием Припять.

ПАМЯТИ ЭКИПАЖА ПОДЛОДКИ «КУРСК»

Приговор был, как выстрел, коротким…
Содрогнулась от боли страна.
На затопленной в море подлодке
Очутилась внезапно она.

«По местам!» – прогремела команда…
Ложь красива и многим к лицу…
А суровая, горькая правда
По плечу только Богу Творцу!

Если совесть слепа и безмолвна, 
Ей цена - два стакана вина!
Мир дрейфует на лодке огромной
И не видит опасного дна.

Убиенным бессмертье даруют!
Свечи ставят на Млечном пути…
Дайте воздуха, добрые люди!
Царь Небесный, грехи отпусти!

Приговор был, как выстрел, коротким…

ВСПОМИНАЯ БОРОДИНО

«Скажи-ка, дядя, ведь   недаром
Москва, спаленная пожаром,
французу отдана?..»
М.Ю.Лермонтов, «Бородино».

Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Земля охвачена пожаром до самой Колымы?

Нам сволота швыряет кости,
Но нет зубов. Нет даже злости!
И стонут предки на погосте:  – Богатыри не вы!..

Плохая нам досталась доля…
Но чу! Уж свищет ветер в поле!
Он весть несёт. Господню волю…
Услышьте же, волхвы!

    ЛЕГЕНДА О ПАЛАЧЕ

Пролог

Прошлого не украсть
Ни палачам, ни судьям,
Боги имеют власть,
А умирают люди…

Часть I. Начало. XX век

– Из народишка, что половчей,
Сколочу я артель палачей
И начну без эмоций и слов
Животы отделять от голов…

И запрыгал палач, точно мяч.
Поскакал по Расее палач.
Прыг да скок – по полям, по долам,
По рукам, животам, головам.

И молились ему палачи,
И хихикали бесы в ночи,
И дремал русский дух на печи;…
Не кричи, помолчи, промолчи…

Часть II.Смерть палача

В извечных странствиях за славой и успехом
Я попросил владыку тьмы и зла
Продать мне стрелы для борьбы со Смехом
И разрешить стрелять из-за угла.

И, получив поддержку их злодейства,
Назло плеяде жалких добряков
Я превратил расправу в святодейство,
Мир разделив на злых и дураков.

Я не щадил ни тело и ни душу.
И презирал послушных мне людей.
Я кораблям велел ходить по суше,
Автомобилям – ползать по воде.

И вот, когда добрался до вершины,
Которую так долго воздвигал,
Болезнь меня ударом страшным в спину
Монашке чёрной бросила к ногам.

Ну, всё, конец! Не будет больше Смеха.
Никто не влезет с шуточкой в окно.
Свершилось то, к чему я долго ехал.
И мне впервые сделалось смешно!

Часть III. Похороны палача

Были рядом они. И свеча,
И плевок на портрете строгом…
Провожали глаза палача,
А уста отпевали бога.

Жил да был человек и ушёл.
В землю лёг – обычное дело.
Но плевку было нехорошо,
А свеча исцелить не смела…

Часть IV. Память.

Ей разбивали губы,
Клеймили за нрав и спесь.
Крошили и рвали зубы…
А Память была… и есть

    ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ СУКИНА СЫНА   
СУКИН СЫН

Я – щенок неизвестной породы!
Сколько нас – друг на друга похожих,
Обречённых на долгие годы
Цепь влачить, устрашая прохожих.

Первым делом из кожи добротной
Мне хозяин сварганил ошейник.
И ремень заграничной работы
Для острастки повесил в передней.

А потом, точно школьника в классе,
Стал учить меня тайнам природы.
Он военный, полковник в запасе.
Ну, а я – неизвестной породы!

И, когда в середине урока
Я посмел ухмыльнуться недобро,
Он сказал мне: – До Бога далёко! –
И добавил, ударив под ребра:

– Господа не прощают обиду.
Зуб за зуб! А за глаз – оба глаза!
Чтобы не раздавили, как гниду,
Не кусайся, щенок, без приказа!

Научись подчиняться командам,
И тогда у тебя, пёс безродный,
На десерт будет торт шоколадный,
Суки будут и всё что угодно…

Человек – фантазер от природы.
Тюрьмы выдумал… выстроил лично.
А щенок неизвестной породы
Лапу поднял – и всё как обычно…

СМЕРТЬ СУКИНА СЫНА

Я со сворой собачьей расстался вчера,
Но к волкам не примкнул – не стерпелся.
Волчья жизнь – это долгая ночь без костра,
К чёрту сказки про храброе сердце!

Только клич вожака: – Навострите клыки!
На разбой собирается стая! –
А голодные псы за мясные куски
Пятки лижут у хмурых хозяев.

Совершенно один. Без родных и друзей.
Без врагов – не бывает, однако…
Я завыл на луну и у чьих-то дверей
Взял и умер бездомной собакой.

Только клич вожака: – Навострите клыки!
На разбой собирается стая! –
А голодные псы за мясные куски
Пятки лижут у хмурых хозяев.

МОНОЛОГ РУССКОГО ИКАРА

Бесновалась толпа, алкоголем наполнив аорты:
– Человеку летать не дозволено, глупый Икар!
Я парил над землёй – колыбелью живущих и мёртвых -
И в созвездии Псов справедливость для мира искал.

Мне свистели вослед. Предрекали тюрьму и верёвку.
Сила силу брала, и судьбина точила косу.
Я смотрел на людей. Было грустно, обидно, неловко –
Что скажу я Творцу? Весть какую Ему принесу?

Равнодушный народ равнодушно бродил по дорогам.
Он не верил в себя, и страшила его высота.
Лицемерный народ лицемерно кричал мне с порога:
– Выбрось крылья, Икар! И печать наложи на уста.

А на грешной земле, где был я неугодным и лишним,
Горизонт засыпал, и заря торопилась к нему.
Я о солнце мечтал. Я хотел говорить со Всевышним.
Кто сказал, что богов знать при жизни нельзя никому?!

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОД СТУК КОЛЁС

Какая ты все же большая –
Россия, Отчизна моя!..
Но дождь…Он не землю питает,
Он тупо пытает меня.

Попутчик мой, враль первоклассный,
Смешит простодушный народ.
Меняются станции, кассы…
А дождь всё идёт и идёт…

И вьются тропинкою узкой,
Петляют верста за верстой.
Земля называется русской.
А русскою - значит святой!

Но вырвалось солнце из плена -
И к людям, в сердца и умы.
И кровь заспешила по венам,
А значит – не мёртвые мы!

Я сбросил покорность с коленей -
И к чёрту… в окно… на перрон…
И ветер с настоем сирени
Ворвался в плацкартный вагон.

И снова тропинкою узкой
Петляют верста за верстой.
Земля называется русской.
А русскою - значит святой.

ЧЁРНЫМ ПО БЕЛОМУ

У соловья отобрали рощу!
Но дали взамен особняк у моря.
И слуги ему заказали яства
И самые лучшие в мире вина.

У соловья отобрали небо!
Но выстлали пол дорогими коврами.
И люстру повесили из самоцветов.
И привезли золотую рыбку.

У соловья отобрали звёзды!
Но главную роль предложили в спектакле.
И зрителей дали – громадный город.
И фонограмму аплодисментов.

И рыбке велели: – Сверши нам чудо!
Заставь соловья песни петь в неволе...
И рыбка покорно хвостом вильнула.
И соловей обернулся дятлом.

У соловья отобрали рощу...
У соловья отобрали звёзды...
Стучит по стволу одинокий дятел.
А чудо обратной дороги не знает...

МОНОЛОГ АВТОМОБИЛЯ «ЗАПОРОЖЕЦ»

Я по дорогам русским,
Ухабистым и узким,
Не ведая нагрузки,
Повсюду проезжал.

А надо мной смеялись,
Глумились, издевались:
Мол, если ты машина,
То ты – большой нахал!

Я говорил прохожим,
Противным, толстокожим:
– Малышка «запорожец»
Ни в чём не виноват.

Но злая, как овчарка,
Крутая иномарка
Под магазинной аркой
Разбила мне фасад.

Хозяин мой взбесился.
Он никогда не злился,
А тут за лом схватился,
Ужасно побледнев.

А тот, кто был в «тойоте»,
Швырнул нам по банкноте -
И в крик: «Куда вы прёте?
Не видите, я – лев!»

Наглец и образина!
Хлебнул, видать, бензина.
И думает, скотина,
Что он большой спортсмен.

А был бы я КАМАЗом,
Не так бы пел, зараза!
Неделю б с унитаза
Не слазил, супермен!

Мне надоели лорды,
«Фольксвагены» и «форды»,
Я «запорожец» гордый -
От фары до руля.

Хохол наполовину,
Я родом с Украины,
Династии старинной -
На зависть «жигулям».

Потрепанный, помятый,
Я в доску свой, ребята!
Ни Англии, ни Штатов
Не знаю, не хочу!

На дерзкую «тойоту»
Отправлюсь на охоту
И возле поворота
Мерзавку проучу.

МОНОЛОГ АВТОМОБИЛЯ «КАМАЗ»

Не прошу ни награды, ни милости.
Мне бы волю да ветра глоток!
Я, КАМАЗ, на дорогах извилистых
Отбываю пожизненный срок.

А туман ненасытный бессовестно
Пожирает промокший асфальт.
И дымит сигаретой бессонница.
И на стрелки ворчит циферблат.

У хозяина – дома две дочери.
Он спешит, подгоняет мотор.
Я скриплю тормозами рабочими,
И соляра сочится из пор.

А туман ненасытный бессовестно
Пожирает промокший асфальт.
И дымит сигаретой бессонница.
И на стрелки ворчит циферблат

С человеком тягаться бессмысленно!
Мы летим… Мы в крутом вираже…
Мой прицеп догорает под Тихвином.
И печаль на пустом гараже.

А туман ненасытный бессовестно
Пожирает промокший асфальт.
И дымит сигаретой бессонница.
И на стрелки ворчит циферблат.

ЧЕТВЁРТЫЙ ПОВОРОТ

Мне нужен был четвёртый поворот.
Сказали мне: за ним златые горы!
И я услышал и рванул вперёд,
Доверив жизнь бездушному мотору.

И первый перекрёсток пролетел
Легко и просто, на одном дыханье.
Но я не знал, что угодил в прицел,
Победа – всем безумствам оправданье!

А во второй раз вырулить не смог…
И кровь была. И  страх, и трос буксирный.
И руки мамы… Но забыт урок,
И вновь колёса на дороге пыльной.

И снова ветер, солнце, звездопад…
Я весел и влюблён и очень молод.
И скоро буду сказочно богат
И подарю любимой светлый город…

Но где несчастный третий поворот?
Мне без него не одолеть четвёртый...
Визг тормозов… Врубаю задний ход,
А там мосты горят   и воздух мёртвый.

Дороги нет! Нельзя ни вверх, ни вниз…
О Господи! Слепа душа  без света…
И внял Господь!.. И возвратил мне жизнь!..
А поворот четвёртый спрятал где-то….

МОНОЛОГ МЯТЕЖНОЙ ДУШИ ПОГИБШЕГО ПОЭТА

Вглядитесь, в траур небеса одеты,
Не светит ковш Медведицы Большой…
Я навсегда покинула поэта:
Нет больше сил – служить ему душой!

Он не жалел меня, всё гнал куда-то. –
Спешил прийти, увидеть, победить.
Был бунтарём, мечтателем, солдатом…
Всех ран его не счесть, не залечить.

Я задыхалась, в мир попав жестокий,
А он слезинки собирал мои,
И превращал их в буковки и строки,
И строил храм на собственной крови.

А коль, случалось, слов недоставало
И стены воздвигались кое-как,
Он всё ломал. Всё начинал сначала.
И снова боль… И пена на губах!

Он рвался ввысь, срывался, падал в бездну,
Но всё прощала, понимала я:
Раз есть поэты - значит есть надежда!
А нет надежды - нет и бытия!

Я столько с ним скиталась по дорогам,
Что от меня он, видимо, устал…
И я ушла. Ответ держать пред Богом,
А мёртвый он – взошёл на пьедестал!


Рецензии